Игры на развитие внимания и речи у детей 4-6 лет

Развивающие игры с буквами и словами для детей средней – старшей группы

Буквы на прогулке

Продолжаем знакомить ребёнка с Дядюшкой Книголюбом. В стране АЛФАВИТА он показывал ему домик, где живут разные буквы. Вспомни, дружок, какие буквы встречались тебе в АЛФАВИТЕ. Посмотри, кто из какого окошка выглядывает. (Покажите ребенку домик-азбуку вновь. Напомните, кто смотрит на него из красных и синих окошек.)

А теперь посмотри на этот домик.

Видишь, некоторые окошки пустые, потому что эти буквы пошли погулять. Помоги буквам вернуться домой. Вставь в пустое окошко ту букву, которая там была раньше.

 

Превращения

Хочешь, я научу тебя превращать одни буквы в другие? Посмотри внимательно на букву «Л». Если мы дорисуем ей перекладинку-поясок, то она превратиться в букву «А»:

А теперь сам попробуй превращать буквы. В последней клеточке дорисуй недостающие элементы так, чтобы они изменились.

 

Фокус - мокус

Вот ты и научился превращать одни буквы в другие, а теперь я научу тебя превращать буквы в предметы. Например, букву «О» я могу превратить в солнышко, дорисовав этой букве лучи. А букву «П» я могу превратить в домик, если дорисую пол и крышу. Букву «X» я превращу в снежинку.

Видишь, это мой волшебный платок. На нем изображены буквы:

Произнеси волшебное слово ФОКУС-МОКУС, дорисуй буквам недостающие элементы, и у тебя получится самый настоящий фокус. Только смотри внимательно! Не пропусти ни одной буквы, а то они не захотят превращаться.

Проверь себя!

♦ Сколько всего на волшебном платке получилось солнышек? (7)

♦ Сколько всего на волшебном платке получилось снежинок? (7)

♦ Сколько всего на волшебном платке получилось домиков? (6)

 

Пропавшая буква

Я покажу тебе новый фокус. Посмотри на парные картинки. Они разные. Но я тебе раскрою секрет своего фокуса. Из первого слова я убираю одну букву, и у нас получается новое слово. Какая же буква потерялась в каждом втором слове?

Вспомни сказку

Вам потребуется: иллюстрации к сказке про Красную Шапочку или к другим сказкам. Попросите ребенка разложить картинки в правильной последовательности и ответить на ваши вопросы.

Вопросы по сказке «Красная Шапочка»:

♦ Можешь ли ты вспомнить, с чего начинается эта сказка?

♦ Куда идет Красная Шапочка?

♦ Для кого она несет пирожки?

♦ Где бабушкин домик?

♦ Кто встретился Красной Шапочке на пути?

♦ Чем закончилась эта сказка?

♦ Встречала ли Красная Шапочка на своем пути трех поросят Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нуф-Нуфа?

 

Забавные стихи

Внимательно послушай забавные стихотворения и скажи, что в них не так.

Рыбы плещутся в песке,

Муравьи живут в реке.

А на пальме бегемот

Ест бананы круглый год.

 

Гриву лев коню отдал,

А себе подковы взял.

Потерял свой острый рог

Одногорбый носорог.

 

Посмотри на небеса

И увидишь чудеса:

Черепашки там летят,

Свысока на нас глядят.

Пусть взрослые помогут тебе нарисовать картинки-небылицы:

♦ рыбы плывут по песку,

♦ муравьи возле водорослей построили муравейник,

♦ бегемот сидит на пальме и ест бананы,

♦ конь с львиной гривой,

♦ довольный лев с подковами,

♦ горбатый носорог без рога на носу,

♦ над облаками летят черепашки (на парашютах).

 

Ошибки

Найди ошибку и исправь ее.

♦ Лев трусливый, а мышь смелая.

♦ Зимой на севере очень жарко, а летом на юге очень холодно.

♦ Улитка ползает очень быстро, а заяц бегает медленно.

♦ Камень мягкий, а подушка — твердая.

♦ У лисы — бельчата, а у белки — лисята.

