Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

План конспект урока истории России, 7 класс. Смутное время

План конспект открытого урока по истории России для учащихся 7 класса «Смутное время».
Автор: Римская Анна Георгиевна, учитель истории и права МОБУ СОШ № 10 имени атамана С. И. Белого, г. Сочи
Тип урока: комбинированный
Описание: Открытый урок по истории России для учеников 7 - ых классов, полученные знания направленны не систематизацию, анализ и обобщение ранее приобретенных знаний в процессе обучения истории.
Предмет: История России
Тема: Смутное время
Цель урока: Изучить события предшествующие Смутному времени, ход исторических событий и итоги, для систематизации и более полной картины по данному периоду.
Задачи:
I. Обучающая:
1. Раскрыть понятие Смуты, а так же выявить ряд причин способствующих наступлению Смутного времени на Руси.
2. Рассмотреть основные события и итоги Смутного времени.
3. Определись каковы были последствия Смутного времени.
II. Развивающая:
1. Развить у учащихся способность работать с историческими источниками (документами), с картой, учебником для более точного обобщения и анализа полученных знаний.
2. Способствовать развитию у учащихся умению самостоятельно или в группе анализировать исторические источники, давать развернутый ответ на поставленный вопрос.
3. Развивать у учащихся способность к систематизации полученных исторических знаний, и грамотно формировать выводы по предложенным темам.
III. Воспитательная:
1. Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма, уважения к истории своего государства.
2. Сформировать гражданскую и гуманистическую позицию у учащихся, не смотря на сложившиеся мировые конфликты.
3. Способствовать пониманию у учащихся роли личности в исторических событиях разного времени.
Основные понятия:
1. Смутное время
2. Гражданская война
3. Самозванство
4. Тушинский вор
5. Крестоцеловальная запись
6. "Семибоярщина"
7. Интервенция
8. Первое ополчение
9. Второе ополчение
Основные даты:
1. 1533 1584 гг. - Княжение и царствование Ивана IV Грозного
2. 1584 - 1589 гг. - Царствование Федора Ивановича
3. 1598 - 1605 гг. - Царствование Б. Годунова
4. 1601 - 1603 гг. - Голод и неурожай на Руси
5. 1603 -1604 гг. - Восстание казаков под руководством Х. Косолапа
6. 1605 - 1606 гг. - Царствование Лжедмитрия I
7. 1606 - 1610 гг. - Царствование В. Шуйского
8. 1606 - 1607 гг. - Восстание И. Болотникова
9. 1607 - 1610 гг. - Появление Лжедмитрия II на Руси
10. 1609 г. - Начало интервенции
11. 1611 г. - Первое ополчение
12. 1612 г. - Второе ополчение
13. 1613 г. - Земский собор. Избрание царем М. Ф. Романова. Начало правления новой династии.
Оборудование урока: Компьютер, карта «Смутное время в России начала XVII в.», учебник История России XVII–XVIII веков 7 класс. Пчелов Е.В. М.: 2012. - 240 с.
План урока:
1. Причины смуты.
2. Появление самозванство на Руси. Правление Б. Годунова
3. Приход В. Шуйского к власти. «Семибоярщина»
4. Формирование Первого ополчения. Итоги
5. Роль Второго ополчения в освобождении России от иностранной интервенции
6. Земский собор 1613 года
Ход урока
I.Организационный момент
II.Проверка домашнего задания (устная беседа по следующим вопросам)?
1.Основные направления внешней и внутренней политики Ивана Грозного?
2.Когда и по каким причинам прекратила существовать династия Рюриковичей?
3.Результаты политики Опричнины?
Обобщение: Таким образом, к началу XVII века в России накопилось множество противоречий. Смутное время стало для России периодом социальных конфликтов, политических и экономических кризисов и войн. В начале XVII века решался вопрос о существовании самой российской государственности.
III. Изучение нового материала
План
1.Причины Смуты
2. I этап Смуты (1604 – 1605 гг.)
3. II этап Смуты (1606 – 1607 гг.) Восстание И. И. Болотникова
4.III этап Смуты (1608 – 1610 гг. )
5.IV, V этапы Смуты. Создание Первого и Второго ополчения.
6.Последствия и уроки Смуты.
1.Причины Смуты
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока Смутное время в России, прежде чем начать изучения нового материала мы должны обозначить причины появления Смуты.
Запись в тетрадь с доски.
Причины смуты
1.Династический кризис (смерть Ивана Грозного и двух его сыновей Федора и Дмитрия привели к пресечению правящей династии Рюриковичей);
2.Экономическая (голод и неурожай 1601 – 1603 гг. привели);
3.Социальная (недовольство некоторых сословий своим тяжелым положением);
4.Кризис власти (стремление боярских группировок за управление страной)
Учитель: Таким образом, Россия в XVII веке оказалась на грани грандиозного социального взрыва. Нестабильной ситуацией в стране поспешили воспользоваться западные соседи - Речь Посполитая и Швеция. Они были заинтересованы в завоевании западных земель России.
2. I этап Смуты (1604 – 1605 гг.)
Учитель: В 1598 году умер Федор Иванович последний представитель династии Рюриковичей. Тем самым законная правящая династия пресеклась. Главным претендентом на престол был Борис Годунов (родной брат жены Федора Ивановича), который обладал реальной властью в период правления царя Федора.
