Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект по трудовому воспитанию в средней группе детского сада

Проект "Маленькие помощники" для детей 4-5 лет
Составитель: Грибанова Анна Леонидовна
Должность и место работы: воспитатель, МБДОУ №109 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово.
Описание материала: предлагаю вашему вниманию проект "маленькие помощники", который направлен на знакомство с профессиями человека, формированию трудовых навыков. Материал будет полезен для воспитателей, работающих с данной возрастной категорией.
1. Актуальность проекта.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются еще в дошкольном возрасте. Задачи педагогов и родителей - не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст - ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.
В наше современное время ощущается острая необходимость снизить напряженность, нетерпимость, агрессивность среди детей и подростков. Для этого в первую очередь необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом. Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и рассматривается как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение. Важнейшей чертой современного обучения признают направленность на то, чтобы готовить социализированного ребенка, приспособленного к совместной работе педагог – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – родитель. На наш взгляд, трудовое воспитание это идеальная площадка для развития этих качеств.
Труд позволяет сформировать у детей необходимый комплекс качеств, который формирует умение учиться. В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля. Формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность). Необходимым качеством для развития этих личностных черт, по мнению многих, является трудолюбие. Благодаря труду педагог сможет решать вопросы эстетического воспитания детей в процессе труда, будет учить детей видеть красоту окружающей природы, красоту творений, созданных руками человека, научит детей замечать и устранять недостатки в окружающей обстановке и стремиться к созданию красивого.
Выбранная нами тема проекта, имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско-родительских отношений и позволит комплексно решить образовательно-воспитательные задачи:
• в области физического развития – развивать физические навыки, технику выполнения.
• в области познавательного развития – знакомить детей с миром профессий, трудом взрослых, учить находить возможность проявления посильной помощи.
• в области социально-коммуникативного развития – развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; способствовать становлению и осознанию себя, как отдельную личность; формировать позитивных установок на деятельность.
• в области речевого развития – пополнять пассивный словарный запас, способствовать переходу в активный; формировать умение сочетать слово и действие, употреблять больше глаголов в речи.
• в области художественно-эстетического развития – становлению эстетического отношения к окружающему миру, умение видеть прекрасное и передавать при помощи доступных средств.
Виды детского труда:
• Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личностных потребностей).
- Элементарно - бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка).
- Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду).
- Ручной труд (поддержание порядка в группе: починка, подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек и пр.)
Организация труда детей:
• Поручения (индивидуальные и совместные).
• Дежурства (индивидуальные и совместные).
• Коллективный труд.

2. Цели и задачи проекта.
Цель: Формирование устойчивого положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формирование предпосылок трудовой деятельности
2. Формирование представлений дошкольников о видах детского труда; о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
3. Развитие трудовой деятельности.
4. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, положительного отношения к труду взрослых, труду других людей и его результатам.

Целевая аудитория: дети 4-5 лет, воспитатели, родители воспитанников.
Прогноз возможных трудностей в реализации программы:
• Отсутствие поддержки со стороны родителей.
Направления работы:
1. Знакомство с трудом взрослых
2. Организация труда детей
3. Консультирование родителей по теме

3. Сроки реализации проекта.
Реализация программы рассчитана на учебный год и осуществляется с октября 2018 по апрель 2019.

4. Этапы реализации проекта:
Первый этап – подготовительный
• подбор методической литературы, аудио каталога;
• привлечение внимания родителей к проблеме трудового воспитания (сообщение на собрании);
• разработка конспектов по теме ООД по познавательному развитию;
• набор картотек: бесед, сюжетно-ролевых игр;
• подбор художественной литературы для чтения с детьми.
Второй этап – основной
• организация работы с родителями;
• реализация программы с детьми.
Третий этап – заключительный
• Презентация проекта на родительском собрании, педагогическом совете, ОМП.

5. Ожидаемые результаты реализации проекта.
1. уважение к труду и желание помогать старшим;
2. развитые трудовые способности;
3. трудолюбие, ответственное отношение к труду;
4. сформированные навыки организации совместного труда.

