Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Программа по формированию начальных представлений о семье у детей дошкольников. Младшая группа

Программа для детского сада по формированию начальных представлений о семье "Я и моя семья" для детей 3-4 лет
Составитель: Грибанова Анна Леонидовна
Должность и место работы: воспитатель, МБДОУ №44 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово.
Описание материала: предлагаю вашему вниманию программу (формируемую участниками образовательных отношений) "Я и моя семья", которая направлена на знакомство с понятием семья, члены семьи, первоначальное представление о себе как о личности. Материал будет полезен для воспитателей, работающих с данной возрастной категорией.
1. Актуальность программы.
Одним из важнейших аспектов духовно-нравственных ценностей и культуры современной молодёжи является формирование у ребенка представления о семье. Семья является неотделимой составной частью общества, её ячейкой. В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. К трем годам в жизни ребенка идет переломный момент и активно формируется позиция собственного «Я», своего «хочу» и часто оно не совпадает с желаниями других. Детям данного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет легко установить контакт, воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье, друзьям, воспитателям. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать в первую очередь себя, как «Я», себя членом семьи, себя частью общественной группы. А в дальнейшем формировать в себе позицию гражданина отдельной области (края) и патриота страны.
В последнее время семья как ячейка общества не в полной мере выполняет функцию воспитания, возложенную на неё издревле. Семья, как институт нравственности, гуманности, образец полной гармонии, кладезь знаний жизни и передачи исторического, человеческого фактора отношений в мире, теряет свой прежний смысл. Родители всё больше заняты собой, карьерой, оставляя ребенка на воспитание обществу, школе, улице, и не несут никакой моральной ответственности ни перед собой, ни перед своими детьми, ни перед обществом. Формирование понятия «семья» не возможно без участия самой семья. Именно в семье зарождаются традиции, которые воспитывают в ребенке преемственность поколений, формируют и сохраняют лучшие качества личности. Выбранная нами тема части программы, формируемой участниками образовательных отношений, имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений и позволит комплексно решить образовательно–воспитательные задачи:
• в области физического развития – сформировать семейные традиции, способствующие формированию здорового образа жизни.
• в области познавательного развития – формировать первичные представления о себе, семье, родственных связях; способствовать становлению ценности семьи.
• в области социально-коммуникативного развития – развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; способствовать становлению и осознанию себя, как отдельную личность; формировать позитивных установок на деятельность.
• в области речевого развития – пополнять пассивный словарный запас, способствовать переходу в активный; формировать умение сочетать слово и действие, сопровождать игры речевым сопровождением.
• в области художественно-эстетического развития – способствовать пониманию музыкальных произведений; развитие ритма, темпа движений; становлению эстетического отношения к окружающему миру; реализации самостоятельной музыкальной деятельности детей.

2. Цели и задачи программы.
Цель: Формирование у детей первоначальных представлений о семье. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
Задачи:
• Способствовать формированию «Я», осознания себя как часть общества.
• Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность).
• Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия».
• Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учит проявлять заботу о родных людях.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Целевая аудитория: дети 2-3 года, воспитатели, родители воспитанников.
Прогноз возможных трудностей в реализации программы:
• Отсутствие поддержки со стороны родителей.

3. Сроки реализации программы.
Реализация программы рассчитана на учебный год и осуществляется с сентября 2017 по май 2018.

4. Этапы реализации программы:
Первый этап – подготовительный
• подбор методической литературы, аудио каталога;
• привлечение внимания родителей к проблеме формирования семейных ценностей (сообщение на собрании);
• разработка конспектов по теме ООД по познавательному развитию;
• набор картотек: бесед, сюжетно-ролевых игр;
• подбор художественной литературы для чтения с детьми.
Второй этап – основной
• организация работы с родителями;
• реализация программы с детьми.
Третий этап – заключительный
• Презентация программы на родительском собрании и педагогическом совете.

5. Ожидаемые результаты реализации программы.
1. осознание взрослыми понятия «семья», важности семейных традиций, умения общаться в формировании полноценной личности.
2. Осознание детьми понятия «семья», «имя», «фамилия», родственные связи.
3. фото альбом: «Моя семья».
4. создание папки для родителей «Я и моя семья» с консультациями.
Продукты реализации программы: папка для родителей «Моя семья» с консультациями; альбом «Я и моя семья».
Презентация программы: представление фотоотчета на родительском собрании, на семинарах и педагогических советах.


7. План реализации программы
Работа по реализации программы ведется по двум направлениям: работа с родителями воспитанников группы раннего возраста и работа с детьми.
7.1. План работы с родителями
Месяц Консультации Родительские собрания, мастер – классы, анкетирование, буклеты и т.д. Творческие работы
Сентябрь «Учим ребенка общаться»
• Установочное родительское собрание

Пополнение альбома «Моя семья» фото «Как я провел лето»
Выставка поделок «Семейное древо»
Октябрь «Экологическое воспитание в семье» Выставка «Осенний калейдоскоп» (поделки из овощей и фруктов, аппликации из осенних листьев)
Ноябрь «Мир вокруг меня» Выставка «Мамины и папины игрушки»
Фото - выставка «Мамочка милая моя»
Декабрь «Что и как читаем дома» Собираем альбом «Мой питомец»
Выставка «Елочные игрушки»
Январь «Азбука общения с ребенком»
Февраль «Сюжетно-ролевая игра как способ социализации ребенка» Фото – выставка «Мой папа - солдат»
Совместное развлечение «Вместе с папой поиграть хочу».
Март «Ваши отношения с детьми» Выставка «Мама рукодельница»
Апрель «Воспитание ребенка начинается в семье»
Май «Безопасность детей – забота взрослых»

