Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Формирование представлений о самом себе — начальный этап правового воспитания детей старшего дошкольного возраста".
Цель: Приобщение участников мастер-класса к начальным аспектам формирования правового сознания у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Передать накопленный опыт путем методов, приемов и форм педагогической деятельности по заданной теме.
2. Создать условия для развития педагогического мастерства участников мастер-класса.
3. Совместная отработка участниками мастер-класса методических подходов и приемов решения поставленной цели.
4. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Ход мастер-класса:
Тема моего мастер класса «Формирование представлений о самом себе — начальный этап правового воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Цель: Приобщение участников мастер-класса к начальным аспектам формирования правового сознания у детей старшего дошкольного возраста.
Эту тему мы выбрали не случайно.
По данным ЕСПЧ Россия занимает лидирующее положение по нарушениям прав человека. За Россией в этом списке стоит Турция, далее - Румыния, Украина, Болгария. Согласно этим данным на долю России приходится 22,3% всех дел.
Свои данные приводит и прокуратура России. Только в 2010 году были выявлены 700 тыс. случаев нарушений прав детей и как отмечают многие исследователи, сами дети не имеют достаточно полного представления о своих правах.
В связи с этим для меня актуальной стала проблема правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Целью этой работы является формирование правовой грамотности у воспитанников, как средство защиты и успешной социализации.
Диагностические исследования среди родителей и детей моей группы подтвердили актуальность темы и выявили следующие проблемы.
Родители не знают правовых документов, затрудняются в формулировке прав, имеющихся у ребенка, допускают применение физического наказания к своему ребенку.
Дети не имеют достаточного представления о своих правах, испытывают затруднение в оценке своих поступков. В чужих поступках чаще замечают только негатив. Соблюдают запреты, не понимая их значения.
Изучив современную методическую литературу по теме, для реализации поставленной нами цели, мы составили алгоритм, который помог нам грамотно подойти к организации работы .
Начинали с простого: представление ребенка о самом себе.
На этом этапе определили для себя следующие задачи:
• создать материальную и техническую базу
• подготовить дидактические материалы
• сформировать представлений о своей личности.
• Развивать умение работать в социуме (коллективе)
Для их решения, совместно с родителями, организовали в группе уголок психологической разгрузки. В нем поместили картотеку дидактических игр , атрибуты и предметы, способствующие самопознанию, собрали коллекцию литературы по правам человека, адаптированную к дошкольному возрасту.
На этом этапе прошли совместные мероприятия, как «Праздник Толерантности», «Дискотека «Шарик-шоу»», и т. д. Провели курс психологических бесед на тему «Какой я», «Кто я?», «Я и мои чувства», театрализованные игры («скажи жестом», «Вот какой Я!», «Загадывание желаний») и дидактические игры («стиральная машина», «помоги себе сам» «Садовник», «Чудесные очки»).
Параллельно проводилась консультационная работа с родителями.
Все это позволило сформировать у воспитанников и родителей интерес к правам и свободам личности.
Следующий этап - представление о правах и обязанностях.
Целью этого этапа стала знакомство с законодательством РФ.
Здесь определили для себя следующие задачи:
• Познакомить с основными правовыми документами
• Подвести к мысли, что права и обязанности важны в жизни любого человека
• Развивать умение соблюдать общепринятые правила и нормы жизни.
Решая поставленные перед собой задачи, провели ряд мероприятий в соответствии с тематическим планированием: «Лесное приключение» (Декабрь 2011г.), «Где живет доброта?» (Февраль 2012г.), «Цветы для милой мамочки» (Март 2012 г.) и т. д.
В сотворчестве с детьми разработали совместные проекты по темам – «Моя семья», «Права ребёнка», «Декларация прав группы» и др.
Провели совместные с родителями праздники «День Солнышка» (сентябрь 2012 г.), «День Матери» (ноябрь 2012 г.), «День защитника Отечества» (февраль 2013 г.), «День защиты детей» (июнь 2012 г.) и др.
Проведенная работа по двум этапам позволила нам сформировать у детей начальное представление о законе и правах человека. Результат — выставка детских рисунков.
Все это позволило создать площадку для следующего этапа –
своего отношения к социальным явлениям, фактам, событиям.
Целью стала — рефлексия правовых знаний и умений.
Эта работа проводилась в повседневной жизни детей: во время прогулок и в игровой деятельности
На этом этапе к своей работе активно приобщали и родителей. С их помощью в группе прошла деловая игра по теме «Суд над Карабасом Барабасом» (декабрь 2012 г.).
А так же дети и родители создавали индивидуальные и групповые проекты Мы тоже были маленькими (сентябрь 2012 г.), «Дом, в котором я живу» (ноябрь 2012 г.) и др.
Результат - дети стали строить свои взаимоотношения на правовой основе, т.е. соблюдать такие важные права, как право на частную собственность, на свободное волеизъявление, право на отдых и т.д. Ребята научились отстаивать свое мнение, опираясь на полученные знания.
Всё это позволило нам подойти к заключительному этапу работы: применение полученных знаний в разнообразных формах собственной деятельности.
Инновацией на этом этапе для меня стал курс аналитических бесед о правонарушениях героев художественных произведений. После прочтения сказки, рассказа, повести мы предлагали ребятам оценить поступки героев в соответствии с Конвенцией. Здесь активно использовали такие дидактические игры, как «Читаем сказку – учим права», «Кто права нарушил?».
Эта работа очень заинтересовала и как результат в группе возникла сюжетно - ролевая игра «Суд над кашей». Где ребята в естественной для них деятельности отстаивают свои права и права друзей.
Мониторинг знаний и умений детей по этой теме подтвердил результативность нашей работы.
Дети имеют достаточный запас знаний о своих правах и обязанностях, умеют адекватно оценить свои и чужие поступки. Соблюдают запреты, понимая их необходимость. А главное: проведенная работа позволила нам подвести детей к понятию правовой защищенности.
Сейчас я предлагаю более подробно остановиться на первом этапе своей работы - представления о самом себе. Принятие себя таким, каким ты являешься в действительности - показатель личностного роста. Поэтому развитию самопринятия мы уделяем серьёзное внимание. Валерия Сергеевна Мухиной(1999) выделила 4 аспекта самопринятия, которые формируются в процессе психогимнастических игр:
1. Принятие своего имени.
2. Принятие своих качеств характера.
3. Принятие своего прошлого, настоящего и будущего.
4. Принятие своих прав и обязанностей.
Я предлагаю рассмотреть это на примерах.
Первое - принятие своего имени. Имя – это главная составляющая личности. И то, как я принимаю своё имя и, как моё имя принимают окружающие, во многом влияет на формирование сознания. Какие же игры здесь можно использовать?

