Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по литературному чтению, 4 класс. Гаршин "Сказка о жабе и розе"

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе. В.М.Гаршин "Сказка о жабе и розе"
Автор: Амоскова Анна Дмитриевна, учитель-логопед
Место работы: ГКОУ ЛО "Павловский центр "Логос", п.Павлово, Кировский район, Ленинградская область.
Описание: данный конспект урока использовался в образовательном учреждении для детей с тяжелыми речевыми нарушениями. В классе имеются обучающиеся имеющие сложную структуру дефекта, т.е. не только речевое нарушение, но и неврологическую симптоматику.Конспект урока может быть использован учителем начальных классов. Урок выстроен таким образом, чтобы можно было уделить внимание не только непосредственно чтению, но и подготовительной работе для выразительного, осознанного беглого чтения. Для открытого урока нужна предварительная работа с одним из обучающихся - при подготовке сообщения о писателе. Презентация сообщения обучающимся более целесообразна, чем учителем, т.к. ребенок тренируется презентовать подготовленную информацию в сжатом виде, выбирая самое главное, что также является тренировкой для презентации своей проектной деятельности на других уроках. Проверка домашнего задания может варьироваться самим учителем или отсутствовать вовсе.
Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: познакомить обучающихся с биографией В.М.Гаршина и его произведением "Сказка о жабе и розе".
Задачи урока:
Образовательные
- познакомить обучающихся с жизнью и творчеством писателя В.М.Гаршина;
- начать знакомство с новым произведением;
- формирование умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности;
- расширять представления обучающихся об окружающем мире;
- работать над повышением техники чтения.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематические процессы, внимание, память, логическое мышление на основе отработки операций: анализа, синтеза, обобщения, сопоставления, установление причинно - следственных связей;
- развивать речь обучающихся, совершенствовать навыки самоконтроля за речью;
- развивать навыки правильного выразительного чтения.
- развивать самостоятельность, воображение, фантазию, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать доброе отношение к окружающим людям, к природе;
- воспитывать умение выполнять инструкцию, действовать по образцу.
- воспитывать культуру умственного труда, воспитывать умение работать в коллективе, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.
УУД:
Предметные:
- познакомить обучающихся с жизнью и творчеством писателя, начать знакомство со сказкой,
- развивать умение понимать прочитанное,
- формировать понимание единства автора и его произведений,
- формировать умение пользоваться литературоведческой терминологией.
- пополнять словарный запас учащихся;
- учить анализировать поступки и характер героев;
Метапредметные:
- продолжать учить смысловому прочтению прозаического текста, умению ориентироваться в нем, находить нужную информацию,
- продолжать формировать умения формулировать тему урока;
- ставить учебную задачу и удерживать ее;
- строить высказывания, понятные собеседнику;
- анализировать информацию и делать выводы;
- формировать начала предметной рефлексии.
- отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;
- формировать умение самостоятельно находить решение поставленной проблемы через активизацию мыслительной деятельности.
Личностные:
- формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),
- воспитывать чувство сострадания к другим
- воспитывать любовь к литературе, сказке, чтению,
- развивать мотивы учебной деятельности,
- стимулировать проявления эмпатии.

Оборудование: выставка книг В.Гаршина; оформление доски (портрет писателя и годы жизни; название произведения, картинки: жаба, роза, мальчик, девушка); музыка (Рубинштейн «Мелодия»); презентация для интерактивной доски, модели цветника, карточки для словарной работы; заранее подготовленный дома учеником доклад о писателе.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Технологии: развивающее обучение, технология сотрудничества;
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте их поприветствуем и больше не будем отвлекаться, а постараемся показать как хорошо вы умеете работать на уроке литературного чтения.»
Дети приветствуют гостей, садятся за парты.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: «Прежде чем мы перейдём к изучению новой темы, давайте проверим ваше домашнее задание в тетрадях. Вам был задан тест по предыдущему произведению, по сказке «Городок в табакерке» Владимира Одоевского. Давайте же проверим, как вы справились».

