Логопедические игры из линолеума
Автор: Склюева Марина Владимировна, логопед МБДОУ "Детский сад №17 "Ручеёк" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников г. Березовский Кемеровской обл.
Описание: Представленные игры направлены на развитие речевых процессов: звукового анализа, словаря, усвоение грамматических категорий, а также на развитие мелкой моторики, зрительного анализа. Все игры объединяет материал, из которого они изготовлены – линолеум. Игры предназначены детям дошкольного и младшего школьного возраста; Методическая разработка заинтересует логопедов общеразвивающих и коррекционных учреждений, воспитателей, родителей.
Описание логопедических игр
Помоги ёжику собрать дары леса
Цель: Развитие мелкой моторики, зрительно-моторных координаций.
Вид: Силуэт ёжика, листьев, гриба, яблок и разноцветные шнурки.
Описание игры: Дети находят соответствующие дырочки на ежике и мелких предметах, пришивают их.
Посади овощи на грядку
Цель: Развитие мелкой моторики, зрительно-моторных координаций, закрепление знаний на тему «Овощи-фрукты»
Вид: Прямоугольник из линолеума с дырочками, силуэты овощей, фруктов, разноцветные шнурки.
Описание игры: Среди силуэтов овощей и фруктов дети находят овощи, определяют их расположение на грядке, пришивают шнурками.
Украсим дерево листочками
Цель: Развитие мелкой моторики, зрительно-моторных координаций.
Вид: Силуэт дерева, листьев, разноцветные шнурки.
Описание игры: Найти соответствующие дырочки на листьях и на дереве, пришить листья шнурками.
Нарисуй животное
Цель: Развитие мелкой моторики, пространственной координации, внимания, усидчивости.
Вид: Силуэт животного из дырочек на прямоугольнике из линолеума, разноцветные шнурки, бусинки.
Описание игры: 1. Вышить силуэт животного разноцветными шнурками.
2. Выложить бусинки в каждое отверстие силуэта.
Украсим звездочку
Цель: Развитие тонких движений пальцев рук, двигательная координация, развитие сосредоточенности.
Вид: Звездочка из линолеума, привязанная к ней ленточка.
Описание игры: Ребенок в произвольных направлениях обматывает звездочку ленточкой. Логопед дает положительную оценку в конце работы.
Прикрути крышечку
Цель: Развитие тонких движений пальцев рук, скорости движения.
Вид: Цветы из линолеума с прикрепленными в серединке крышками от зубной пасты.
Описание игры: Прикрутить крышечки к середине цветка в посильном темпе, потом соревноваться с другими детьми, кто быстрее.
Вкладыши
Цель: Развитие мелкой моторики, пространственного восприятия, речи.
Вид: Прямоугольники с вырезанными силуэтами животных растений, геометрических фигур, эти же силуэты из линолеума другого цвета.
Описание игры: Ребенок подбирает фигурки к соответствующему силуэту на основе. В процессе работы логопед задает вопросы «Кто это? Какое это животное (дикое или домашнее)? Какая это геометрическая фигура? Чем похожи лиса и заяц? Чем отличаются бабочка и стрекоза?» и т. д.
Звуковые фишки
Цель: Круглые фишки красного, синего, зеленого цветов.
Описание игры: Типичные задания для развития навыков звукового анализа и синтеза: определение звукового состава слова, определение места звука в слове и т.д.
Звуковые линейки
Цель: Развитие навыков последовательного звукового анализа с опорой на внешние средства.
Вид пособия: Линейки – абаки с различным числом отверстий, окошечки окрашены в другой, чем основа цвет.
Описание игры: Определение звукового состава слова.
Звуковые линейки с бусинками
Цель: развитие последовательного звукового анализа.
Вид: прямоугольник из линолеума с рядом отверстий, в которые выкладываются бусинки по количеству звуков.
Вагончики, домики
Цель: Определение места звука в слове (начало, середина, конец слова).
Вид: силуэты домиков (вагончиков) с тремя окошечками, лист бумаги.
Описание игры: Под вагончик (домик) подкладывается лист бумаги (по принципу перфокарты). Логопед произносит слово с заданным звуком (или ребенок сам произносит слово по картинке). Ребенок закрашивает соответствующее окошечко.
Схемы предложений
Цель: Закрепление представлении о составе предложения, количестве слов в предложении, месте слова в предложении.
Вид: Прямоугольники, прямоугольники с уголком с левой стороны, кружки небольшого размера (точки).
Описание игры: Составление предложений, анализ состава предложений, определение места слова в предложении, количества слов в предложении.
«Все слова разные»
Цель: Дифференциация слов-действий, слов-признаков, слов-предметов.
Вид: Полоски линолеума с прорезями: одна, две полоски, волнистая линия.
Описание игры: Логопед называет слово, ребенок выкладывает полоску с соответствующей прорезью в зависимости от принадлежности к части речи.
Рекомендуем посмотреть:
Оформление логопедического кабинета для дошкольников
Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР
Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР
Конспект НОД для детей старшей логопедической группы
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»