«Волшебная полянка»
Дети выстраиваются паровозиком и «едут» в лес, издавая гудки и имитируя звук движения поезда. Останавливаются на полянке, где растут удивительные цветы – цветы с именами. Воспитатель подходит к каждому ребёнку, гладит по голове и говорит: «Какой красивый колокольчик – Данил! Какая нежная незабудка – Дашенька!»
«Кто погладит зайчика»
Дети стоят в кругу. Ведущий игру педагог прикасается «волшебной палочкой» к одному из детей и говорит: «Я превратила Марка в зайчика. Кто хочет погладить зайчика?» желающий выходит и гладит ребёнка, называя его по имени.
Я предложила только две игры, но картотеку игр вы можете найти на сайте детского сада.
Следующий аспект - принятие своих качеств характера. Необходимо донести до ребёнка понимание того, что все люди вокруг разные и каждый имеет право быть, таким, каков он есть. Чтобы понять и принять себя, ребёнку необходимо научиться распознавать свои чувства. Здесь мы предлагаем такие игры как:
«Виноватый»

Я случайно разбил мамину любимую чашку. Мама расстроится. Мне очень жаль. Мама, я виноват. Дети показывают позу виноватого ребёнка (можно изобразить любые чувства – радость, восторг, страх и т. д.).
Дети дошкольного возраста отличаются выразительной мимикой, поэтому здесь можно предложить и такие игры, как:
«Покажи чувства язычком»
Педагог просит детей высунуть свои язычки и показать, как язычок радуется, злится, боится, радуется, обижается.
Эти игры помогают принять качества своего характера.
Далее аспект - принятие своего прошлого, настоящего и будущего. Дошкольнику свойственны сиюминутные эмоции: потерял игрушку - заплакал, подарили щенка -безмерно счастлив. Принять мир во всём его многообразии - значит научиться саморегуляции. И здесь мы предлагаем игры следующего типа:
«Я вырос»
Педагог говорит: «Время быстро пролетит. Скоро вы пойдёте в школу, потом получите профессию. Наверное, все вы очень изменитесь и, я боюсь, что не смогу вас узнать, таких взрослых. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза. «Постарайтесь увидеть себя взрослыми. Как вы выглядите? Во что одеты? Кем вы работаете? А теперь откройте глаза и расскажите, кем вы станете, когда вырастите? Как я вас смогу узнать?» Дети по очереди рассказывают.
Такие игры помогают увидеть положительное в разных жизненных ситуациях.
Последний аспект - принятие своих прав и обязанностей.
Только уважающий самого себя и свои права человек способен по-настоящему уважать других людей и их права. Для формирования этих качеств была сделана подборка соответствующих игр.
Таких как:
«Зеркало»
Дети встают парами напротив друг друга. Договариваются между собой, кто из них человек, а кто – зеркало. Человек делает то, что обыкновенно делает человек перед зеркалом: умывается, причёсывается, делает зарядку, танцует. Зеркало должно одновременно, точно повторять все действия. Воспитатель наблюдает за ходом игры, напоминая, что неточных зеркал не бывает и необходимо внимательно смотреть и точно повторять все движения партнёра. После дети меняются ролями.
Такие игры позволяют подвести ребёнка к осознанию себя как личности.
Практическая часть.
А сейчас прошу обратить внимание на листы, которые лежат у вас на столах. Вы видите психогимнастические игры по определённому аспекту самопринятия. Я предлагаю выбрать, из предложенных вам качеств, то, которое в большей степени формируется предложенной игрой, обоснуйте свой ответ.

Всё это начальный этап правового сознания детей старшего дошкольного возраста.

Рекомендуем посмотреть:

Открытое занятие в средней группе по правовому воспитанию Конспект занятия по правовому воспитанию в подготовительной группе Развлечение в детском саду на тему: Права ребёнка. Подготовительная группа Воспитание правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста
Конспект совместной образовательной деятельности в средней группе. День Победы | ИКТ в работе с детьми второй младшей группы
Опубликовано: 3502 дня назад (22 мая 2015)
Просмотров: 3340
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!