Конспект познавательного развлечения экспериментирования в детском саду в старшей группе «Волшебница вода»
Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.
Задачи:
- Уточнить и закрепить знания детей о значении воды.
- Развивать внимание, наблюдательность, познавательный интерес у детей.
- Обогатить знания детей о роли воды в жизни человека, животных и растений.
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, стимулировать желания делать выводы.
- Способствовать проявлению положительных эмоций от игровых действий с водой.
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Материал и оборудование: фартуки и одноразовые шапочки, глобус, ноутбук для просмотра презентации, иллюстрации, бумажные цветы, таз с водой, воздушный шарик, пластиковая бутылка, сода, лимонная кислота, жидкое моющее средство, марля 15х15 см, стакан, резинка, вода.
Ход занятия
В группу входит воспитатель в костюме профессора «Знайкина»
(белый халат, большой яркий галстук, парик, очки). Вносит большую коробку с оборудованием для опытов.
Воспитатель:
– Здравствуйте, мои юные друзья! Меня зовут профессор Знайкин. Скажите-ка мне, а вы любите опыты и эксперименты?
(Ответы детей). Сегодня ваша группа превратится в настоящую лабораторию. Мы с вами вместе будем делать удивительные опыты. А все вы станете моими ассистентами и будете мне помогать. Сначала я вас познакомлю с правилами в лаборатории:
– Ничего нельзя трогать на столе без моего разрешения.
– Нельзя пробовать вещества на вкус и запах.
– А также в лаборатории нужно: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать аккуратно и внимательно.
– А ещё нужно надеть специальную одежду.
(Достает из коробки фартуки и одноразовые шапочки по количеству детей).
Воспитатель:
Надевайте специальную одежду и садитесь на стульчики, а я открою коробку. Ой, ребятки, посмотрите, что же это такое
(достаю из коробки глобус). Вы знаете, что это?
Дети: Это глобус
Воспитатель: Правильно, это глобус – модель земли, так наша планета Земля выглядит из космоса. Давайте все вместе скажем глобус.
Дети: Глобус.
Воспитатель: А что означает синий цвет?
Дети: Это вода.
Воспитатель: Вода окружает нас повсюду. Вода в реках, морях, океанах занимает на нашей планете гораздо больше места, чем суша, посмотрит, я вам сейчас покажу
(показ слайдов). Что мы с вами сейчас увидели?
Дети: Мы видели реки, моря, океаны, озера.
Воспитатель: А кому нужна вода?
Дети: Вода нужна людям, растениям, насекомым.
Воспитатель: Получается, что вода нужна всем. Вода – это жизнь, для всех нас вода имеет очень большое значение
(просмотр слайдов).
Воспитатель: А для чего человеку нужна вода?
Дети: Чтобы пить, мыться.
Воспитатель: Итак, вода нам нужна, чтобы пить, готовить еду, умываться, стирать и поддерживать чистоту. А сможем ли мы прожить без воды?
Дети: Нет.
Воспитатель: Без воды все живое погибнет. А сейчас мы с вами поиграем. Вы хотите поиграть в игру?
Дети: Да, хотим.
Опыт №1
Материалы: Емкость с водой, рукавички с «перепонками», перчатки, иллюстрации: утка, лягушка, воробей; лягушка в аквариуме.
Ход
Воспитатель выясняет у детей, может ли воробей плавать и нырять, как утка и лягушка; зачем утке и лягушке такие лапки. Надевает на одну руку перчатку с перепонками, на другую – с коготками. Дети имитируют движение лапок при плавании и определяют, с какими лапками будет удобно плыть и почему
(удобнее плыть лапками с перепонками, ими лучше отгребать воду, у воробья их нет). В конце опыта дети просматривают видео за плаванием лягушки в аквариуме.
Воспитатель: отгадайте загадки:
Пышный куст в саду расцвел,
Привлекая ос и пчел.
Весь в больших цветах махровых -
Белых, розовых, бордовых!
(Пион)
Белые горошки
На зелёной ножке.