7.2. План работы с детьми
Месяц Тема ООД
октябрь Социально - коммуникативное развитие «Я и мое имя» Цель: сформировать первичные представления о себе, закрепить знания имени, пола.
Беседа «Как меня зовут» Цель: закрепить первичные представления о себе, закрепить знания имени, пола.
Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Помощники»
ноябрь Социально- коммуникативное развитие
«Я и мое тело» Цель: сформировать первичные представления о себе, как отдельной личности.
«Я и моя семья» Цель: сформировать первичные представления о близких родственных связях.
Беседа «Кто живет в моей семье» Цель: закрепить первичные представления о близких родственных связях.
Сюжетно-ролевая игра «День рождения», «В магазине»
Художественно - эстетическое развитие «Подарок для мамы»
декабрь Социально - коммуникативное развитие
«Я и моя фамилия» Цель: сформировать представления о понятии «фамилия».
Беседа «Как ухаживать за телом» Цель: закрепить первичные представления о себе, как отдельной личности, культурно-гигиенические навыки.
Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей», «Больница»
январь Социально- коммуникативное развитие
«Я и мои родственники» Цель: сформировать представления о дальнем родстве.
Беседа «Мальчики и девочки» Цель: сформировать представления детей о половых признаках.
Сюжетно-ролевая игра «На пикник», «Кафе»
февраль Социально - коммуникативное развитие
«Я и общество» Цель: подвести детей к осознанию себя частью общества.
Беседа «Ты мой друг, я твой друг» Цель: подвести детей к осознанию себя частью общества.
Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Водитель»
Художественно - эстетическое развитие «Подарок для папы»
март Социально - коммуникативное развитие
«Я и мой дом» Цель: сформировать представления детей о собственном жилищи, познакомить с понятием «домашний адрес».
Беседа «Какие бывают дома» Цель: подвести детей к пониманию понятия «домашний адрес», познакомить детей с видами домов: квартира в многоэтажном доме, частный дом.
Сюжетно-ролевая игра «В зоопарке», «Строители»
Художественно - эстетическое развитие «Подарок для мамы»
апрель Социально - коммуникативное развитие
«Мамина и папина профессия» Цель: расширить представления детей о видах профессий.
Рассмотрение альбома «Моя семья»

8. Заключение
Программа «Я и моя семья» дополняет общеобразовательную программу, направлена на формирование у детей первоначальных представлений о семье, воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. Значительная часть планируемых мероприятий ориентирована на сотрудничество с семьей, так как именно семья оказывает решающее влияние на весь ход развития ребенка.

9. Список используемой литературы:
1. Бачурина, В. Н. Развивающие игры для дошкольников/ В. Н. Бачурина – М.: ООО ИКТЦ (Лада), 2009. – 176 с.
2. Кузнецова, А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет/ А.Е. Кузнецова– М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2009. – 189 с.
3. Юрченко, Е.М. Я иду играть… Развивающие игры и упражнения для детей [Текст] / авт. – сост. Е.М. Юрченко. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007. 144 с.
4. Александрова, О. Хорошо и плохо. Стихи для самых маленьких.- ООО «Хатбер-пресс», 2015 г.
Скачать Программа по формированию начальных представлений о семье "Я и моя семья" для детей 3-4 лет

Рекомендуем посмотреть:

Календарно - тематическое планирование во второй младшей группе на декабрь Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе Рабочая программа «Цветные ладошки». Младшая группа Программа художественно эстетической направленности в ДОУ. Вторая младшая группа

Похожие статьи:

Планирование занятий по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС на год

Интересный сценарий осеннего утренника для детей младшей группы ДОУ | Проект по трудовому воспитанию в средней группе детского сада
Опубликовано: 2275 дней назад (11 августа 2018)
Просмотров: 6489
Рубрика: Без рубрики
+6
Голосов: 6
Ирина Николаевна Кириллова # 11 августа 2018 в 12:47 +1
Здравствуйте, Анна Леонидовна! Нужная программа, актуальная тема - пропаганда института семьи в наши дни. Вы затронули одно из самых важных человеческих качеств, которое необходимо закладывать с самого раннего возраста, главное, чтобы всё это реализовывалось. Голос! Удачи!
Юлия Сергеевна Царегородцева # 11 августа 2018 в 16:17 +2
Хорошая программа. В беседах видна четкая динамика: от личности и до общества.
Татьяна Леонидовна Капитонова # 11 августа 2018 в 20:16 +2
Тема программы актуальна. Программа рассчитана и на родителей, и на детей. Темы бесед затрагивают важные аспекты жизни ребёнка и взаимодействия семьи и общества. Голос!
Ольга Васильевна Яковлева # 13 августа 2018 в 22:13 +2
Здравствуйте, Анна Леонидовна. Очень интересный проект. Актуальный, нужный, полезный! Творческих успехов! голос
Виктория Александровна Останина # 18 августа 2018 в 19:27 0
Анна Леонидовна, спасибо за приглашение. С интересом познакомилась с Вашей программой.
Тема актуальна. Начать работу решили своевременно, именно с младшего дошкольного возраста, с самых простых и близких для детей понятий.
творческих Вам успехов.
Елена Ивановна Каменева # 19 августа 2018 в 15:24 0
Здравствуйте, Анна Леонидовна. Спасибо за приглашение. Очень интересный проект. Актуальный, нужный, полезный! Обязательно возьму себе на заметку.
Наталия Исааковна Стерлина # 31 августа 2018 в 08:34 0
Спасибо за предоставленную возможность воспользоваться вашим материалом. Точно и грамотно сформулированы задачи по образовательным областям. Интересно будет воспользоваться вашей подборкой бесед и сюжетно-ролевых игр.