Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Воспитание правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста

Статья из опыта работы воспитателя ДОУ "Воспитание правовой культуры детей старшего дошкольного возраста"
Важнейшим достижением системы российского народного образования является ее переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяется две важнейшие задачи: социальная – существенное изменение положения ребенка в России и педагогическая – формирование элементарной правовой культуры членов общества.
Анализируя современное состояние проблемы правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.
Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющийся в нарушении норм морали и противоправных действиях, требуют активизации государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого ребенка.
Поставленная задача может быть решена посредством построения всего процесса через многостороннюю деятельность, основанную на сотрудничестве, уважении, доверии к ребенку, через сознание в этом процессе условий для его самореализации в качестве социального субъекта. Такие изменения непосредственно связаны с усилением внимания к реализации прав ребенка.
Среди наиболее актуальных остается проблема формирования правового сознания детей дошкольного возраста.
Формирование основ правового сознания детей дошкольного возраста возможно через формирование трёх его компонентов.
1. Информационно- познавательного- знания детей о правах, знания об обязанностях.
2. Эмоционально- оценочного- оценка собственной деятельности, умение оценивать поступки других людей с точки зрения норм права.
3. Поведенческо- оценочного- умения и навыки по реализации правового поведения, умение реализовать свои права в деятельности, соблюдать запреты и исполнять обязанности.
Для коррекции уровня сформированности информационно- познавательного компонента нами широко использовались беседы с детьми о правах и обязанностях, знакомство с правовыми документами. Другие мероприятия- рассматривание иллюстраций, беседы по картинке, наблюдение, решение педагогических ситуаций, составление рассказов- были направлены на коррекцию уровня сформированности эмоционально- оценочного компонента правового сознания. Их цель – расширить знания детей о нравственно- правовых нормах, о необходимости переживать, проявлять заботу и внимание по отношению друг к другу, развивать навыки совместной деятельности, воспитывать взаимопомощь, сотрудничество.
Для коррекции уровня сформированности поведенческо- деятельностного компонента использовались такие методы работы, как организация нравственно- правовых, педагогических и игровых ситуаций, упражнение, разъяснение отрицательных поступков.
Чтобы обогатить знания детей о правах, во время первых бесед мы познакомили старших дошкольников с важным международным документом- «Конвенцией прав ребенка».
Далее следовали беседы на темы «Что такое право», призванные расширить у детей знания таких понятий, как «право» и «желание». Затем проводились беседы на тему: «Право на жизнь», «Право на семью», «Право на развитие», «Право на образование», «Право на защиту», «Право на медицинское обслуживание», «Права и обязанности детей».
Были подобраны педагогические ситуации, игры, направленные на развитие одного из компонентов правового сознания.
Следующим направление работы являлась организация предметно- пространственной среды, которая способствовала бы накоплению детьми правовых знаний и повышению уровня правового сознания. Игровые уголки были пополнены атрибутами для сюжетно- ролевых игр, игр- драматизаций.
Мы разработали дидактические игры к русским народным сказкам. Для родителей были созданы стенды с информацией о правах и обязанностях детей, выставка произведений художественной литературы, альбомы о правах и обязанностях детей, уголки для родителей на тему «Правовая культура ребёнка».
Эффективность процесса формирования правовой культуры детей старшего дошкольного возраста во многом зависит от целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по повышению собственной правовой культуры. Вся деятельность ДОУ и семьи должна строиться на прочной правовой основе. Приведем фрагмент занятия «Наши права»:
Много жанров есть на свете-
басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
волшебство и мир прикрас.
Что наш маленький народ
в мир волшебный унесет,
Полный смеха, света, краски?
А зовется чудо- сказки!

Сказки любят дети всех стран. Давайте вспомним сказки, в которых нарушались права сказочных героев.
Педагог. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
Дети. В сказках «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».
Педагог. А в каких сказках нарушено право на неприкосновенность жилища?
Дети. В сказках «Три поросенка», «Теремок», «Приключение Чипполлино», «Заюшкина избушка».
Педагог. Ребята, сегодня мы поговорили с вами о правах ребенка.

Рекомендуем посмотреть:

Открытое занятие в средней группе по правовому воспитанию Конспект занятия по правовому воспитанию в подготовительной группе Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОУ Развлечение в детском саду на тему: Права ребёнка. Подготовительная группа
Конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе по ФГОС. Игра-путешествие «Прогулка в весенний лес»
Опубликовано: 2081 день назад (13 марта 2019)
Просмотров: 794
Рубрика: Статьи
0
Голосов: 0
Артем Андреевич Вежеев # 20 марта 2019 в 12:10 0
у меня таже проблема. Это настолько важно, что не должно быть дополнением или частью обществознания. оно должно быть самостоятельной обязательной для изучения дисциплиной