Продукты реализации проекта: выставки детского творчества, фото отчеты, папка с консультациями «Проблемы трудового воспитания дошкольников», папка «Профессии», фото альбом «Мамина и папина профессия», «Книга сказок» придуманных детьми совместно с родителями.
Презентация проекта: представление фото отчета на родительском собрании, на семинарах и педагогических советах.

7. План реализации проекта
Работа по реализации программы ведется по двум направлениям: работа с родителями воспитанников группы раннего возраста и работа с детьми.
7.1. План работы с родителями
Консультации, родительские собрания, мастер – классы, анкетирование, буклеты и т.д. Творческие работы
Темы конкурсов и выставок.
Октябрь Консультация «Ребенок учится тому, что ведет у себя в дому»
Сообщение темы на родительском собрании.
Анкетирование «Трудовые навыки ребенка 3-4 лет» Фото выставка «Воспоминания о лете»
Ноябрь Буклет «Что должен уметь ребенок к 4 годам?» (самообслуживание, труд) Создание альбома «Зимующие птицы Кемерово».
Декабрь Как приучит ребенка к домашним обязанностям?» памятка «Портрет Деда Мороза» поделки из бросового материала.
Январь «Научите малыша трудится» буклет Авторская сказка – придумывание сказок совместно с ребенком.
Февраль Памятка для родителей по трудовому воспитанию «Папа мастер» поделки из бросового материала
Март «Роль семьи в трудовом воспитании ребенка» консультация «Мама – рукодельница», выставка поделок, демонстрация хобби.
Апрель «Трудовые возможности ребенка пяти лет» Подготовка костюмов к итоговому утреннику «Математический театр»

7.2. План работы с детьми
Чтение художественной литературы Самообслуживание Бытовой труд, дежурство Труд в природе
Октябрь. Знакомство с трудом младшего воспитателя
Беседа «Кто как трудится дома?». Цель: вызвать желание у детей рассказывать о трудовых навыках.
Василий Сухомлинский. Бабушка и Петрик
Б. Заходер «Портниха»,«Строители». Упражнение «Мыльные перчатки». Цель: напомнить алгоритм мытья рук. Помощь няне: развесить полотенца в умывальной комнате Помощь дворнику в уборке на участке.

Ноябрь. Знакомство с трудом повара, столяра
Беседа «Как можно помочь маме и папе?». Цель: учить решать проблемные ситуации.
ОД «Кормушка для птиц» Цель: знакомство с профессией столяра, изготовление кормушки.
Василий Сухомлинский. Каждый человек должен
Е. Пермяк «Мамина работа». Упражнение «Застегни пуговицу». Цель: продолжать учить застегивать пуговицы, развивать мелкую моторику рук. Помощь няне: складываем салфетки и вставляем в салфетницы. Ситуация: «Почему завяли цветы на окошке?». Цель: продолжать прививать желание ухаживать за растениями.
Декабрь. Знакомство с трудом почтальона
Беседа «Кто мне поможет?». Цель: продолжать учить детей работать в коллективе.
Василий Сухомлинский. Правильно думай о труде
С.Маршак "Пожар", "Почта".
Упражнение «Завяжи шнурки». Цель: продолжать учить завязывать шнурки самостоятельно. Помощь няне: протираем пыль на полочках. Ситуация: «Пожелтели листья. Осень на окошке?». Цель: продолжать учить ухаживать за растениями в группе.
Январь. Знакомство с трудом врача
Проблемная ситуация «Предметы потерялись?». Цель: продолжать прививать любовь к труду, умение использовать предметы помощники труда.
Алексей Мусатов. Как хлеб на стол пришел
ООД «Чистые ногти». Цель: сформировать представление детей о гигиенических навыках. Ситуация «Пролили компот». Цель: учить вытирать за собой испачканный стол. Ситуация «Пыль на листочках». Цель: продолжать учить ухаживать за растениями в группе.
Февраль. Труд на стройке
Беседа «Кто как в лесу трудится?». Цель: познакомить детей с трудом животных.
Василий Сухомлинский. Не потерял, а нашел
С. Баруздина «Кто построил этот дом?». Упражнение «Завяжи шнурки». Цель: продолжать учить завязывать шнурки самостоятельно. Мытье игрушек. Обустройство уголка природы.
Март. «Мы идем в магазин»
Ситуация «Одному сложно». Цель: продолжать формировать понимание того, что некоторые дела лучше делать вместе.
Василий Сухомлинский. Пекарь и Портной
Заучивание П. Жанэ «Помощник» Упражнение «Грязная кружка». Цель: учить мыть мелкие доступные предметы посуды. Ситуация «Вещи в шкафу потеряли домики». Цель: учить складывать вещи в шкафчике. Посадка рассады.
Апрель. «Мы идем в театр»
Василий Сухомлинский. Счастье и труд
Заучивание «Не мешай мне трудиться» Упражнение «Чистые носки». Цель: учить стирать грязные вещи в ручную. Ситуация «Я заправляю постель». Цель: учить заправлять постель в заранее обговоренном алгоритме. Уборка территории.