Запись в тетрадь с доски
1598 – 1605 гг. – Правление Б. Годунова
Учитель: Годунов пытался привлечь на свою сторону как можно больше людей. Для простого народа проводились недельные застолья, боярам и дворянам в несколько раз повышались жалования. Из тютер освобождались заключенный, отменялась смертаная казнь.
Боясь за шаткое положение своей не законной власти Борис Годунов насильно постриг в монахи Федора Никитича Романова (в монашестве принял имя Филарет), родственника царя Федора по материнской линии, который мог претендовать на престол. Других Романовых ждала иная учесть (опала, ссылки).
В 1601 - 1603 гг. Россию поразили страшные стихийные бедствия: дожди и морозы, привели к массовым неурожаям. Царь распорядился открыть государственные житницы и бесплатно раздавать хлеб. В стране начали вспыхивать народные волнения и восстания. Одним из самых крупных было восстание под предводительством казака Х. Косолапа.
Запись в тетрадь с доски
1603 - 1604 гг. - Восстание под предводительством казака Х. Косолапа.
Учитель: Все внутренние события в стране порадили все большее недовольства царем Борисом Годуновым у народа.
3. II этап Смуты (1606 – 1607 гг.) Восстание И. И. Болотникова
Учитель: Сложившейся ситуацией ряшили воспользоваться иностранные государства, а прежде всего Речь Посполитая.
Здесь начали появляться слухи о спасшемся царе Дмитрии (младшем сыне Ивана Грозного). На самом деле это был беглый монах Чудова монастыря Григорий отрепьев. Который получил поддержку от магнатов (польско - литовской знати), короля и католической церкви.
Самозванец стал набирать войско похода на Русь. Осенью 1604 г. войско Лжедмитрия I перешло русскую границу. Народ хотел видеть в нем справедливого царя, который изменит их жизнь к лучшему. Один за другим русские города присягали самозваницу.
Смерть Б. Годунова 23 апреля 1605 г. ускорила приход Лжедмитрия I к власти. В 1605 году он торжественно вступил в столицу. Но вскоре народ видел, что ни их жизнь ни само положение в стране не изменилось.
Обстановка усложнилась и тем, что Лжежмитрий I женился на дочери польского магната Марине Мнишек, свадебные торжества проходили с полным нарушением принятого на Руси православного порядка.
Запись в тетрадь с доски: 1605 - 1606 гг. - Правление Лжежмитрий
19 мая 1606 г. на Красной площади в цари “выкрикнули” боярина князя Василия Ивановича Шуйского. Другие княжеско-боярские рода, заседавшие в Думе, хотели получить обещание от царя, что он не превратиться в такого же тирана, как Грозный. Поэтому при вступлении на престол дал крестоцеловальную запись, т.е. письменную клятву, скрепленную целованием креста.
Учитель: Работа с документом “отрывок из Крестоцеловальной записи царя Василия Шуйского” (1606 год).
«Божиею милостью мы, великий государь царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, щедротами и человеколюбием славимаго бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинилися есьмя во отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, егоже дарова бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Римскаго кесаря, и потом многими леты и до прародителя нашего Александра Ярославича Невского на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на суздалской удел разделишась, не отнятием и не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царствия, хотим того, чтобы православное християнство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покое и во благоденствии…»
Вопрос к документу: почему в своей крестоцеловальной записи В.Шуйский постоянно ссылался на кровное родство с Рюриком, А.Невским?
Учитель: Вновь в юго-западных уездах стали собираться повстанческие отряды против правительства Василия Шуйского. Верность ему сохраняли дворяне, горожане центра и севера России. Во главе же беглых холопов, казаков, крестьян и дворян южных уездов встал бывший военный холоп – Иван Исаевич Болотников.
Запись с доски в тертадь. 1606 - 1607 гг. - Восстание И.Болотникова
Работа с картой: “ Смутное время в России начала XVII в.” Используя карту в учебнике (стр. 16)
Вопросы к карте:
1. Где и когда началось восстание И.Болотникова?
2. Назовите города, которые были заняты восставшими?
Учитель: В конце октября 1606 г. повстанческие армии осадили Москву. Продолжалась она 5 недель – до начала декабря. Постепенно перевес сил перешел к воеводам Шуйского. В битве у Коломенского 2 декабря они одержали победу над восставшими.
Работа с картой: “ Смутное время в России начала XVII в.” Используя карту в учебнике (стр. 16)
Покажите город, в который после поражения под Москвой переносится центр восстания?
Болотников в Калуге быстро организовал ее оборону и пополнил войско. Правительственные войска взяли город в осаду, но не полностью блокировали город, и Болотников получил помощь из соседних городов. В мае 1607 г. Болотников разгромил царскую армию под Калугой. Повстанцы ушли в Тулу.
Работа с картой: “ Смутное время в России начала XVII в.” Используя карту в учебнике (стр. 16)
Покажите, где закончилось восстание Болотникова?
4.III этап Смуты (1608 – 1610 гг. )
