Статья из опыта работы воспитателя ДОУ "Воспитание правовой культуры детей старшего дошкольного возраста"
Важнейшим достижением системы российского народного образования является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяется две важнейшие задачи: социальная – существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая – формирование элементарной правовой культуры членов общества.
Анализируя современное состояние проблемы правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.
Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющийся в нарушении норм морали и противоправных действиях, требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого ребенка.
Поставленная задача может быть решена посредством построения всего процесса через многостороннюю деятельность, основанную на сотрудничестве, уважении, доверии к ребенку, через сознание в этом процессе условий для его самореализации в качестве социального субъекта. Такие изменения непосредственно связаны с усилением внимания к реализации прав ребенка.
Среди наиболее актуальных остается проблема формирования правового сознания детей дошкольного возраста.
Формирование основ правового сознания детей дошкольного возраста возможно через формирование трёх его компонентов.
1. Информационно- познавательного- знания детей о правах, знания об обязанностях.
2. Эмоционально- оценочного- оценка собственной деятельности, умение оценивать поступки других людей с точки зрения норм права.
3. Поведенческо- оценочного- умения и навыки по реализации правового поведения, умение реализовать свои права в деятельности, соблюдать запреты и исполнять обязанности.
Для коррекции уровня сформированности информационно- познавательного компонента нами широко использовались беседы с детьми о правах и обязанностях, знакомство с правовыми документами. Другие мероприятия- рассматривание иллюстраций, беседы по картинке, наблюдение, решение педагогических ситуаций, составление рассказов- были направлены на коррекцию уровня сформированности эмоционально- оценочного компонента правового сознания. Их цель – расширить знания детей о нравственно- правовых нормах, о необходимости переживать, проявлять заботу и внимание по отношению друг к другу, развивать навыки совместной деятельности, воспитывать взаимопомощь, сотрудничество.
Для коррекции уровня сформированности поведенческо- деятельностного компонента использовались такие методы работы, как организация нравственно- правовых, педагогических и игровых ситуаций, упражнение, разъяснение отрицательных поступков.
Чтобы обогатить знания детей о правах, во время первых бесед мы познакомили старших дошкольников с важным международным документом- «Конвенцией прав ребенка».
Далее следовали беседы на темы «Что такое право», призванные расширить у детей знания таких понятий, как «право» и «желание». Затем проводились беседы на тему: «Право на жизнь», «Право на семью», «Право на развитие», «Право на образование», «Право на защиту», «Право на медицинское обслуживание», «Права и обязанности детей».
Были подобраны педагогические ситуации, игры, направленные на развитие одного из компонентов правового сознания.
Следующим направление работы являлась организация предметно- пространственной среды, которая способствовала бы накоплению детьми правовых знаний и повышению уровня правового сознания. Игровые уголки были пополнены атрибутами для сюжетно- ролевых игр, игр- драматизаций.
Мы разработали дидактические игры к русским народным сказкам. Для родителей были созданы стенды с информацией о правах и обязанностях детей, выставка произведений художественной литературы, альбомы о правах и обязанностях детей, уголки для родителей на тему «Правовая культура ребёнка».
Эффективность процесса формирования правовой культуры детей старшего дошкольного возраста во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собственной правовой культуры. Вся деятельность ДОУ и семьи должна строиться на прочной правовой основе. Приведем фрагмент занятия «Наши права»:
Много жанров есть на свете-
басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
волшебство и мир прикрас.
Что наш маленький народ
в мир волшебный унесет,
Полный смеха, света, краски?
А зовется чудо- сказки!
Сказки любят дети всех стран. Давайте вспомним сказки, в которых нарушались права сказочных героев.
Педагог. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
Дети. В сказках «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».
Педагог. А в каких сказках нарушено право на неприкосновенность жилища?
Дети. В сказках «Три поросенка», «Теремок», «Приключение Чипполлино», «Заюшкина избушка».
Педагог. Ребята, сегодня мы поговорили с вами о правах ребенка.
Рекомендуем посмотреть:
Открытое занятие в средней группе по правовому воспитанию
Конспект занятия по правовому воспитанию в подготовительной группе
Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ
Развлечение в детском саду на тему: Права ребёнка. Подготовительная группа