Дети обмениваются в парах тетрадями, один ребенок на оценку прочитывает вопросы и свои варианты ответов. Учитель, при необходимости, исправляет ученика. После проверки учитель просит поднять руки тех учеников, кто не допустил ни одной ошибки в тесте.

Учитель: «Посмотрите ребята, как хорошо вы поработали с предыдущим произведением. Многие из вас справились без ошибок. Я надеюсь, что знакомство с новым произведением пройдет так же хорошо».

3. Речевая разминка:
Учитель: «Ребята давайте потренируемся для того, чтобы наше чтение на уроке было выразительным и грамотным. Первое задание нашей речевой разминки – Читай быстро, без ошибок.
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши.

Текст выводится на интерактивной доске. Сначала дети читают про себя, затем учитель просит 3-4 учеников прочитать быстро, четко.

Учитель: «Второе задание – Измени интонацию. Прочитайте скороговорку, вопросительно, удивленно, сердито, испуганно».
Саша шапкой шишки сшиб.

Скороговорка выводится на интерактивной доске. При желании учитель может попросить прочитать с вопросом на 1 слово, на второе и т.д.

Учитель: «Молодцы ребята, теперь мы готовы следить за четкостью своего чтения и за его выразительностью».
4. Ввод в тему. Знакомство с новым писателем.
Учитель: «Сегодня мы познакомимся с новым писателем, а кто он вам предстоит узнать, когда вы правильно выберете из предложенного ряда только те буквы, которые есть в русском языке».

Дети работают в парах с карточкой. Учитель контролирует выполнение, при необходимости оказывает помощь обучающимся, испытывающим затруднение.

Карточка 1.
DГFNАSРWШQИDGН_________________
ВJСIЕRВWОZSЛQОLД________________
МNИLХWАQЙZЛUОRВGИJЧ____________________________

После выполнения учитель просит быстрее всех справившуюся пару учеников прочитать то, что у них вышло.

Учитель: «Это Гаршин Всеволод Михайлович – запишем нового автора и его годы жизни в тетрадь. Годы жизни 1855-1888».

Одновременно с этим учитель выводит на интерактивную доску портрет писателя, на обычную доску вывешивается портрет писателя с подписью ФИО и годами жизни.

Учитель: «Посмотрите на его портрет. Внешность человека может поведать о многом: его характере, образе жизни. Что вы можете сказать о человеке, изображённом на портрете? (Человек очень печальный.)
Этот человек прожил очень тяжёлую жизнь, которая наложила отпечаток на его внешность. Сейчас с небольшим сообщением о писателе выступит Ваня».

Один из учеников выступает с предварительно подготовленным дома докладом про писателя.
Примечание: учитель совместно с учеником ,подготовившем доклад, должен проработать ту информацию которую выбрал ребенок, оставив самое главное и интересное (сообщение должно быть 4-6 минут).


Учитель: «Молодец Ваня, мы узнали много нового и интересного об этом писателе. Всеволод Михайлович Гаршин был очень добрым, честным, справедливым человеком. Он глубоко сострадал людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю! Я подготовила вам выставку книг этого писателя, на перемене вы сможете познакомится с некоторыми из них, и если вам будет интересно, взять эти книги в библиотеке и прочитать их. Одна из книг вам точно уже знакома, мы читали ее в третьем классе. Посмотрите на доску (на интерактивной доске продублированы некоторые из обложек книг В.Гаршина). Кто подскажет мне, что это за книга? Да, действительно, эта книга – «Лягушка-путешественница».

5. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Учитель: «Сегодня мы познакомимся еще с одним из интереснейших произведений автора, а кто же его главные герои? Отгадайте загадки:
Не лягушка, но похожа
Бородавчатая кожа,
Не в воде живёт, а рядом,
Не лягушка - это
(ж…а).

