Тема: «Весенние воды» Ф. Тютчев.
Автор: Свердлова Татьяна Васильевна, учитель начальных классов ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №12 VIII вида» п. Юца Ставропольского края.
Описание материала: конспект урока чтения для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. Данный материал будет полезен учителям начальных классов коррекционных и общеобразовательных школ.
Цели:
Знакомство со стихотворением, романсом Ф.И. Тютчева «Весенние воды», расширить знания о весне.
Развитие активного словаря, образного и логического мышления.
Воспитание любви к природе и русской поэзии, умение чувствовать ее красоту
Оборудование: компьютер, проектор мультимедиа, презентация к уроку.
Ход урока
I Орг.момент
А)Эмоц настрой
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём –
Узнаете вы скоро.
Б) Коррекц. минутка
А) Загадка
Учитель: Сегодня урок чтения необычный, мы отправимся в гости, к кому? Вы узнаете отгадав загадку.
Приходит с добром,
Веет теплом.
Светом солнечным красна,
А зовут её …(Весна)
Да, это весна.
II Актуализация
А)Слово учителя
- Весну издавна любил народ. Называли ее весна - красна. Вся природа просыпается весной после зимних холодов. Ярко светит солнце, появляются светлая, нежная зелень, первые цветы…
Б) Весенний пейзаж. Блиц –опрос
-Из - под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.(Подснежник)
- Что на этой поляне ….
- Посмотрите на подснежники, они ещё не раскрылись.
- Как вы думаете почему?
(- Солнце не яркое)
-Ребята, что-то солнце не яркое, не весёлое.
-Ответим на вопросы и солнышко станет ярким.(за каждый ответ прикрепляется один лучик)
Вопросы:
1. Какое время года сейчас?
2. Сколько месяцев продолжается весна?
3. Назовите весенние месяцы?
4. По каким признакам определяем, что началась весна?
Предполагаемые ответы детей:
- тает снег,
- воздух становится теплее,
- солнце светит ярче,
- зеленеет трава,
- появляются первоцветы,
- набухают почки,
- день становится длиннее.
-прилетают грачи, скворцы (птицы)
- Подарим каждому подснежнику весеннее ласковое слово.
- Скажите ласковое слово и цветок распустится.
(ВЕТЕР, РУЧЕЙ, ВОДА, ОБЛАКО, ВЕТКА, ПОЧКА, ТРАВА, ЦВЕТОК, СОЛНЦЕ, ДЕНЬ.)
- Догадались к кому отправляемся в гости? Верно, мы отправляемся в гости к Весне.
В) Беседа
-Итак, пришла весна.
– Птичьи голоса, звон капели, весенние воды – это все вестники весны.
В народе ее часто называют красавицей. Как вы думаете, почему?
(Природа обновляется, распускаются почки, появляются первые цветы)
Сколько красок, запахов и новых звуков дарит нам весна.
Г) Введение в тему
- Исходя из нашей беседы, подумайте и расшифруйте называние раздела над которым мы начинаем работать.
- Расположить числовой ряд по порядку от меньшего к большему числу
В Е С Н А И Д Ё Т !
63 4 65 66 67 68 69 70 71 72
В) Проверка д.з. (Чтение стихов)
- Весна - прекрасное время года и о нём написано много стихотворений.
- А какие стихи о весне вы знаете?
Вы получили задание самостоятельно прочитать или выучить стихи о весне
(Уч- ся читают стихи )
III Формирование новых понятий
А)Слово учителя
-Русские поэты и писатели не только умели наблюдать, видеть и глубоко понимать природу, находить прекрасное в самом скромном уголке России, описывать увиденное, выражать собственное отношение к изображаемому.
Посмотрите на портрет этого известного русского поэта. Фёдор Иванович Тютчев
Б) Биография автора
• Родился в 1803-1873г в богатой семье и получил домашнее образование.
• С детства изучал французский язык и писал на нем стихотворения. Он писал стихи не для печати, а для своих друзей. Первый сборник его стихов вышел, когда ему исполнилось 50 лет. Многие стихи настолько музыкальные, поэтому музыканты к ним написали музыку, и стихи превратились в песни.