Учитель: На третьем этапе в события России вмешались войска Польши и Швеции.
Вопрос: По каким причинам иностранные войска вмешались в события в России?
Используя текст учебника (стр. 24 - 25)
17 июля 1610 г. – власть перешла в руки Семибоярщины. Был заключен договор с поляками об избрании на русский престол польского королевича Владислава.
5. IV, V этапы Смуты. Создание Первого и Второго ополчения.
Первым против польских захватчиков выступили Рязанцы. В Рязани было создано народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов, присоединились Трубецкий, Заруцкий. Со временем сторонники Ляпунова стали покидать его ополчение. Летом 1611 года страна оказалась в ужасном и тяжёлом состояние. Центром освободительного движения с осени 1611 года стал Нижний Новгород. Торговый человек- Кузьма Минин обратился к народу с призывом помочь всеми силами и средствами в создание нового ополчения для освобождения России от иноземных захватчиков. В Нижний Новгород стали стягиваться вооруженные отряды ополченцов со всех земель. Сподвижником Кузьмы Минина стал Дмитрий Михайлович Пожарский. Именно эти люди освободили Россию от иностранных захватчиков.
Подробно про Первое и Второе ополчение мы поговорим на следующим уроке.
Учащиеся отвечают на вопросы:
1) Назовите исторические личности, характеризующие Смутное время?
2) Укажите основные причины Смутного времени?
3) Почему данный период русской истории получил название "Смута"?
6.Последствия и уроки Смуты.
Учитель: Для завершения Смуты стране нужен был законный, признанный всеми слоями общества монарх. С этой целью руководители Второго ополчения уже в конце 1612 года разослали по городам грамоты с требованием выслать представителей сословий на Земский собор.
В январе 1612 года на Земский собор в Москву съехались выборные представители всех сословий России - бояре, дворяне, деятели Церкви, посадские люди, казаки, черносошные и дворцовые крестьяне. Интересы крепостных крестьян и холопов на Соборе представляли собственники земель. Никогда еще в стране не было представительного органа столь широкого состава.
У Собора была одна задача - выборы монарха.
Претендентов на престол было несколько, начиная от иностранцев (шведский и польский принцы), сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II, и заканчивая российскими претендентами: Ф.И. Мстиславский, В.В. Голицын, Д.М. Трубецкой, Д. Пожарский, М.Романов, Д.М. Черкасский, П.Н. Пронский и др.
Первоначально члены Собора решили не избирать на русский престол иноземного представителя, отклонили кандидатуру сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II – Ивана.
В результате острых споров наиболее приемлемой оказалось кандидатура 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Сын тушинского патриарха Филарета, за ним стоял ореол отца – мученика, который находился в польском плену. Возможно, сыграла свою роль и близость Михаила Романова к династии Рюриковичей, так как он приходился внучатым племенником первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовой (Генеологическое дерево М.Романова).
Таким образом, избрание Романовых на царство обещало всеобщее согласие и успокоение, это произошло 21 февраля 1613года.
Земский сбор направил послов в Ипатьевский монастырь (под Костромой), где находились Михаил Романов и его мать. Инокиня Марфа, опасавшаяся за судьбу сына, дала согласие на его воцарение лишь после долгих уговоров. Россия обрела законно избранного монарха.
Оставшиеся на Русской земле польские отряды, узнав об избрании Михаила Романова на царство, попытались захватить его в родовых Костромских владениях, чтобы освободить русский престол для своего короля. Пробираясь в Кострому поляки попросили крестьянина села Домнино Ивана Сусанина показать дорогу. Согласно официальной версии, он отказался и был ими замучен, а по народной легенде, Сусанин согласился, но послал к царю предупреждение о грозящей опасности. А сам завел поляков в болото, из которого они не сумели выбраться. Осознав обман, они убили Сусанина, но и сами погибли в чаще от голода и стужи. Легенда о подвиге Сусанина послужила сюжетом для оперы М. Глинки «Жизнь за царя».
Подвиг Сусанина как бы увенчал общий патриотический порыв народа. Акт избрания царя, а потом венчания его на царство сначала в Костроме, а потом в Успенском соборе Московского Кремля означал прекращение Смуты.
Так закончилась Смута – тяжелейшее потрясение начала XVII века, которое по своему характеру, остроте социально - политического противостояния и способам разрешения противоречий многие исследователи приравнивают к гражданской войне.
Таким образом, в основном территориальное единство России было восстановлено, хотя часть русских земель осталось за Речью Посполитой и Швецией.
После Смутного времени был сделан выбор в пользу сохранения крупнейшей на востоке Европы державы.
Последствия Смуты:
1. Экономическая разруха: разорены были сельское хозяйство, ремесла, угасла торговая жизнь
2. Обнищание народа
3. Ухудшение международного положения и потеря ряда территорий
4. Воцарение новой династии
IV. Домашнее задание
§ 4 -5. Заполнит таблицу на стр. 29

