Программа художественно эстетической направленности в ДОУ. Вторая младшая группа
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Юные волшебники» для детей 3-4 лет
Пояснительная записка. Направленность. Дополнительная образовательная программа по нетрадиционной технике рисования «Юные волшебники» для детей 3-4лет имеет художественно – эстетическую направленность.
Новизна. Программа «Юные волшебники» по использованию нетрадиционных техник рисования носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование пальчиками, рисование ладошками, рисование крупой, методом тычка, тампонирование), и дает не малый толчок детскому воображению и фантазированию.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляя своей непредсказуемостью. Актуальность.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность.
Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность.
Педагогическая целесообразность.
Из опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов не достаточно в современных программах образования.
Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизирует творческую активность детей, учит мыслить не традиционно.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы. Цель – развитие художественно-творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования. Задачи:
- развивать эстетическое восприятие и создавать условия для освоения основных цветов.
- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живопись детского восприятия.
- Формировать умение оценивать созданные изображения.
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Отличительные особенности данной дополнительной программы от уже существующих образовательных программ.
Все занятия в этой программе направлены на развитие у дошкольников художественно – творческих способностей через обучение нетрадиционными техниками рисования. Эти техники не получили достаточно широкого распространения, они являются скорее экспериментальными. Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.
Программа рассчитана на детей от 3 до 4 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).
Программа рассчитана на 1год с сентября по май. Формы и режимы занятий.
Программа предполагает проведений 1 занятия в неделю, во вторую половину дня. Общее количество занятий в год – 36. Продолжительность занятий – 15 минут. Формы проведения: групповая, индивидуальная.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
- Самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их.
- Самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования.
- Выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок.
- Проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
- Проведение выставок детских работ.
- Проектная деятельность.
2. Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы.
№ Содержание темы Всего часов
1. «Мой любимый дождик» 15 минут
2. Мухомор. 15 минут
3. «Желтые листья летят». 15 минут
4. Ежик. 15 минут
5. «Осень вновь пришла. 15 минут
6. Компоты и варенье в баночках. 15 минут
7. Веточка рябины. 15 минут
8. Грибок. 15 минут
9. Маленький котенок. 15 минут
10. Звездочки на небе. 15 минут
11. Солнышко. 15 минут
12. Ласковый щенок. 15 минут
13. Дед Мороз (1-е занятие). 15 минут
14. Дед Мороз (2-е занятие). 15 минут
15. «Маленькой елочке холодно зимой». 15 минут
16. Украсим нашу елочку. 15 минут
17. Елочка – красавица (коллективная работа). 15 минут
18. Зайчик. 15 минут
19. Веселый снеговик. 15 минут
20. Чьи следы? 15 минут
21. Снег кружится. 15 минут
22. Веселые осьминожки (коллективная работа). 15 минут
23. Снежинка 15 минут
24. Петя – петушок 15 минут
25. Веточка мимозы 15 минут
26. Сосульки льдинки 15 минут
27. Бусы для куклы Тани 15 минут
28. Бабочка 15 минут
29. Солнышко (коллективная работа) 15 минут
30. Цыпленок 15 минут
31. Желтый одуванчик 15 минут
32. Солнечные цветы 15 минут
33. Салют 15 минут
34. Рыбка золотая 15 минут
35. Аленький цветочек 15 минут
36. Божьи коровки 15 минут Количество часов в месяц – 1 час, количество часов в год – 9 часов.
Формы организации программы.
Форма проведения занятия: групповая, индивидуальная работа, самостоятельная работа. Занятия проводятся во вторую половину дня после сна. В ходе образовательного процесса используется различный методический и дидактический материал (загадки, сказки, наглядные пособия, разнообразный иллюстративный материал, детские песенки и др.). Сами занятия проводятся в игровой форме. Благодаря этому дети проявляют больше фантазии, воображения, чем в простых жизненных ситуациях, а задачей педагога становится необходимость помочь детям в реализации их замыслов. Структура занятия.
Вводная часть: организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация.
Основная часть: практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка.
Заключительная часть: -анализ детских рисунков (рассматривание рисунков, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).
3. содержание программы дополнительного образования «Юные волшебники».
месяц № Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
сентябрь 1. «Мой любимый дождик» Рисование пальчиками Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и прямых линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию, как средство выразительности Два листа светло серого цвета с нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь в мисочках, салфетки, зонтик для игры.
2. «Мухомор» Рисование пальчиками Продолжить знакомить с нетрадиционной техникой рисование пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображать яркие впечатления в рисунке. Вырезанные из белой бумаги мухоморы с раскрашенной в красный цвет шляпкой, гуашь белого цвета, чашечки, салфетки, иллюстрации мухоморов.
