Что делать, если ребенок заикается.
Многочисленные исследования показали, что заикание возникает преимущественно у детей 2-5 лет, потому что в этот период формируется фразовая речь. Что делать, если ребенок заикается? Куда обращаться родителям для решения этой проблемы?
Состояние нервной системы, подражание и неправильное воспитание...
Вот неполный список того, почему малыш не может свободно говорить. Причины заикания коренятся в состоянии нервной системы малыша, для которой характерны слабость и инертность нервных процессов. Известна связь между проблемой с произношением и неустойчивостью поведения в доречевой период развития. Но совсем необязательно, что при ослабленной нервной системе ребенок будет испытывать трудности с речью. Заикание возникает тогда, когда на малыша воздействуют несколько негативно влияющих факторов одновременно. К их числу относятся, в первую очередь, отягощенная наследственность и осложненное протекание беременности или родов у матери. Отрицательно влияют на формирование навыков речи физическая (соматическая) ослабленность ребенка в результате болезни, или чрезмерного утомления; ускоренное развитие фразовой речи в возрасте 1,5-1,7 лет или, напротив, позднее речевое развитие, при котором звуковые, грамматические и лексические средства языка оказываются длительное время несформированными. Особо негативный характер имеет неправильное воспитание малыша. Сильное воздействие на неокрепшую психику оказывают и постоянные отрицательные эмоции из-за напряженных отношений с окружающими, неспокойной обстановке в семье. Это может быть и чрезмерная избалованность или строгость, и недостаток родительской любви и ласки; неровное воспитание, когда нет единства требований родителей, бабушек и дедушек; резкий переход от строгости к излишней избалованности, категоричность требований. Часто к заиканию приводит острая психическая травма, при которой переживает непосильное для нервной системы ребенка эмоциональное напряжение. При этом пагубно влияет как отрицательное (например, испуг), так и положительное переживание (например, зрелищность циркового представления). Часто в семьях приходится наблюдать ситуации, при которых родители, стремясь воспитать «примерного ребенка», формируют постоянный эмоциональный дискомфорт при возникновении ситуации неуспеха. Малыш боится не соответствовать ожиданиям взрослых и, как следствие, начинает заикаться.
Нередки случаи возникновения заболевания при переучивании ребенка с левой руки на правую при левшестве. В последнее время, при распространении моды на раннее обучение и развитие, к заиканию ребенка приводят непосильная речевая нагрузка, приводящая к перегрузке нервной системы при незрелых механизмах речевой деятельности и даже попытки обучения малыша в раннем возрасте иностранным языкам, т.к. усвоение сразу несколько языков может привести к перенапряжению нервной системы. Так как малыши нередко подражают окружающим, то к проблемам с произношением приводит и копирование образцов прерывистой речи, которые закрепляются и фиксируется в их собственном сознании.
Справка.
Заикание – это речевой недостаток, при котором говорящий испытывает специфические трудности при произнесении слов, фраз. Они выражаются в непреднамеренных остановках, повторах отдельных звуков, слогов, слов, часто сопровождающихся судорогами мышц лица, шеи, конечностей. Эти трудности возникают у заикающихся только в речи.
На что стоит обратить внимание
Индивидуальные особенности личности, которые проявляются в общем и речевом поведении человека, зависят от свойств нервной системы. Поэтому, в первую очередь, необходимо внимательно следить за поведением малыша. Насторожить должно неустойчивое поведение: импульсивность, двигательная расторможенность, отвлекаемость, общая неорганизованность, невнимательность, неумение приложить волевые усилия для преодоления возникающих трудностей. Прислушайтесь к речи своего ребенка. Часто дети, склонные к заиканию, испытывают трудности при подборе слов для выражения своих мыслей, с трудом удерживают замысел высказывания. Такие фразы выглядят логически и синтаксически незавершенными, ребенок допускает в них грамматические ошибки и сам их не исправляет. Часто малыш, стараясь облегчить свою речь, начинает добавлять стереотипные слова или звуки типа «а», « э», «ну», «это». Постепенно это приводит к страху речи: ребенок отказывается разговаривать или ограничивает свою речь при общении с малознакомыми людьми.
Заикание коварно. Родители редко обращают на него внимание, когда оно проявляется в легкой степени: при этом ребенок прерывисто говорит в возбужденном состоянии, как бы стремясь быстро высказаться. Более заметно заикание в средней степени, при котором темп речи нарушается с изменением эмоционального состояния. В тяжелой степени ребенок заикается уже постоянно с сопутствующими движениями, он постоянно фиксирует внимание на своем дефекте, появляется замкнутость, мнительность, страх перед речью.
Как помочь малышу?
Устранение заикания предполагает комплексный характер: медицинское воздействие, психотерапию, логопедические занятия. При возникновении у ребенка запинок в речи необходимо, прежде всего, ограничить речевое общение до режима молчания и обратиться к неврологу. А после уточнения неврологического статуса ребенка, клинической формы заикания (невротическая или неврозоподобная), родители должны начать работу по устранению заикания на занятиях логопеда и психолога.