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока истории в 7 классе по теме "Земной круг жизни". Конспект урока истории в 7 классе по теме «Петр I: чудо или чудовище?». Тесты по истории России для 7 класса «История нашей страны древнейшего периода» Конспект урока истории в 7 классе. Внешняя политика России во второй половине 16 века

Похожие статьи:

Конспект урока-игры по истории России для 7 класса

Конспект урока истории России в 7 классе

Конспект урока истории в 7 классе. Смутное время в России в XVII веке

Краткосрочное планирование с рефлективным размышлением по истории Казахстана в 7 классе на тему: Великий шелковый путь

Конспекты уроков истории 7 класс

Участник №45 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Духовно - нравственное и патриотическое воспитание учащихся на урока истории
Опубликовано: 3534 дня назад (20 апреля 2015)
Просмотров: 64550
+18
Голосов: 20
Любовь Сергеевна Новоселова # 20 апреля 2015 в 14:26 +5
Анна Георгиевна, спасибо за приглашение. Было очень интересно познакомиться с историей начала 17 века, узнала для себя очень много нового и интересного. Ваш материал чётко изложен, понятно, структурировано. Отдаю с удовольствием первый голос за Вашу работу и жду в гости.
Любовь Владимировна Лычангина # 20 апреля 2015 в 15:22 +3
Хороший материал может быть полезен узким специалистам Вашего профиля. Видно, что Вы продумали задания, цели поставили согласно изученной теме. Полагаю, материал был в достаточной степени проиллюстрирован. Примите мой голос! Дальнейших удач!
Ирина Николаевна Ступченко # 20 апреля 2015 в 16:56 +3
Очень интересный и познавательный конспект. Но есть ошибочка в оформлении. Цель указывается в именительном падеже и отвечает на вопрос что? Будьте внимательны! А в целом, работа заслуживает внимания и голоса!
Марина Александровна Голещихина # 21 апреля 2015 в 03:23 +2
Спасибо за приглашение познакомится с Вашей работой. конспект урока выстроен методически и логически верно, объяснение, задания урока вытекают одно из другого и являются достижением поставленной цели урока. Материал изложен в интересной и доступной форме, чувствуется творческий подход в организации учебного процесса. Буду рада познакомиться с новыми Вашими работами. с уважением Марина Голещихина
Анна Георгиевна Римская # 21 апреля 2015 в 12:34 +1
Добрый день уважаемые коллеги, огромное Вам всем спасибо, за комментарии. Творческих Вам успехов.
Оксана Николаевна Белоус # 21 апреля 2015 в 23:06 +1
Анна Георгиевна, спасибо за приглашение!Хоть я и учитель математики,но ваш урок был мне интересен. Данные сведения буду использовать на классных часах. творческих успехов!
Оксана Михайловна Жидикина # 21 апреля 2015 в 23:36 +1
Здравствуйте, Анна Георгиевна. Спасибо за приглашение на открытый урок по истории. Урок построен методически верно. Учите учащихся работать с историческими источниками, с картой, анализировать исторические источники, грамотно формировать выводы. Воспитываете чувство патриотизма. Интересная информация о событиях начала 17 века. Примите мой голос!
Светлана Викторовна Кудрявцева # 22 апреля 2015 в 01:21 +1