3. «желтые листочки» Рисование ладошками Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие. Широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы бумаги, листочки, салфетки.
4. «Ежик» Рисование ладошками Дать ребенку самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребенка воображать и фантазировать. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату. Лист бумаги белого цвета с силуэтом ежика, гуашь черного цвета в чашечках, салфетки.
октябрь 5. «Осень вновь пришла» Рисование пальчиками, тампонирование. Познакомить с новой техникой рисования. Расширять представления о приметах осени. Учить рисовать всеми пальчиками, набирая краску разного цвета, делать фон рисунка оттиском поролона. Бумага размером ½ альбомного листа с нарисованным деревом, поролон, гуашь желтая, красная в чашечках, салфетки.
6. Компоты и варенье в баночках. Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Учить детей создавать ритмичные композиции. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Учить изображать доступным способом фрукты и ягоды, которые они видели, пробовали и хотели бы нарисовать. Вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера, гуашь красного, желтого, синего цвета в чашечках, салфетки, иллюстрации банок с вареньем и компотом.
7. Веточки рябины Рисование пальчиками или ватными палочками Продолжать учить рисовать пальчиками или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинках природы в изобразительной деятельности. Лист бумаги белого цвета с нарисованной веточкой рябины, гуашь красного цвета в чашечках, салфетки, иллюстрации рябины.
8. Грибок Рисование крупой Познакомить с техникой рисования крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность, способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. Лист бумаги белого цвета с силуэтом грибка, кисти, клей ПВА, крупа манная, салфетки.
ноябрь 9. Маленький котенок Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, речь, мышление. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать у детей желание помочь котенку. Листы бумаги с нарисованным силуэтом котенка, игрушка котенок, гуашь белого, черного, оранжевого цвета в чашечках, салфетки.
10. Звездочки в небе Рисование пальчиками Учить детей создавать ритмичные композиции. Развивать чувство ритма, мышление, мелкую моторику, речь, внимание. Воспитывать интерес к природе, отображать свои представления в рисунке. Листы бумаги темно-синего цвета с аппликацией – крыши домов, гуашь желтого цвета в чашечках, салфетки, иллюстрации с ночным звездным небом.
11. Солнышко Рисование крупой Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое до конца. Развитие мелкой моторики рук. Листы бумаги темно-синего цвета с аппликацией крыши домов, клей ПВА, крупа манная, салфетки, кисти.
12. Ласковый щенок Рисование методом тычка Учить рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представление о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. Листы бумаги белого цвета с нарисованным силуэтом щенка, кисть с жестким ворсом, краска коричневого цвета, стаканы с водой, салфетки.
декабрь 13. Дед мороз (1-е занятие) Рисование ладошкой Продолжать знакомить с техникой печатания ладошками – учить рисовать бороду деда мороза. Развивать мелкую моторику, внимание, речь, память. Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам рисования. Листы светло- голубого цвета, белая гуашь в плошках, салфетки.
14. Дед мороз (2-е занятие) Рисование пальчиками Учить рисовать глаза, украшать шапочку деда мороза помпончиками. Заготовки с бородой Деда Мороза, дополнительные аппликации(шапочка и нос) с предыдущего занятия, гуашь белого, черного, зеленого цвета в чашечках, салфетки, магнитофон.
15. Маленькой елочке холодно зимой. Рисование методом тычка Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представление о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. Листы бумаги белого цвета с силуэтом елочки, кисть с жестким ворсом, краска зеленого цвета, стаканы с водой, салфетки.
16. Украсим нашу елочку. Рисование пальчикам. Продолжать учить детей создавать ритмичные композиции. Вызвать желание у детей украсить елочку к новому году. Заготовки елочки сделанные на прошлом занятии, краски разных цветов в мисочках, салфетки.
Январь. 17. Елочка красавица (коллективная работа) Рисование ладошками Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Развивать внимание, мелкую моторику, речь, память. Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке, вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. Лист ватмана, зеленая гуашь в плошке, салфетки, магнитафон.
18. Зайчик Рисование пальчиками Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционным способом рисования пальчиками. Вызвать у детей желание помочь зайчику спрятаться в зимнем лесу – нарисовать для него белую шубку. Листы бумаги голубого цвета с нарисованными силуэтом зайчика, гуашь белого цвета, чашечки, салфетки, магнитофон.
19. Веселый Снеговик Тампонирование Продолжать знакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования – тампонирование. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус. Листы бумаги синего цвета с силуэтом снеговика, краска белого цвета в чашечках, салфетки, иллюстрации с изображением снеговика.