8. Заключение
Проект «Маленькие помощники» дополняет общеобразовательную программу, направлен на формирование у детей положительного отношения к труду, уважения к труду взрослых, привитию трудовых навыков. Значительная часть планируемых мероприятий ориентирована на сотрудничество с семьей, так как именно семья оказывает решающее влияние на весь ход развития ребенка.

9. Список используемой литературы
1. Т.А. Шорыгина , Беседы о профессиях, М. - Издательство «Творческий центр «Сфера», 2018 г., 128 с.
2. Иванова А. А., Лабутина Н.В., Гусева Н.П., Трудовое воспитание дошкольников, СП - Вентана – Граф, 2016 г., 76 с.
3. Р. С. Буре, Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания, М. - Мозаика – Синтез, 2011 г., 136 с.
4. Т. Комарова, Л.В. Куцакова, Л. Павлова, Трудовое воспитание в детском саду, М. - Мозаика – Синтез, 2009 г., 80 с.
5. Радуга: Прогр. и руководство для воспитателей мл. группы дет сада/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1994. – 208 с.
6. Планирование работы в детском саду с детьми 4-5 лет: метод. рекомендации для воспитателей/ Т.И. Гризик, Г.В. Глушкова, И. Г. Галянт и др.; науч. ред. Е.В. Соловьева. – М.: Просвещение, 2012. – 178 с.: ил. – (Радуга).
7. Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 189 с.
Скачать Проект "Маленькие помощники"

Рекомендуем посмотреть:

Проект в средней группе «Грибы-грибочки» Проект в средней группе «По страницам сказов Бажова» Детский исследовательский трудовой проект «Комнатные растения». Средняя группа Летний проект по экологии для средней группы детского сада
Программа по формированию начальных представлений о семье у детей дошкольников. Младшая группа | Конспект ОД в средней группе «Федорено горе», хозяйственно – бытовой труд
Опубликовано: 1086 дней назад (4 февраля 2019)
Просмотров: 5728
+6
Голосов: 6
Ольга Викторовна Иншакова # 4 февраля 2019 в 19:05 +3
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.Ваш проект "Маленькие помощники" очень интересен.
Ольга Васильевна Яковлева # 4 февраля 2019 в 20:28 +3
Здравствуйте, Анна Леонидовна. Очень нужный, актуальный, а главное, полезный проект! Творческих успехов! голос
Милена Митева Николаева # 4 февраля 2019 в 22:31 +2
Анна Леонидовна, проект "Маленькие помощники" действительно актуален! Он не только формирует устойчивое положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста, но и воспитывает ответственность как за собственную работу, так и за работу группы. Я под большим впечатлением. Спасибо Вас!
Оксана Анатольевна Данильченко # 5 февраля 2019 в 13:16 0
Интересное мероприятие!
Елена Ивановна Каменева # 7 февраля 2019 в 18:35 +1
Здравствуйте, Анна Леонидовна. Спасибо за приглашение. Ваш проект очень нужный, актуальный. С удовольствием голосую.