Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по чтению, 4 класс

Конспект урока чтения - 4 класс
Конспект урока по чтению, 4 класс. Летопись "И вспомнил Олег коня своего"
Цель урока:закрепить знания учащихся о жанровых особенностях летописей, дать характеристику героя.
Задачи:
- формировать умение безошибочно и выразительно читать летопись по ролям, передавая с помощью  интонации чувства главного героя произведения;
- найти признаки художественности  в тексте произведения;
- воспитывать уважение к отечественной истории.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, Л. Ф. Климанова и др., компьютер, презентация со слайд-шоу, аудиозапись художественного исполнения стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Структура урока:
1. Проверка домашнего задания (6 мин.)
2. Актуализация знаний учащихся (1 мин.)
3. Формирование учебной задачи урока (4 мин.)
4. Чтение летописи (5 мин.)
5. Беседа по содержанию (3 мин.)
6. Физминутка. (2 мин.)
7. Перечитывание (3 мин.)
8. Анализ текста летописи (9 мин.)
9. Чтение летописи по ролям (4 мин.)
10.Рефлексия (2 мин.)
11. Домашнее задание (1 мин.)
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания
Дети, которые рисовали иллюстрации к летописи "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда", объединяются в свою группу, делают выставку рисунков, выбирают того, кто будет давать комментарии к ним; ребята, которые готовили пересказы, объединяются в свою группу, заслушивают друг друга, выбирают лучшего рассказчика и рекомендуют его для публичного выступления.
II. Актуализация знаний учащихся
- С каким новым жанром произведений мы с вами познакомились на предыдущем уроке?
- Постарайтесь построить своё высказывание так, чтобы как можно больше информации сообщить нам о новом жанре.
- Кто главный герой прочитанной летописи? Что вы о нём узнали?
III. Формирование учебной задачи урока
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу над летописями. Но прежде чем сформулировать учебную задачу урока, предлагаю вам прослушать отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и понять, что ещё нам неизвестно о великом князе?
Прослушивание небольшого отрывка из стихотворения А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" (от начала стихотворения и до слов "Но примешь ты смерть от коня своего")

- Какое событие произошло в жизни Олега?
- Посмотрите на название летописи, которую мы сегодня будем читать, соотнесите заголовок с содержанием отрывка из стихотворения А.С. Пушкина и определите учебную задачу урока.
- Как вы думаете, что нам нужно будет для того, чтобы понять, как Олег принял смерть от своего коня? (дети предлагают варианты: прочитать, проанализировать, сделать выводы).
IV. Чтение летописи
Чтение вслух "Цепочкой"
V. Беседа по содержанию
- Понравилась ли вам летопись? Что именно?
- О чём узнали из сюжета летописи? Что для себя открыли?
- Рассмотрите иллюстрации слайд-шоу, соотносятся ли они с содержанием летописи? Какие события на них изображены?
- Что было непонятным в содержании? Какие слова и выражения хотелось бы уточнить? (разобрать слово «кудесник», «волхвы», «княже», «укорять», «сей»).
VI. Физминутка
VII. Перечитывание летописи с предварительным заданием
- Ребята, перечитайте самостоятельно летопись ещё раз и попробуйте найти ответ на вопрос «Слабость или сила характера Олега проявилась в случившемся событии жизни Олега?»
VIII. Анализ текста летописи
- Ребята, можно ли однозначно ответить на вопрос, поставленный перед перечитыванием летописи? (нет, так как над этим нужно подумать).
- Попробуем разобраться. Прочитайте диалог Олега с кудесником. Что значат строки «и запали слова эти в душу Олегу»?
- Как Олег отреагировал на предсказание кудесника?
- Как вы думаете, почему Олег принял такое решение: испугался или проявил силу духа?
- Перечитайте диалог Олега с конюхом. Что сообщил ему конюх? Как Олег отреагировал на сообщение конюха о смерти коня? («Олег засмеялся и укорил того кудесника…»).
- Почему Олег так отреагировал, почему он засмеялся и сказал, что волхвы ему соврали? (он разочаровался в их предсказаниях).
- Перечитайте эпизод, в котором Олег едет попрощаться с конём, увидеть его кости. Чем заканчивается этот эпизод? От чего умер Олег?
- Как вы думаете, какие качества характера Олега проявляются в этом эпизоде: сила и слабость его характера?
- Когда человек о чём-то очень сильно переживает – это сила или слабость? Имеет ли право человек переживать, сочувствовать? А имеет ли на это право воин, предводитель войска? (Главное, чтобы дети поняли, что переживать, сочувствовать и заботиться о ком-то – это нормальное человеческое состояние, на то он и человек, чтобы чувствовать. Князь Олег тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Он любит своего коня, и, конечно, очень переживает его смерть, поэтому даже если это и можно назвать слабостью, за это нельзя осуждать).
- Прочитайте эпизод о том, как народ горевал после смерти Олега.
- Какие слова и выражения подбирает летописец, чтобы показать, как тяжело народ перенёс известие о смерти князя Олега?
- Что чувствуете вы, когда читаете эти строки?
- Как вы думаете – переживает ли летописец вместе со своим народом великое горе? Как вы об этом узнали? Докажите. (Слова особые подбирает, предложения по-особому строит, чтобы передать интонацию плача и горевания. Особенно нужно обратить внимание детей на ритм «и оплакивали, и понесли.., и похоронили…», что создаёт образ причитающей на похоронах женщины).
- Если летописец передаёт свои чувства и своё отношение к тому, что происходит, можно ли это отнести к элементам художественности? (да, конечно).
- Давайте посмотрим, передаёт ли летописец чувства и эмоции своего героя – князя Олега? Найдите строчки в тексте, которые подтверждают ваши предположения («И запали слова эти в душу Олегу», «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» (переживание и забота о коне, любовь к своему другу), «Олег засмеялся и укорил того кудесника (разочарование): «Неправду говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив» (некоторое раздражение от разочарования).
- Посмотрите ещё раз внимательно на текст летописи и попробуйте догадаться, что ещё есть в этом тексте, чего никогда не бывает в научных текстах? (Диалоги).
- Можем ли мы, наконец, сказать, что благодаря летописям мы смогли представить образ князя Олега? (Да, мы уже можем сказать о том, каким он был).
- Теперь сделайте вывод о том, какие элементы художественности присутствуют в данной летописи.
- И последний вопрос, на который мы должны ответить – за что же так любил Олега русский народ? (Он был великим полководцем того времени, верно служил своему государству, заботился о своём народе, при этом был человеком, которому были не чужды человеческие слабости – верил кудесникам, любил своего коня, пировал с дружиной после военных походов и пр.).
IX. Чтение летописи по ролям
- Сейчас ребята, когда мы знаем, какие чувства отразил летописец в своей летописи, постараемся донести эти чувства до слушателей. Будем учиться читать выразительно по ролям.
- Определите, сколько чтецов должно быть задействовано? (рассказчик, князь Олег, кудесник, конюх).
- Вспомните вежливые обороты речи, назовите их («Хочу тебя попросить», «Извини, пожалуйста, мне кажется здесь нужно читать более взволнованно»).
- По окончанию работы оцените  чтение друг друга. Дайте друг другу рекомендации по работе дома.
X. Рефлексия
- Что нового узнали о князе Олеге на сегодняшнем уроке?
- Чем вас заинтересовала личность Олега как исторического деятеля?
- Что ещё хотелось бы вам узнать о князе и той эпохе, в которую он жил?
- Оцените свои знания и умения по шкале оценивания («+», « - », «?»):
Могу рассказать о том, как погиб князь Олег ______.
Могу назвать основные качества олега как военачальника и человека ______.
Могу ответить на вопрос "За что любил русский народ князя Олега?" ______.
Могу прочитать свою роль, правильно передавать чувства героя _____.