20. Чьи следы? Рисование пальчиками Продолжать учить детей создавать ритмические композиции, рисовать пальчиками сложенными щепоткой. Лист бумаги белого цвета, краска синего цвета в чашечках, салфетки.
февраль 21. Снег кружится Рисование пальчиками Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа. Воспитывать интерес к природе и отображать яркие впечатления в рисунке. Листы бумаги квадратной формы синего цвета – «окна», гуашь белого цвета, чашки для краски, салфетки, магнитофон.
22. Веселые осьминожки (коллективная работа) Рисование ладошками Закреплять умение дополнять изображение деталями. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными техниками, вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. Лист ватмана голубого цвета – «море», гуашь разноцветная в плошках, салфетки, магнитофон.
23. Снежинка. Рисование крупой Продолжать учить детей с техникой рисования крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. Лист бумаги с нарисованной снежинкой синего цвета, кисти, клей ПВА, крупа манная, салфетки.
24. «Петя-петушок» Рисование ладошкой Продолжать знакомить с техникой печатания ладошкой. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать мелкую моторику, внимание, память, фантазию. Белый лист бумаги, чашечки с красками желтого, красного, синего, зеленого цветов, салфетки.
март 25. Веточка мимозы Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображения путем использования точки, как средства выразительности, закрепить знания и представления о цвете (желтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много). Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными техниками. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет. Листы бумаги с веточками мимозы, гуашь желтого цвета, чашечки, салфетки, магнитофон.
26. Сосульки льдинки. Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение наносить ритмично точки в определенной последовательности. Воспитывать интерес к природе. Белый лист бумаги с силуэтом сосулек, гуашь синего цвета, чашечки для краски, салфетки.
27. Бусы для куклы Тани Рисование пальчиками Закрепить умение равномерно наносить точки – рисовать узор бусины на нитке. Вызвать желание сделать в подарок кукле Тане красивые разноцветные бусы. Листы бумаги с нарисованной линией – нитка для бус, кукла Таня, гуашь разноцветная, салфетки, чашечки для краски.
28. Бабочка Рисование ватными палочками, тампонирование Закрепить умение рисовать ватными палочками. Развивать чувство ритма и формы. Листы бумаги с силуэтами бабочек, разноцветная гуашь, чашечки для краски, салфетки, иллюстрации с изображением бабочек.
Апрель. 29. Солнышко (коллективная работа) Рисование ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. Лист ватмана с нарисованным по середине желтым кругом, гуашь желтого цвета в чашечках, салфетки, магнитофон.
30. Цыпленок Рисование методом тычка Упражнять детей в рисовании методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Воспитывать интерес к рисованию. Белый лист бумаги с силуэтом цыпленка, кисть с жестким ворсом, краска желтого цвета, стаканы с водой, салфетки.
31. Желтый одуванчик. Рисование пальчиками. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность. Листы бумаги светло-зеленого цвета, гуашь желтого цвета в чашечках, салфетки.
32. Солнечные цветы. Рисование методом тычка Закрепит умение правильно держать кисть. Прививать аккуратность при работе с краской. Развивать интерес к рисованию. Листы бумаги светло-зеленого цвета, гуашь разных цветов в чашечках, салфетки.
Май. 33. Салют. Рисование методом тычка. Познакомить детей с праздником «День победы» и с салютом. Воспитывать интерес к рисованию. Иллюстрации с изображением салюта, листы бумаги синего цвета, гуашь разных цветов в чашечках, салфетки.
34. Рыбка золотая. Рисование пальчиками. Упражнять в технике рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, память, речь. Вызвать желание помочь маме-рыбке. Вырезанные из белой бумаги силуэты рыбки, мама-рыбка (образец), гуашь желтого цвета в чашечках, салфетки, магнитофон.
35. Аленький цветочек. Рисование ладошкой. Дать возможность ребенку самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учит ребенка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки. Учить радоваться полученному результату. Листы бумаги белого цвета, гуашь алого и зеленого цвета в чашечках, салфетки.
36. Божьи коровки. Рисование пальчикам. Развивать мелкую моторику, память, мышление, внимание, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. Вырезанные и раскрашенные божьи коровки, без точек на спинке. Черная гуашь в мисочках, ватман, салфетки.
Работа с родителями.
Индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-передвижки, выставки детских работ.
Литература.
1. Лыкова Л.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М.:Карапуз дидактика, 2008 г.
2. Никитина А.В.»Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007 г.
3. Доронова Т.Н.»Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», М.:Просвящение, 2004 г.
4. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1.». – М.:»Издательство Скрипторий 2003», 2007 г.
5. Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
Скачать Программа художественно эстетической направленности в ДОУ. Вторая младшая группа