Здравствуйте Анна Георгиевна,с удовольствием прочитала ваш материал.Урок выстроен методически грамотно.Я не историк,но материал прочла ,изучала историю вместе с вашими ребятами.Очень интересно.Видно,что педагог любит творчески работать,излагает материал в доступной форме,прививает патриотизм детям.Примите мой голос,удачи в работе.
Анна Георгиевна Римская # 22 апреля 2015 в 11:35 +1
Огромное Вам спасибо. Очень приятно слышать такие комментарии от прекрасных и опытных педагогов.Творческих нам всем Успехов.
Ольга Васильевна Полшкова # 22 апреля 2015 в 13:06 +1
Вам мой голос! Свою историю надо знать, а нам взрослым вспомнить, спасибо за открытый урок.Хорошо изложенный материал:лаконичный, понятный, доступный.
Юлия Николаевна Кобякова # 22 апреля 2015 в 16:31 0
Это даже взрослому интересно, а уж детям и подавно, спасибо большое, приятно почитать содержательный материал.
Кадулина Оксана # 22 апреля 2015 в 16:47 +1
Анна Георгиевна, очень интересный материал. Грамотно и интересно изложена тема урока. История всегда доставляет определенные трудности ученикам. Но думаю, что с таким подходом к организации урока как у Вас, детям будет интересно. Очень познавательно и содержательно!!!
Светлана Михайловна Соломонова # 22 апреля 2015 в 21:34 +1
Здравствуйте Анна Георгиевна,с удовольствием прочитала ваш материал.Урок выстроен очень интересно. Если бы все уроки истории проходили так интересно, наши дети с огромным удовольствием изучали бы этот предмет. История - это один из тех предметов, которые учат детей думать, анализировать, делать выводы и грамотно формулировать свои мысли. Побольше бы таких учителей, любящих свой предмет и умеющих донести его до детских умов. Спасибо Вам! Все замечательно, методически грамотно, последовательно, доступно и интересно!
МОЙ ГОЛОС ВАМ.
Виктория Васильевна Фоксина # 23 апреля 2015 в 08:25 -1
Обширная тема. Мое мнение раскрыта практически полностью. Представленный материал несет огромную смысловую, познавательную и интересную нагрузку. После прочтения складывается эффект полного присутствия на уроке. Материал отличный!
Надежда Владимировна Бандурова # 23 апреля 2015 в 12:52 0
очень подробный план урока, ты просто умничка.
Наталья Александровна Лукьянова # 25 апреля 2015 в 16:38 0
Спасибо за интересный материал!Урок выстроен методически верно.Материал четко, грамотно изложен!Я думаю, что детей он очень заинтересует! Дальнейших Вам успехов!
Ольга Викторовна Артемьева # 27 апреля 2015 в 13:44 0
Занимательное занятие по истории для старшеклассников выстроено правильно по плану- обозначение темы, закрепление изученного материала детьми, работа в тетрадях. занятие прошло живо, интересно и нескучно- что наверно, самое главное для этого предмета. Голосую с удовольствием.
Светлана Анатольевна Реуцой # 30 апреля 2015 в 00:36 0
Вот только недавно была у могилы Годуновых..... И вот прочитала Ваш конспект. Фантастика, как в жизни порой пересекаются незначительные, на первый взгляд, события. Спасибо, что пригласили, Анна Георгиевна! Материал интересный, читается на одном дыхании. Уверена, что и слушается так же. ГОЛОС! Удачи!
Светлана Сергеевна Чумакова # 1 декабря 2015 в 14:25 0
Хороший урок, причём дети вовлекаются в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности и чёткого осознания, молодец, автор.