XI. Домашнее задание
Выразительно читать свою роль, ответить на вопросы после текста, выполнить задания в «Рабочей тетради» (по желанию).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока чтения для 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Конспект открытого урока по чтению и развитию речи в 4 классе. «Весенние воды» Тютчев Конспект урока по литературному чтению, 4 класс. Гаршин "Сказка о жабе и розе" Конспект урока чтения в 4 классе коррекционной школы с презентацией
Что надо знать родителям учащихся начальных классов о ведении дневников и тетрадей школьников
Опубликовано: 3962 дня назад (16 января 2014)
Просмотров: 27917
+4
Голосов: 4
Мила Кузьмина # 16 января 2014 в 21:11 +2
Спасибо за конспект урока.Тип и структура урока соответствуют  поставленным целям, возрастным и индивидуальным особенностям восприятия учащихся.  Урок представляет собой целостную композицию. «Переходы» от одной учебной ситуации к другой плавные, присутствует чёткое обобщение по каждой  учебной ситуации, ясные конечные выводы. В начале урока Манура Шакировна погружает учащихся в тему урока через прослушивание  отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» . Такой приём позволяет  создать нужный эмоциональный фон на весь урок. При изучении летописи "И вспомнил Олег коня своего" идет большая словарно-лексическая работа. Дети  знакомятся со словами, вышедшими из употребления в настоящее время. Из летописи учащиеся узнают важные события тех лет, жизнь предков. Из конспекта урока видно, что вы учите ребят прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения; развивать речь, мыслительные операции и творческие способности. Удачи вам! Голосую!
Манура Шакировна Абишева # 16 января 2014 в 22:17 +1
Спасибо Вам за внимательное отношение к моей работе. Мне очень важно, что работу положительно оценили профессионалы. С уважением и благодарностью, Манура Шакировна.
Светлана Евгеньевна Виноградова # 16 января 2014 в 21:59 +1
Хороший развивающий урок, дети узнают новое из истории своей Родины, расширяют свой словарный запас. На протяжении всего урока педагог раскрывает произведение так, чтобы ученики захотели читать Пушкина!
Манура Шакировна Абишева # 16 января 2014 в 22:20 +1
Большое спасибо, Светлана Евгеньевна, за позитивный отзыв. С уважением и благодарностью, Манура Шакировна.
Васса Сергеевна Сальникова # 17 января 2014 в 15:54 +1
Манура Шакировна, скажите, вы запланировали в начале конспекта временные рамки каждого этапа... как Вам удается их соблюдать...?
Манура Шакировна Абишева # 17 января 2014 в 23:20 +1
Уважаемая Васса Сергеевна! Конечно, не всегда удаётся уложиться в запланированное время. Бывает запланируешь "такой урок!", а удовольствия не получаешь. Никакой конспект не помогает. Спасибо Вам за внимательное отношение к моей работе. С уважением, Манура Шакировна.
Елена Владимировна Козырева # 4 сентября 2016 в 11:13 0
Спасибо! Отличная разработка урока. Мне очень понравилось как интересно Вы проводите рефлексию. Это очень важный момент урока.
Манура Шакировна Абишева # 5 сентября 2016 в 12:44 0
Спасибо, Елена Владимировна! Очень приятно. С благодарностью, Манура Шакировна.