Правильно сформировать речь помогают специалисты речевых центров и образовательных учреждений.
Практически всегда у ребенка с заиканием могут проявляться и другие нарушения речи - нарушения звукопроизношения, ОНР, ФФНР, дисграфия, дислексия и т.д. Очень важно на этапе обучения детей в школе создать для ребенка ситуацию успеха, т.к. патология речи оказывает отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, на формирование личности ребёнка. Важнейшим условием школьной адаптации является успешное овладение орфографически-правильным письмом.
У ребенка с заиканием при построении коррекционно-развивающей работы обязательным считается использование
принципов педагогики успеха, которые предполагают обеспечение условий для развития, самореализации и социализации личности обучающегося посредством создания ситуации успеха, в которых максимально раскрываются возможности каждого ребёнка.
Мы все хорошо понимаем, что отметка чаще всего не соответствует затраченным усилиям. Многих ребят это огорчает, а некоторые и вовсе перестают стараться, потеряв веру в успех. Но ведь оценка – это вовсе не единственный результат, который даёт учёба. Уверенность в своих силах, желание учиться и работать над собой – вот то, что действительно пригодиться в жизни.
Для личностного развития обучающегося очень важными являются умения ставить цели и добиваться их, видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость, замечать неудачи и находить их причины. В качестве стимулов, побуждающих ребёнка учиться использую разнообразные приёмы – от похвалы до награждения специальными символами, с помощью которых отмечаются даже незначительные достижения.
К приёмам деятельности учителя – логопеда, способствующим формированию мотивации учения в целом,
относятся:
- создание общей благоприятной атмосферы в классе, логопедическом кабинете;
- создание ситуации успеха с учётом особенностей и темпа развития каждого обучающегося;
- помощь учителя-логопеда в виде советов, наталкивающих самого ребёнка-логопата на правильное решение проблемы;
- создание вместе с детьми памяток – помощниц при выполнении работ по коррекции дисграфии и дислексии;
- использование на занятиях различных компьютерных технологий, которые вносят в занятие элемент новизны и придаёт занимательность коррекционному процессу: «Русский язык. Орфография», «Логопедические пазлы», «Работа над ошибками», «Игры для Тигры», «Русский язык. Уроки Кирилла и Мефодия» (1 – 4 классы), «Тренировка быстрого чтения».
- использование на логопедических занятиях речевых игр, которые способствуют интеллектуальному развитию, формирует у детей-логопатов произносительные, а также лексико-грамматические навыки, которые посредством речевых игр закрепляются легко и непринуждённо.
- участие обучающихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня, даёт возможность детям проявить себя перед публикой и почувствовать радость в преодолении своих речевых недостатков.
Стремление к результату, который выражается в формировании у детей следующих умений и навыков:
- ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию, планировать свои действия по её выполнению, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю-логопеду или сверстникам);
- ответственно относиться к результатам своей учебной работы, соотносить полученный результат с планируемым и адекватно оценивать его, осуществлять самоконтроль;
- осознавать сильные и слабые стороны себя как ученика, осваивать «технологию успеха и достижений».
Постепенно формируется навык самоконтроля и самоорганизации. Это является основой ситуации успеха. Огромную роль играет оценка, заключённая в словах учителя, его эмоциональное отношение к результатам труда обучающегося и является сильнейшим стимулом в учебном труде.
Хочется отметить, что без взаимодействия и взаимопонимания ОУ и семьи развитие активности ребенка-логопата не будет до конца эффективным и результативным. Сотрудничество с родителями для создания ситуаций успеха должно носить обоюдный и плодотворный характер. Одной из главных задач учителей, логопедов и других педагогов коррекционно-развивающей области является сделать так, чтобы родители стали их активными помощниками и единомышленниками. Несогласованность позиций взрослых недопустима, они вместе должны создавать условия для развития познавательной, творческой и других видов активности. Поэтому перед педагогом стоит особая задача – заинтересовать родителей перспективами для их ребенка, вовлечь их в непосредственную работу и сделать союзниками в своей работе.
В заключение хочется отметить, что в основной массе ребенок с заиканием приходит к логопеду, в школу преисполненный желания учиться, работать над своей речью. Если ребенок теряет интерес к учебе и коррекционной работе, в этом нужно винить не только семью, но и учителя, логопеда, и их методы обучения.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод:
успех ребенка в учебе и в коррекционной работе – завтрашний успех в жизни!
Рекомендуем посмотреть:
Вьетнамская игра головоломка для дошкольников своими руками
Развитие словаря у дошкольников в играх
Логопедическая сказка для дошкольников 5-6 лет
Артикуляционная гимнастика для дошкольников своими руками