Артикуляционная гимнастика язычка для детей 5-6 лет
Автор:Светлана Сергеевна Утюжникова, учитель-логопед,МАДОУ д/с "Буратино",районный центр Кыра
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей.Ясность и чистота произношения вырабатывается систематическими упражнениями в артикуляции.
В интересной форме представлены разные приключения язычка по пособию Т.А.Куликовской "Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках",сочетание сказочного сюжета и артикуляционных упражнений позволяет оптимизировать логопедическую работу по формированию правильного звукопроизношения у детей.Данный практический материал поможет педагогам,родителям в занимательной форме проводить с детьми артикуляционные упражнения.
Цель:развитие артикуляционной моторики,направленное на укрепление мышц речевого аппарата;
Задачи:
-совершенствовать пластику движений язычка;
-выработать правильное речевое дыхание;
-уточнить основные движения органов артикуляционного аппарата;
Рассмотрим логопедическую сказку
"Прогулочная",которая сопровождается рисунками и стихотворениями.
Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходит.
Рот открыть.Высунуть язык.
Выполнять круговые движения языком,облизывая губы.
Кто же тут,а кто же там?
Он глядит по сторонам.
Приоткрыть рот.Сделать язык узким.
Отводить язык вправо-влево,стараясь
максимально высунуть его изо рта.
Смотрит,как расчёска-зубы
Нам причёсывает губы.
Проводить нижними зубами по верхней губе,
а верхними-по нижней,массируя её.
Видит:губки очень гибки.
Ловко тянутся в улыбке.
Рот закрыть.Широко улыбнуться,растягивая губы.
А теперь наоборот:
Губки тянутся вперёд.
Собрать губки в "трубочку",вытянуть вперёд.
Язычок стал маляром.
Аккуратно красит дом.
Рот максимально открыть.
Проводить широким языком вперёд-назад по нёбу.
Затем вверх-вниз по внутренней стороне щёк.
На качелях оказался.
Вверх взлетал и вниз спускался.
Открыть рот.Тянуться то к носу,то к подбородку.
Рот не закрывать.
Догадаться кто бы мог.
Язычок наш,как грибок.
Широко открыть рот и улыбнуться.
Присосать язык к нёбу и не отрывать его.
Тянуть нижнюю челюсть вниз,растягивая подъязычную связку.
Язычок гармошкой стал,
Поиграл и не устал.
Раскрыть рот и улыбнуться.
Присосать язык к нёбу,как в упражнении "грибок".
Язык от нёба не отрывать.
Опускать и поднимать нижнюю челюсть,растягивая подъязычную связку.
То иголка,то лопата
Язычки у вас,ребята.
Высунуть язык изо рта.
Попеременно делать язык узким и широким.
"Иголка"-язык напряжён и выдвинут вперёд.
"Лопата"-язык расслаблен и лежит на нижней губе.
Надоели превращенья:
Лижет Язычок варенье.
Рот открыть и улыбнуться.
Широким языком облизывать верхнюю губу.
При этом стараться "обнять"языком сразу всю губу и облизать её,
втягивая язык вглубь рта.Рот не закрывать.
Любит он покушать сладко.
После скачет,как лошадка.
Рот держать широко открытым.Улыбнуться.
Медленно щёлкать языком,присасывая его к нёбу и отрывая от него.
Тянуть подъязычную связку.
Таким образом,если вы занимаетесь артикуляционной гимнастикой с детьми,то это поможет детям овладеть правильным звукопроизношением,подготовить артикуляционные органы к постановке определённых звуков.
Рекомендуем посмотреть:
Гимнастика для язычка в стихах
Вьетнамская игра головоломка для дошкольников своими руками
Развитие словаря у дошкольников в играх
Артикуляционная гимнастика для дошкольников своими руками