-И сегодня мы познакомимся со стихотворением «Весенние воды», которое написал Федор Иванович Тютчев.
-Как вы думаете, о чем будет это стихотворение? (в нем описывается приход весны.)
– Давайте послушаем, как просыпается и наступает весна в стихотворении Ф.И.Тютчева “Весенние воды”.
В) Работа по стихотворению
-Первичное прослушивание аудиостихотворения
Г) Словарная работа.
– Но прежде, чем начнём мы его читать познакомимся с устаревшими словами и их значением, чтобы понять стихотворение:
“брег” – берега
“гласят” – говорят, объявляют, возвещают.
“гонцы” – тот, кто приносит новость.
Д) – А что бы вы лучше себе представляли это стихотворение просмотрим его
Повторное прослушивание аудиостихотворения с фильмом
Е) Работа по тексту
-чтение сильными уч-ся
Ж) Беседа по вопросам
1. Какую картину рисует поэт в этом стихотворении?
( В стих поэт рисует раннюю весну.)
-Почему?
( Снег ещё не растаял, а ручьи уже бегут не уставая с блеском, искрясь и переливаясь под нежным весенним солнышком)
2. Почему берег реки назван сонным?
(Середина реки ожила, вода бежит, журчит, а берега ещё не освободились от снега, хотя снег уже почернел, видны проталины, так будто берег только начинает просыпаться)
3. Почему о весенних ручьях сказано, что они «блещут», «гласят»?
(Блещут- в них отражается солнце. Гласят- громко журчат и своим громким журчанием как-будто говорят о том, что наступает весна)
4. Почему стих так называется «Весенние воды»? - первые предвестники окончательного прихода весны. (И непременно, после такого бурного потока весенних вод, придет и теплый май, о котором больше всего мечтают, после долгой зимы.)
З) Физкультурная минутка ("Во поле берёзка стояла...")
В далёкие времена, весне пели заклички и водили хороводы:
Как весна с зимою повстречалися.
Как зима с весною распрощалися.
Ай люли ,люли -повстречались.
Ай, люли, люли распрощались.
Как весна ручьями разливался.
Как весна цветами распускалась!
И) Работа по стихотворению
- Самостоятельное чтение
- Выборочное чтение
– Что сказано о весенних ручьях? Найдите и зачитайте.
– Прочитайте, о чем гласят весенние ручьи.
– Как они сами себя называют?
– Что за хоровод толпится?
(Только с приходом майских дней, приходит настоящая , теплая весна)
- Прочтите слова- признаки: сонный, молодой, тихих, светлых, майских, румяный, светлый.
- Действия: белеет, шумят, бегут, будят, блещут, гласят, выслала, идёт, толпится.
З) Работа по картинам
Просмотр картин с изображением весны
-С весной связывают свое творчество не только поэты, но и художники . Именно такое время года, как весна заставляет радостно и взволнованно биться сердце каждого человека.
-Художники весну передают в картинах. Посмотрите, как великие художники изображали это время года. (Презентация картин о весне.)
И) Прослушивание романса
- А, композиторы писали музыку на стихи о весне
(Прослушивание романса Сергея Рохманинова)
IV Рефлексия «Цветочная поляна»
А) Слово учителя
- Подведение итога урока
- ребята у кого сегодня в гостях мы побывали?
- Что нового вы узнали о весне? (Все русские художники писали в своих картинах весну, композиторы сочиняли музыку для весны, народ сочинял заклички для неё, чтобы она быстрее наступила).
- Мы уже сказали, что весной происходят чудеса, оживает природа, пробуждаются деревья, насекомые от долгого непробудного сна, точно, как в сказке.
Но на нашей поляне чего то или кого то не хватает…(насекомых)
- Если вы считаете, что хорошо работали на уроке с полной отдачей, то прикрепите бабочку на полянку.
А если вы считаете, что работали не очень хорошо, могли бы лучше, то прикрепите божью коровку.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по чтению, 4 класс
Конспект урока чтения для 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Конспект урока по литературному чтению, 4 класс. Гаршин "Сказка о жабе и розе"
Конспект урока чтения в 4 классе коррекционной школы с презентацией