В машине дети: малыш до года и 1 или 2 ребенка
Возраст: от 3 до 6 лет
Чтобы речь малыша была выразительной, яркой и красочной, чтобы он мог говорить быстро или медленно, его надо учить пользоваться умеренным темпом речи. В ходе игры вырабатывается умение повышать и понижать голос, говорить высоким тоненьким и низким голосом. Это полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения звуков.
Всем известно, что детей очень веселит, когда взрослый начинает смешно и непохоже на себя разговаривать. Отличным способом отвлечь мою восьмимесячную дочку от нарастающего недовольства ездой в автомобиле была игра в «кто как говорит». Я рассказывала примерно такую историю:
— Утром мы вышли гулять и услышали, как кто-то пищит «пи-пи-пи» (тоненьким голоском). Это маленький котенок потерял свою маму, зовет ее, щурится слепыми глазками. Как пищит котенок? Пи-пи-пи. Прибежала мама-кошка, громко замяукала и понесла своего котенка домой. Как замяукала мама-кошка?
Обычно после первых двух вопросов она включалась в игру — переставала беспокоиться и плакать.
А уже в год стала сама активно принимать участие в игре — тоненьким голоском пищать как мышонок или мяукать как мама-кошка.
Эту игру можно сделать более наглядной, если запастись игрушками разного размера или карточками с изображением животных и их детенышей.
Например.
— Если разговаривают взрослая собака и щенок, то взрослая собака лает громко: «Гав-гав!».
Ребенок громко произносит:
— Гав-гав!
— А щенок лает тихо: «Гав-гав!». Как лает щенок? Ребенок тихо произносит:
— Гав-гав!
Нужно следить, чтобы ребенок не кричал, а говорил спокойно, повышая и понижая голос.
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 4 лет
Можно поиграть с омофонами — искать слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному: код — кот, лиса — леса, лук — луг, пруд — прут.
В машине 1 или 2 ребенка разного возраста и мама за рулем
Возраст: от 5 лет
Игра-артикуляционная гимнастика.
Выбирается какая-нибудь простая фраза, например: «Жили у бабуси два веселых гуся». Начиная с первого игрока, эта фраза произносится всеми игроками по очереди.
Каждый участник игры должен произнести ее с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивления, безразличия и т. д.).
Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры.
Затем выбирается новая фраза.
В машине дети: малыш до года и 1 или 2 ребенка от 3 до 6 лет
Игра развивает звуковое внимание. Закладывает навыки грамотного письма и хорошей дикции. Она активно используется логопедами.
Дети должны вслед за взрослым повторять звуковую цепочку. Например: «со-сы-су, ро-ры-ру, па-пы-пу, фо- фы-фу» и т. д.
Постепенно нужно увеличивать цепочку слогов. Играть можно в любое время и в любом тихом месте. Можно сопровождать звуки разными телодвижениями, имитируя тех или иных животных.
Придумывать такие звуковые цепочки может как взрослый, так и сам ребенок.
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 4 лет
Выбирается буква, на которую придумываются разные слова.
Ведущий («любопытный») обращается к игрокам поочередно с вопросами: кто? с кем? зачем? откуда и т. д.
Игроки должны давать ему ответы, которые начинаются на задуманную букву.
Например, объявлено, что надо отвечать только с буквы «К»: «Кто? — Кошка. — Когда? — Круглый год. — С кем? — С крысой. — Откуда? — С карниза». Тот, кто ответит на вопрос не с той буквы или замешкается, проигрывает.
В зависимости от числа игроков принимается решение продолжать игру или начать ее сначала.
В машине дети: малыш 1-2 лет и 1 или 2 ребенка от 3 до 6 лет
Игра помогает ребенку получить знание о словообразовании. Способствует расширению словарного запаса. Развивает творческие способности.
Ведущий просит детей попробовать изменить привычное им слово, добавив к нему, например, слог «ки»:
баран — баран-ки,
пол — пол-ки,
цвет — цвет-ки,
ночь — ноч-ки,
дочь — доч-ки и так далее.
