Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе детского сада на тему "Свойства воды"
Конспект НОД по экологическому воспитанию "Свойства воды" для детей средней группы (возраст с 4-5 лет)
Автор: Бородина Оксана Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 21 г. Амурска, Хабаровского края.
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (возраст с 4-5 лет) на тему "Свойства воды". Данный материал будет полезен воспитателям средней группы по использованию мнемокарточек со свойствами воды.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воды; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать несложные выводы; дать понятие о значимости воды в жизни человека, животных, растений; обогащать и активизировать словарь.
2. Развивать поисково-познавательную деятельность детей как интеллектуально-личностное, творческое развитие.
Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей).
Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
3. Воспитывать бережное отношение к воде, познавательный интерес к неживой природе.
Оборудование:
1. Картинки с изображением кому нужна вода.
2. Пластмассовая посуда на каждого ребенка: прозрачные стаканчики, тарелочки, ложки.
3. Полоски цветной бумаги (синяя, зелёная, желтая, белая) на каждого ребенка.
4. Сахар, соль, дольки лимона (на каждого ребенка), духи.
5. Белые халаты и шапочки на каждого ребёнка.
6. Клей, голубые полоски, кисточки, салфетки, клеёнка.
7. Нарисованное облачко на ватмане.
8. Мнемокарточки со свойствами воды.
9. Игровой персонаж Капелька.
Предварительная работа:
Чтение стихов Э. Мошковская «Речка», О. Григорьева «Какой дождь?», Б. Заходера «Что случилось с речкой?»; загадывание загадок; лото «Кто где живёт»; игры с водой: «Нырки», «Весёлые Кораблики», «Ловкие пальчики», «Бульбочки»; наблюдение за водой на прогулке, в группе; разучивание потешек, физминуток.
Ход НОД
В группу приходит Капелька и загадывает детям загадку о своей старшей сестрице.
Говорят она везде
В луже, море, в океане,
И в водопроводном кране.
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что она –
Наша спутница всегда!
Без неё вам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
(Вода)
Воспитатель: Как вы думаете, кому нужна вода?
(дети подходят к доске и рассматривают картинки)
(Дети: животным, птицам, человеку, рыбам, лягушкам, растениям)
Воспитатель: Интересно, нам действительно без воды не прожить? Для чего она нужна?
(Дети: вода нам нужна, чтобы пить, варить еду, стирать вещи, по воде корабли перевозят груз)
Воспитатель: Действительно вода необходима всем на земле, но какая она, эта вода? А вы хотите о ней узнать много интересного?
Воспитатель: Для этого мы с вами на время станем учеными и будем её обследовать, изучать.
Практическая работа
Опыт 1. Цвет воды.
Воспитатель: На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите каждую полоску к стаканчику с водой и сравните. Можно ли сказать, что вода синяя? Зеленая? Желтая? Белая?
(Дети: нет, цвет воды не совпадает с цветом полосок)
Воспитатель: Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какого же все-таки цвета вода? Вода не имеет цвета. Она бесцветная.
(дети берут мнемокарточку с данным свойством воды и прикрепляют на магнит к доске).
Опыт 2. Запах воды.
Предлагаю детям понюхать духи, дольки лимона, которые издают тонкий аромат.
Воспитатель: А чем пахнет вода? Понюхайте её. Вода ничем не пахнет. Как вы думаете, у неё есть запах? У воды нет запаха.
(дети берут мнемокарточку с данным свойством воды и прикрепляют на магнит к доске).
Опыт 3. Вкус воды.
Предлагаю детям попробовать на вкус дольки лимона.
Воспитатель: Какие они?
(Дети: кислые)
Воспитатель: Возьмите ложечки и насыпьте в воду соль.
Воспитатель: Какая вода?
(Дети: соленая)
Воспитатель: Теперь разбавьте в воде сахар. Какая вода?
(Дети: сладкая)
Воспитатель: А теперь попробуйте воду без ничего, какая она на вкус?
Воспитатель: Можно ли её назвать кислой, соленой, сладкой?
(Дети: нет, нельзя)
Воспитатель: Да, совершенно чистая вода не имен вкуса, она безвкусная.
(дети берут мнемокарточку с данным свойством воды и прикрепляют на магнит к доске).
Воспитатель: Итак, уважаемые ученые, что же мы с вами узнали о воде? Какая она?
(дети рассказывают о свойствах воды опираясь на мнемокарточки)
Воспитатель: Если вода обладает всеми этими свойствами, значит она совершенно чистая и пригодна для употребления.
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю отдохнуть на речку.
Физминутка «На речке»
Раз, два, три, четыре, пять,
К речке мы идем гулять.
Мы хотим увидеть рыбок,
И лягушек, и улиток.
В речке будем мы купаться,
И нырять, и кувыркаться.
Быстро поплывём, как рыбки,
Все движенья – без ошибки.
Мы по берегу потом
Как улитки поползем.
Как лягушки мы поскачем,
Словно легкий, звонкий мячик.
А потом мы отряхнёмся,
Дружно за руки возьмёмся,
Дружно за руки возьмемся,
В нашу группу мы вернёмся.
Воспитатель: Посмотрите, что-то наша Капелька загрустила. Давайте для нее сделаем подружек.
Продуктивная деятельность.
Конструирование из бумаги
Воспитатель: Возьмите голубую полоску и намажьте один край клеем, после чего соедините края вместе, чтобы получилась капелька и приклейте её чуть ниже облака.
Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о том, что вода необходима и рыбам, и птицам, и животным, и людям, и растениям, но какой должна быть она?
(Дети: чистой)
Воспитатель: А чтобы вода была чистой, что мы должны делать?
(Дети: беречь её, не загрязнять реки, озёра, и другие водоемы).
Методические рекомендации
1. Необходимо провести предварительную работу.
2. Создать условия для проведения опытов.
3. Подобрать необходимое оборудование.
4. Представленные мнемокарточки
(модели) разрабатываются совместно с детьми. Однако педагогу не следует ограничиваться предложенными моделями. Придумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:
- модель должна отражать обобщенный образ и подходить к группе объектов;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.
5. В продуктивной деятельности можно использовать не только конструирование из бумаги, но и лепку, применяя приём налепа
(скатывая маленькие шарики и прижимая их к основе снизу вверх); рисование пальчиками; аппликацию, использовав прём обрывания.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД с детьми старшей группы по опытно-экспериментальной деятельности. Свойства воды
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: Свойства воды. Вторая млад
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе. Свойства воды
Конспект занятия по экспериментированию в детском саду в старшей группе на тему «Волшебница вода»