Посмотрите - у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка ...
(р…а).
Когда ученики отгадывают загадки, на доску вывешиваются картинки- жаба, роза.
Учитель: «Вот это и есть наши главные герои, а произведение называется «Сказка о жабе и розе».
Название произведения вывешивается на доску.
Учитель: «Как вы думаете, почему это произведение названо сказкой?»
Дети отвечают, что значит там будет происходить то, чего в действительности быть не могло.
Учитель: «Кто попробует четко сформулировать тему урока. Какие цели мы можем поставить себе на этот урок?»
Обучающиеся формулируют тему и цели урока, учитель при необходимости подсказывает.
Учитель: « Послушайте музыку. (звучит произведение «Мелодия» Рубинштейна) Понравилась ли вам эта мелодия? Эту музыку написал русский композитор Антон Григорьевич Рубинштейн. Какое настроение у вас вызывает эта музыка? Неслучайно мы прослушали именно эту мелодию. Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского в частном доме, где играл Антон Рубинштейн. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось писателю, старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула писателя на мысль написать своё новое произведение, где встретится что-то прекрасное и безобразное».

6. Работа над новой темой.
Учитель: «Прежде чем переходить к чтению, нам необходимо провести подготовительную работу. Прочитайте карточку №2.
Работа в парах.
Карточка 2.
Словарная работа.
КОЛ – толстая заострённая палка.
ПИКА – колющее оружие, род копья.
БАРБОС – большая дворовая собака.
ПОВИЛИКА – сорное растение без листьев и корней, обвивающее своим нитевидным стеблем другие растения.
ПРОНИЗАТЬ – резко проникнуть внутрь кого-, чего-нибудь, сквозь кого-, что-нибудь.

Читай быстро, почти как одно слово:
КОЕ-ГДЕ
БЛЕДНО-ЗЕЛЁНЫМИ
БЛЕДНО-ЛИЛОВЫМИ
ГРЯЗНО-СЕРЫЕ
ПО-ПРЕЖНЕМУ
Учитель: «Теперь обратимся к большим карточкам и поработаем над грамотным чтением длинных слов».
Примечание: рекомендуется при работе с карточкой № 3 большее внимание уделить плохо читающим, слабым обучающимся, для того чтобы при чтении произведения они не испытывали затруднений.

Карточка 3.

Читай целыми словами.
ПО-ЛУ-КРУГ-ЛОМ – ПОЛУКРУГЛОМ
РАЗ-РОС-ЛИСЬ – РАЗРОСЛИСЬ
ОБ-ДЕ-ЛАН-НЫ-МИ – ОБДЕЛАННЫМИ
ЧЕ-ТЫ-РЁХ-ГРАН-НЫХ – ЧЕТЫРЁХГРАННЫХ
РАЗ-БРО-САН-НЫМИ – РАЗБРОСАННЫМИ
ЧЕР-ТО-ПО-ЛО-ХИ – ЧЕРТОПОЛОХИ
РАС-ПУС-ТИ-ЛАСЬ – РАСПУСТИЛАСЬ
ПРО-НИ-ЗАВ-ШЕ-ГО – ПРОНИЗАВШЕГО
ПРО-О-ХО-ТИ-ЛАСЬ – ПРООХОТИЛАСЬ
ПО-ТЕ-НИС-ТЕ-Е – ПОТЕНИСТЕЕ
БЕ-ЗОБ-РАЗ-НУ-Ю – БЕЗОБРАЗНУЮ
БО-РО-ДАВ-ЧА-ТЫ-Е – БОРОДАВЧАТЫЕ
БЕС-ПО-КОЙСТ-ВО – БЕСПОКОЙСТВО
ТОЛС-ТЕНЬ-КИ-МИ – ТОЛСТЕНЬКИМИ
ИЗ ПРИ-НЕ-СЁН-НО-ГО – ИЗ ПРИНЕСЁННОГО
ОСТ-РИ-ЖЕН-НЫЕ – ОСТРИЖЕННЫЕ
ПРОХ-РИ-ПЕ-ЛА – ПРОХРИПЕЛА
СОД-РОГ-НУ-ЛАСЬ – СОДРОГНУЛАСЬ
ЩЕ-БЕ-ТАВ-ШИЕ – ЩЕБЕТАВШИЕ
ВСТРЕ-ПЕ-НУ-ЛАСЬ – ВСТРЕПЕНУЛАСЬ
ШЛЁП-НУ-ЛАСЬ – ШЛЁПНУЛАСЬ
ОТ-БРО-ШЕН-НА-Я – ОТБРОШЕННАЯ
ПРО-И-ШЕСТ-ВИ-ЕМ – ПРОИШЕСТВИЕМ

7. Физминутка.
На болоте жабы жили
И друг с другом так дружили.
Прыгали они по кочкам,
Спали вместе тёмной ночкой.
А проснувшись поутру,
Начинали вновь игру.
Сесть и встать
И два прыжка.
Вместе весело всегда.