Можно играть и так: ведущий называет начало слова и просит детей добавить к нему другой слог, например, слог «ик»:
слон — слон-ик,
дом — дом-ик,
гном — гном-ик и так далее.
Играть можно в паре с ребенком. Можно попросить детей объяснить, как изменяется значение слова. Например, большое становится маленьким. Единственное превращается во множество и т. д.
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и взрослый пассажир
Возраст: от 6 лет
Игра поможет заложить и закрепить навыки выделения отдельных звуков в слове, деления слов на слоги. Расширяет словарный запас. Способствует развитию творческих способностей ребенка.
Для начала берите самые простые слова, состоящие из трех-четырех букв, например: «Луна — улица — корова». Складываем первые буквы и получаем слово «лук».
Для наглядности можно использовать мел и доску или ручку и тетрадь. Благодаря этому у ребенка будет развиваться и зрительная память. Первые буквы слов нужно будет выделить отдельным цветом или обвести кругом. С помощью такой методики закладываются основы чтения.
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 4 лет
Альбом
Витамин
Диван
Ира
Будка
Аист
Банан
Гуси
Винтик
Панама
Ушки
Сок
В машине дети: малыш 1-2 лет и 1 или 2 ребенка от 3 до 6 лет
Игра расширяет словарный запас, помогает ребенку закрепить навык преобразования слов.
Из большого предмета или животного нужно сделать маленького. Например: слон — слоненок, курица — цыпленок, одеяло — одеяльце и т. д.
Иногда у детей получаются очень смешные словообразования. Вы получите большое удовольствие от этой игры.
В машине дети: малыш 1-2 лет и 1 или 2 ребенка от 3 до 6 лет
Игра расширяет словарный запас, помогает ребенку закрепить навык преобразования слов.
У предложенного ему слова ребенок должен поменять грамматическое число. Например: носок — носки, листок — листья, человек — люди и т. д.
В машине дети: малыш 1-2 лет и 1 или 2 ребенка от 3 до 6 лет и взрослый пассажир
Цель этой игры — научить ребенка образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах, правильно употреблять их в предложениях.
Для выработки автоматизма в произношении слов эту игру полезно совмещать с какими-либо действиями. Например, взрослый говорит: «Волк», — и хлопает в ладоши один раз, ребенок отвечает: «Волки», — и хлопает в ладоши два раза.
• Теленок — телята, много телят;
• поросенок — поросята, много поросят;
• жеребенок — жеребята, много жеребят;
• щенок — щенки, много щенят;
• зайчонок — зайчата, много зайчат.
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 3 лет
Виноград — виноградина
Картофель — ...
Горох — ...
Жемчуг — ...
Дед —...
Свинья — ...
Баран — ...
Теленок — ...
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 3 лет
Хлеб — в хлебнице
Сахар — ...
Мыло — ...
Салат — ...
Конфеты —
Сухари — ...
Салфетки — ...
Суп — ...
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 4 лет
Игра с суффиксами, обозначающими степени сравнения прилагательных.
Персонажами могут быть герои сказок. Например, медвежонок Мишутка сильный, медведица Настасья Петровна сильнее, а медведь Михайло Иванович — сильнейший.
Один из трех сыновей у царя может быть мудрым (или умным), другой — мудрее, а третий — мудрейшим и т. д.
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 3 лет
Стакан из стекла — стеклянный
Ложка из дерева — ...
Варенье из вишни — ...
Подушка из пуха — ...
Шарф из шерсти — ...
Компот из яблок — ...
Платье из шелка — ...
Кораблик из бумаги — ...
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 3 лет
Рубить — топором
Резать — ...
Вытираться — ...
Писать —...
Есть — ...
Умываться —...
Причесываться — ...
Стучать —...
В машине 1 или 2 ребенка разного возраста и мама за рулем
Возраст: от 5 лет
Играют двое. Один говорит, например:
— Ты дерево.
Другой:
— А ты стул!
— А ты цветок!
— А ты холодильник!
и так далее.
Если слово уже было названо, то больше его использовать в игре нельзя.