(Ландыш)
Я шариком пушистым белею в поле чистом,
а дунул ветерок - остался стебелек.
(Одуванчик)
Воспитатель:
На гладком зеркале воды
Я вижу дивные цветы.
Они со дна реки растут.
Их все кувшинками зовут.
- Кувшинки бывают и белые, и желтые и розовые. За то, что Вы отгадали все загадки, я дарю вам волшебные цветки
(детям раздаются бумажные цветы). Ребята, а приходилось ли Вам наблюдать, как распускаются цветы? Давайте опустим цветы в воду и посмотрим, что произойдет с нашими маленькими цветочками.
Опыт №2
Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги разбухают – цветы « распускаются»
Воспитатель:
Итак, все готовы? Ну что же, чудеса продолжаются! Так, так, так… Что же у меня здесь есть?
Воспитатель:
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
(Воздушный шар)
Воспитатель достает из коробки воздушные шарики.
– Ребята, а вы умеете надувать воздушные шарики? А как вы это делаете?
(Ответы детей). А я сейчас покажу вам как надуть шарик другим способом. Этот шарик надует себя сам. Не верите? Ну, смотрите!
(Для проведения опытов и экспериментов поочередно приглашаются дети).
Опыт №3
Описание опыта: Насыпаем в шарик соду. С помощью воронки в пластиковую бутылку аккуратно высыпаем лимонную кислоту. Надеваем шарик с содой на горлышко бутылки и высыпаем соду из шарика в уксус.
При смешивании соды и уксуса выделяется углекислый газ. Этого газа становится всё больше и больше, он не может уместиться в бутылке, выходит из неё и попадает в шарик. Именно поэтому шарик и надувается.
Воспитатель:
Вот такой замечательный опыт. А давайте немного свами разомнемся?!
Физкультминутка "Бабочка"
Спал цветок и вдруг проснулся,
(Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел,
(Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Покружиться.)
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на свои места. А с чем же мы будем экспериментировать дальше, вы узнаете, отгадав загадку.
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
(Вода)
Воспитатель: продолжим наши опыты
Опыт №4
Накройте стакан марлей. Закрепите марлю на месте резинкой, чтобы края марли крепко прижимались к стакану. Налейте через марлю полный стакан воды. Одной рукой возьмите стакан вместе с марлей, а другой рукой накрой его сверху картоном. Переверните стакан вверх дном над миской. Скажите волшебные слова, а потом медленно уберите руку, закрывающую стакан. Вода не выливается!
(Этот эксперимент проще выполнить если стакан полон воды до краев).
Вода обладает таким свойством, как поверхностное натяжение, молекулы воды хотят все время находиться вместе и их не так просто разлучить. И если размер отверстий небольшой
(как в нашем случае), то пленка не рвется даже под тяжестью воды!
Опыт №5
Воспитатель:
показывает детям иллюстрации вулкана.
Сейчас мы с вами посмотрим как извергается вулкан.
Разместив вулкан на подносе. Налейте в «кратер» вулкана воду, добавьте 1 ст. л. жидкости для мытья посуды, красную гуашь, соду и лимонной кислоты. Из жерла вулкана с шипением потечет густая пена.
Уксус – это кислота. Сода – это щелочь. Они вступают в интенсивную реакцию, в результате которой образуется углекислый газ. Так как газы занимают больше места, чем твердые тела и жидкости, смесь начинает пузыриться и вытекать из бутылки, т.е. происходит дегазация, тот же процесс, что при извержении вулканов.
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: Мои юные исследователи, пришло время прощаться. Что вас сегодня больше всего удивило? Что вы узнали нового?
(Ответы детей).
Воспитатель: Все эти опыты вы легко сможете повторить дома и удивить своих родителей, ведь у каждого из вас на кухне полным-полно нужных компонентов. А мне пора! Но мы еще обязательно встретимся и увидим ещё много разных чудес! До свидания!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД с детьми старшей группы по опытно-экспериментальной деятельности. Свойства воды
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: Свойства воды. Вторая млад
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе на тему "Свойства воды"
Опыты с водой для детей средней группы