8. Работа с текстом.
Первые два абзаца читает учитель, давая обучающимся установку на грамотное, неторопливое выразительное чтение. Ученики следят по учебнику, прочитывают про себя. Сильные ученики могут просто слушать. После прочтения учителем, беседа с поиском подтверждения в тексте.
Учитель: «Где начинается действие сказки? (В цветнике) Как выглядит это цветник? (Он запущен, зарос хмелем, сорняками, забор разрушен…) Стал ли он выглядеть плохо? (Нет). Я предлагаю вам создать модель этого цветника, следуя за текстом.
Работа в группах.
Учитель раздает заготовки для модели – лист зеленого картона, лиловые маленькие овалы, белые кружочки, фиолетовые звездочки, желтые продолговатые волнистые отрезки, картинку бледно-розовой розы (вырезана по контуру).
На интерактивную доску выводятся картинки описанных в тексте цветов(названия подписаны).[/i]
Учитель: «Как вы думаете, что будет олицетворять зеленый лист? (хмель), белые кружки (повилика), фиолетовые звездочки (цветы чертополоха), лиловые овалы (мышинный горошек), желтые вытянутые модели (цветы коровяка)? Создайте в группах модель этого цветника. Что располагается в середине?(роза). Посмотрите какие яркие, красочные модели у вас получились. Этим мы подтвердили, что хотя цветник и был запущен, он не утратил своей красоты, привлекательности. Давайте посмотрим, что же будет дальше».

Чтение произведения обучающимися по цепочке, по 4-5 предложений. После прочтения смысловых частей учитель обязательно задает вопросы по прочитанному. Когда дошли до той части, где говорится о мальчике и его сестре, на доску вывешиваются портреты этих героев.

9. Подведение итогов. Оценка работы обучающихся. Домашнее задание.
Учитель: «Ребята, наш урок подходит к концу, настало время подвести итоги. С каким автором мы сегодня познакомились? С каким произведением начали знакомство? Кто его главные герои? Какие цели мы ставили себе на урок? Достигли ли мы эти цели? Все ли у вас сегодня получалось? В чем были затруднения и почему? На следующем уроке мы поговорим не просто о содержании сказки, но и попытаемся понять причину поступков персонажей, почувствовать движение души героев, чтобы не просто осознать главную мысль сказки, но и извлечь из неё уроки мудрости и нравственности. Спасибо за урок!»

Учитель выставляет оценки, дается домашнее задание.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и искусству в 4 классе Конспект урока по чтению, 4 класс Конспект урока чтения для 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Конспект открытого урока по чтению и развитию речи в 4 классе. «Весенние воды» Тютчев

Похожие статьи:

Конспект урока литературного чтения в 4 классе (Школа 2100)

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Сатира и юмор. Николай Носов «Федина задача»

О жизни и творчестве Гайдара

Олимпиадные задания по литературному чтению, 3 - 4 класс

Басни Толстого для 4 класса

Ребенок с заиканием. Что делать? Консультация логопеда
Опубликовано: 2130 дней назад (22 января 2019)
Просмотров: 5793
+2
Голосов: 2
Ирина Викторовна Плотникова # 23 января 2019 в 03:05 +1
Уважаемая Анна Дмитриевна! Прекрасный урок, продуманный! С вашего разрешения взяла скороговорку и задания на артикуляцию для своих учеников. К сожалению, есть детки с проблемами произношения. Мой голос - ваш.
Ирина Викторовна Самойлова # 23 января 2019 в 20:15 0
Не секрет, что подготовка к уроку требует от современного педагога массу сил и времени. Данный материал хорошо продуман и представлен.