Эта игра кажется очень смешной и увлекательной для ребенка. А родитель, играя в такую забавную игру, помогает своему ребенку научиться использовать названия тех предметов окружающего его мира, которые в обыденной речи он совсем не употребляет или употребляет редко. Играя, ребенок, исчерпав весь свой активный запас слов, обращается за помощью к окружающей его обстановке. Нельзя называть вещи обидные: тряпка, унитаз, грязь. Если название такого предмета было произнесено, другой игрок говорит: «Нет, это обидное слово», нужно назвать другое слово.
В машине 1 или 2 ребенка разного возраста и мама за рулем
Возраст: от 5 лет
Вариант игры «Добрые обзывалки»: помимо существительного называется прилагательное.
Например:
— Ты высокое дерево!
— А ты стул коричневый!
и так далее.
По правилам нельзя использовать обидные слова.
Игра, помимо развития речи, еще и приучает избегать обидных слов. И даже помогает слишком вспыльчивым учиться контролировать свои эмоции. Слышала, как ребенок на обращение: «Ты мелочь пузатая» отреагировал: «А ты лампочка», что весьма ошарашило собеседника, закончилось хохотом и не дало разгореться ссоре.
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 3 лет
Игра расширяет словарный запас. Учит правильно пользоваться прилагательными.
Ведущий загадывает про себя слово. Например, «машина». Остальные пассажиры придумывают и называют по одному прилагательному. Например, кто-то говорит: «стеклянная», другой — «сладкая». Когда все скажут свои слова-прилагательные, ведущий произносит загаданное им слово. Получается: стеклянная сладкая машина.
Игра проводится в быстром темпе.
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 6 лет
Ведущий поизносит небольшой связный текст (2— 3 предложения). Дети внимательно слушают и пытаются запомнить по отдельности все имена существительные, глаголы, наречия и т. п.
А после перечисляют по группам все услышанные ими части речи. Поверьте, это не так-то просто.
В машине дети: малыш 1-2 лет и 1 или 2 ребенка от 3 до 6 лет
Игра расширяет словарный запас, помогает ребенку учиться сопоставлять различные явления, предметы по признаку противоположности.
Взрослый называет: «Ночь». Ребенок должен ответить: «День».
Солнце — луна, холодно — жарко, зима — лето, красивый — страшный...
В машине 1 или 2 ребенка разного возраста и мама за рулем
Возраст: от 3 лет
Ведущий предлагает по очереди назвать за 1 минуту пять предметов одного цвета (красного, желтого, синего и т. д.). На каждом новом этапе игры цветовая палитра должна меняться.
Тот, кто не сможет за минуту припомнить пять предметов названного цвета, выходит из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается.
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 5 лет
Придумайте любую несложную фразу.
Попросите ребенка повторить ее, но другими словами. После этого вы в свою очередь попробуйте произнести фразу другими словами. У детей получаются удивительные предложения.
Например:
Кошка быстро перебежала улицу.
Кошка пронеслась по дороге.
Кошка промчалась по мостовой.
Кошка пролетела по шоссе.
Кошка пробегала по асфальту.
Примеры рабочих фраз:
Мышка стащила кусок сыра.
Костер горит ярким пламенем.
Дети плавают в реке.
Повар приготовил отличный обед.
Птицы звонко щебечут в лесу.
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 4 лет
Цель игры — образовать цепочку слов одной тематической группы: существительных в именительном падеже.
Например, задается тема: путешествие на паровозе.
Взрослый говорит первое слово: «паровоз», а ребенок должен продолжить за ним и сказать, например: «чемодан». Взрослый продолжает: «перрон» и т. д.
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 4 лет
Игра поможет ребенку научиться контролировать свою речь. Даст стимул давать развернутый ответ на вопрос.
Лучше, чтобы сначала ведущим был взрослый. Затем, по мере освоения детьми правил игры, роль ведущего может занимать любой ребенок.
Ведущий задает детям вопросы, побуждающие их односложно ответить «да» или «нет». По правилам, отвечая на вопросы ведущего, нельзя произносить слова: «да», «нет», «черное», «белое». Естественно, ведущий старается задать такой вопрос, чтобы игрок был вынужден нарушить правила. Задача же игрока — ответить правильно, соблюдая условия игры.
