Статья. Духовно - нравственное и патриотическое воспитание учащихся на урока истории.
Автор: Римская Анна Георгиевна, учитель истории и права, МОБУ СОШ №10 имени атамана С.И.Белого г. Сочи.
Цель: рассмотреть как на уроках истории формируется духовно - нравственные и патриотические чувства.
Задачи: расширить знания учащихся предмете истории; формировать активную гражданскую позицию; воспитывать сознательную любовь к Родине, гордость за её прошлое.
Описание материала: данный материал могут использовать учителя и преподаватели истории во всех классах без ограничения.
XXI век, век научных, информационных технологий, век компьютеризации всего мирового сообщества.
В сложившихся условиях перед человечеством очень остро встал вопрос воспитания подрастающего поколения. Процесс воспитания индивида и формирование в нем личности, проходит длительный, многоуровневый путь.
Семья, которая оказывает на формирование и воспитание ребенка первостепенное и главенствующее значение.
Но на сегодняшний день одна из главных ролей в формировании у подрастающего поколения духовно - нравственных и патриотических качеств оказывает конечно же школа.
Задача каждого учителя, несмотря на преподаваемый им предмет, заключается в том, чтобы вся его деятельность была направлена на взращивание и формирование у учащихся чувства патриотизма, любви и гордости к своему государству. Рассказать учащимся о подвиге нашего великого, мужественного и бесстрашного народа.
На сегодняшний день воспитание патриотизма и духовно - нравственных чувств у подрастающего поколения является одной из самых актуальных и острых проблем современности.
Перед нашим обществом стоит очень важная задача сформировать духовно - нравственного, высокопатриотичного и физически здорового человека, который будет связывать свою судьбу с будущим своего государства, края, города, человека который будет способен встать на защиту интересов своей страны.
Весь перечень школьных предметов может реализовать поставленные задачи, но наверняка более эффективно с этим может справиться именно история - великая наука о прошлом, настоящем и будущем.
История является одним из самых интересных и важных предметов во всем школьном курсе. Ведь именно благодаря историческим знаниям учащиеся могут проследить и изучить появление и развитие самых древних человеческих цивилизаций (таких как: Шумерская, Аккадская, Вавилонская, Македонская и другие).
Именно благодаря исторической науке у учеников формируется чувство патриотизма, появляется понимание исторических событий и процессов как в отдельной стране, так и в ряде стран в целом.
Уроки истории призваны помочь учащимся взглянуть по иному на все исторические события. Чтобы не происходило в истории: война или реформы, жесткое правление И.В. Сталина или распад СССР ни одно историческое событие не должно рассматриваться, только через одностороннюю призму.
Все события, а в особенности исторические имеют двойную проекцию положительных и негативных последствий и результатов. Любое мнение на то или иное историческое событие будет иметь своего оппонента, так как все они связанны с разными эпохами, государствами, людьми, религиями и народами, где отчасти редко происходят компромиссы и полное совпадение мнений, на то или иное историческое событие.
Учебный предмет история обладает широкими возможностями для воспитания и формирования духовно – нравственного и патриотичного человека.
Преподавание истории в школе должно соответствовать формированию ценностных ориентаций ученика, для решения им морально – нравственных проблем. Цель же исторического образования в этом плане ориентация прежде всего на общечеловеческие ценности, воспитание гуманизма.
В процессе преподавания истории могут быть решены следующие задачи:
1.Формирование чувства ответственности и любви за свое государство;
2.Сформировать чувство патриотизма и гордости за свой народ, и великую историю своей страны;
3.Привить учащимся понимание соблюдения общечеловеческих моральных ценностей;
4.Сформировать у учащихся собственную позицию и мнение на те или иные исторические события.
Еще одной не менее важной задачей на уроках истории является воспитать в учениках истинного, добропорядочного гражданина своей страны, активного, способного развиваться, принципиального в отстаивании своих позиций и мнения, способного к демократическому участию в политической жизни страны путем альтернативных и свободных выборов, чувствующего ответственность за судьбу своей Родины, патриота своей страны, истории и культуры.
Истинный патриотизм не мыслим без знаний истории разных стран, народов их культуры, понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных культур их тесной связи друг с другом. Ученик должен понимать, что народ к которому он принадлежит является неотъемлемой частью мировой цивилизации.
В системе российского образования установлен принцип разнообразности (вариативности), который позволяет учителям и преподавателям разных учебных заведений выбирать и моделировать учебных процесс.
Для улучшения работы преподавателей и всего учебного процесса сегодня идет разработка различных методов и приемов преподавания и подачи информации; создаются современные учебно – методические и дидактические материалы в целях повышения эффективности учебного процесса.
Изучение и преподавания истории имеет очень большое значение для формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма и духовно – нравственного обогащения.
Уроки истории должны быть направлены на поиск нравственного решения, стимулировать и повышать нравственную и моральную самооценку. Достигнуть конечной цели и воспитать глубоко-патриотичного и высоконравственного человека безусловно не простая задача, но она вполне реализуема, если родители, учителя и конечно сам ученик приложат к этому определенное усилие.
Рекомендуем посмотреть:
Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях реабилитационного центра
Влияние литературного творчества на духовное развитие личности
Акция "Бессмертный полк"
Внеклассное мероприятие для школьников "День Первого Президента Республики Казахстан"
Похожие статьи:
Социально-патриотическая акция, посвященная памяти воинов – интернационалистов
Классный час на тему патриотическое воспитание в 7-8 классах
Классный час: Афганистан, 5 класс
Классный час «Наша родина – Россия», 3 класс
Встреча с воинами интернационалистами в школе. Сценарий