♦ Мухоморы — съедобные, а подберезовики — ядовитые.

 

Найди отличия

Внимательно посмотри на эти картинки. Опиши то, что на них изображено и найди отличия.

Игра в слова

Я так давно ни с кем не играл в слова. А это ведь моя самая любимая игра. Хочешь, я тебя научу? Я выбираю картинку, а на ней нарисован МОСТ. Угадай, какая буква в этом слове последняя: М-О-С-Т. Правильно, буква «Т». Значит, тебе надо найти картинку, которая будет начинаться с буквы «Т». Проведи линию от моста до той картинки, которая начинается с буквы «Т» (ТИГР).

Продолжаем дальше: слово ТИГР заканчивается на букву «Р», значит, мне надо найти картинку, которая начинается с этой же буквы, и соединить твое слово с моим. Это слово РЕПКА. Мы будем продолжать игру, пока не соединим все картинки.

Проверь себя! Так ли ты соединил картинки: МОСТ ⇒ ТИГР ⇒ РЕПКА ⇒ АНАНАС ⇒ СТУЛ ⇒ ЛЕВ ⇒ ВЕНИК ⇒ КРАБ ⇒ БАНАН ⇒ НОСОРОГ ⇒ ГЕПАРД ⇒ ДОМ ⇒ МОСТ.

 

Что появилось в ряду?

Посмотри на карточки. В каждой карточке 3 строчки. На первой строчке нарисованы разные предметы. На второй строчке к этим предметам добавился еще один предмет — какой? А на третьей строчке появилось что-то еще — ты заметил, что?

Проверь себя! Правильные ответы для карточек:

♦ ИГРУШКИ — ведерко и пирамидка,

♦ ФРУКТЫ — апельсин и лимон,

♦ ОВОЩИ — картофель и лук,

♦ ЦВЕТЫ — гвоздика, василек,

♦ ОДЕЖДА — юбка, пальто,

♦ ПОСУДА — кастрюля, сковорода,

♦ МЕБЕЛЬ — кресло и кровать,

♦ ОБУВЬ — коньки, ботинки.

Алфавит

Вам потребуются: карточки с буквами русского алфавита. (Вырежьте буквы)

Последовательность действий:

1 вариант. Перемешайте и раздайте всем игрокам по одной карточке. Ведущий становится в центре и называет любую букву. Игрок, услышав свою букву, должен подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши над своей головой. Если игрок пропустил свою букву или хлопнул вместо другого, то он должен придумать слово на свою букву, чтобы остаться в игре.

2 вариант. Перемешайте и раздайте всем игрокам по одной карточке. Ведущий называет короткое слово: ЗОНТ, МОХ, ДОМ, БРАТ, СЕНО, РЕКА, ГЛАЗ, ВЕСЫ, ЕЖ, ПИРОГ, ФЛАГ, ЦИРК, ЧУДО, ШАР, ЩУКА, ЭХО, ЯК, ЮБКА и т. д.

Те игроки, чьи буквы встречаются в этом слове, должны высоко поднять свои буквы.

 

Запретные слова

Ответь на вопросы. Но помни, нельзя отвечать словами ХОРОШО и ПЛОХО.

♦ Как ты обычно ведешь себя дома?

♦ Ты хорошо плаваешь?

♦ Как ты рисуешь?

♦ А как ты катаешься на коньках?

♦ Хорошо ли отнимать игрушки у малышей?

Автор: Лунинa Н. А.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие мелкой моторики для детей 5-6 лет в детском саду

Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду

Игры на развитие логического мышления для детей 5-6 лет в детском саду

Игры на развитие цветовосприятия у дошкольников 5-7 лет

Игры на развитие слухового восприятия у дошкольников 5-7 лет

Снежана Викторовна Сивова # 30 августа 2018 в 10:23 +1
Хорошие упражнения. Спасибо.
Шаблина Наталья Владимировна # 14 ноября 2018 в 12:35 +1
Интересный материал, понравилось большое разнообразие заданий. В дошкольном возрасте только интересные задания могут стимулировать ребенка изучать буквы. Эти задания вполне способны справиться с этой не легкой задачей.