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста и мама за рулем
Возраст: от 4 лет
Ведущий, обращаясь к ребенку, произносит:
— Вам барыня прислала 100 рублей и 100 копеек и сказала:
не смеяться, не улыбаться,
губки «бантиком» не делать,
«да» и «нет» не говорить,
черный с белым не носить,
«р» не выговаривать.
Что изволите купить?
Или так:
— Вам барыня прислала голик да веник, два мешка денег,
велела не смеяться, не улыбаться,
губки «бантиком» не делать,
«да» и «нет» не говорить,
черное и белое не носить.
Вы поедете на бал?
Дети, отвечая на вопросы, должны соблюдать все введенные ограничения, а ведущий, напротив, старается их провоцировать.
Не правда ли, не смеяться намного сложнее, чем просто не говорить «да» и «нет»?
В машине 1 или 2 ребенка разного возраста и мама за рулем
Возраст: от 6 лет
Предложите детям повторить за вами скороговорки. Раз за разом длина скороговорок должна увеличиваться.
Наш Полкан попал в капкан. (5 слов)
Три свиристели еле свистели на ели. (6 слов)
Везет Сенька с Санькой Соньку на санках. (7 слов)
Грабли — грести, метла — мести, весла — везти, полозья — ползти. (8 слов)
Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть. (9 слов)
Бык тугогуб, тугогубенький бычок, у быка бела губа была туга. (10 слов)
В поле затопали кони. От топота копыт пыль по полю летит. (11 слов)
У Маши в каше мошка. Сложила кашу в плошку и накормила кошку. (12 слов)
В машине 1 или 2 ребенка разного возраста и мама за рулем
Возраст: от 6 лет
Игра развивает ассоциативное мышление.
Один из игроков произносит вслух два случайных слова. Например: сейф и апельсин. Второй игрок вслух описывает образ, соединяющий второе слово с первым. Например: «Из открытого сейфа выкатывается гигантский апельсин».
Затем второй игрок называет третье слово, например «яйцо». Первый игрок связывает второе слово с третьим какой-то фразой: «Под кожурой апельсина оказалось яйцо», — и предлагает свое слово (четвертое).
Второй игрок связывает четвертое слово с третьим и называет пятое слово и т. д. Так игра идет по кругу.
В любой момент можно остановиться. Тот, на ком игра закончилась, должен попытаться повторить всю цепочку слов: сейф, апельсин, яйцо и т. д.
В машине 1 или 2 ребенка близкого возраста, водитель и взрослый пассажир
Возраст: от 3 до 9 лет
Читая ребенку двустишия, попросите его закончить фразы, правильно подобрав слова, близкие по звучанию и смыслу.
Дети в скверике сидели
И мороженое... (ели)
(И. Курлат)
А возле этой елки
Бродили злые... (волки)
(Л. Барто)
Елочка, елка,
Колкая... (иголка)
(М. Ивенсен)
Стала петь мышонку утка:
— Га-га-га, усни,... (малютка)!
(С. Маршак)
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая... (лисица)
(В. Голяховский)
Стала жаба важно квакать:
— Ква-ква-ква, не надо... (плакать)!
(С. Маршак)
— Заг, давай играть в футбол!
Забивай скорее... (гол).
(С. Сабашников)
Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния... (сверкнула)
(Л. Песков)
Я не бегаю к врачу —
Я сама его... (лечу)
(С. Михалков)
Мы не ели, мы не пили,
Бабу снежную... (лепили)
(А. Барто)
— И-го-го! — поет лошадка, —
Спи, мышонок, сладко... (сладко)
(С. Маршак)
Десять дней Айболит
Не ест, не пьет и не... (спит)
(К. Чуковский)
И сказала кочерга:
— Я Федоре не... (слуга)
(К. Чуковский)
Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит... (слон)
(И. Токмакова)
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты... (спишь)?
(И. Токмакова)
И рыщут по дороге
Слоны и... (носороги)
(К. Чуковский)
Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе
Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет
Игры с буквами для детей 4-6 лет
Игры на развитие внимания и речи у детей 4-6 лет
Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева
Нет комментариев. Ваш будет первым!