Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рабочая программа «Цветные ладошки». Младшая группа

Рабочая программа по реализации программы дошкольного образования «Цветные ладошки» под редакцией И. А. Лыковой
Пояснительная записка
Эстетическая деятельность – это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью, гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я-концепции творца».
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов выразительность явлений.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью…. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учетом индивидуальных способностей и возрастных возможностей детей.
Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетичской деятельности.

Цель и задачи программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»
Цель программы – формирование у детей раннего дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
• Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
• Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
• Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности.
• Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта: «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание – художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии, интерпретация художественного образа и содержания, заключенного в художественную форму.
• Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
• Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
• Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
• Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца».

Задачи художественно-творческого развития детей 2-3 лет:
- Формировать способы зрительного и тактильного обследования хорошо знакомых предметов для уточнения представления о внешнем виде игрушек, предметов посуды, одежды и т.д.
- Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семеновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщенной трактовки художественных образов
- Проводить эстетизированные развлечения (с красивой юлой, мячом, цветными лентами, воздушными шарами разной формы и расцветки)
- Учить детей находить связь между хорошо знакомыми предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке.
- Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги – Васнецова Ю., Елисеева А., Рачева Е., Репкина П..
- Организовывать наблюдения в природе и ближайшем окружении для обогащения представлений детей о внешнем виде хорошо знакомых объектов, а также для уточнения зрительных впечатлений («Листочки летят и падают на землю», «Облака плывут по небу», «Дождик капает – кап-кап-кап», «Воробышек прынает по лужам – прыг-прыг-прыг»).
- Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств (цвет, форма, линия, пятно, формат фона и т.д.).
- Показывать детям в игровой форме процесс создания образов – организовывать наблюдение за художественной деятельностью воспитателя.
- Побуждать детей создавать по подражанию взрослому и по своему желанию эмоциональные, яркие, выразительные образы хорошо знакомых предметов.
- Вызывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций.
- Создавать условия для систематического, постепенно усложняющегося освоения детьми элементарных приемов изображения хорошо знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика).
- Интегрировать виды изобразительной деятельности сочетая их между собой в разных вариантах.
- Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей (рисование и раскрашивание в книжках-раскрасках, в альбомах для художественного творчества, творческие занятия с наклейками, рассматривание картинок).
- Консультировать родителей по вопросам развития у детей способностей к изобразительной деятельности.
В разных видах изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей 2-3 лет.

В рисовании это развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что рисунок – это плоскостное изображение объемных предметов, и на этой основе учить детей:
- видеть «след», оставленный на бумаге карандашом или фломастером, и понимать, что это образ реального предмета;
- правильно держать карандаш, фломастер, ручку и оставлять «следы» на бумаге;
- знать назначение красок и кисти, понимать, что это взаимосвязанные предметы, знать особенности («правила») пользования кистью: правильно держать кисть, смачивать, набирать краску, вести кисть по ворсу, промывать, просушивать, ставить кисть на подставку или в стаканчик, не оставлять в банке с водой, не пачкать краски;
- видеть границы листа бумаги, контуры силуэтного рисунка, рисовать и раскрашивать в пределах этих границ;
- отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами;
- рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы;
- сопровождать движения карандаша (кисти) словами (например: «Дождик, чаще – кап-кап-кап», «Бегут ножки по дорожке – топ-топ-топ»).

Дидактические принципы построения и реализации программы «Цветные ладошки»
Общепедагогические принципы обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ГОУ:
• принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;
• принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
• принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
• принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту:
• принцип оптимизации и гуманизации: учебно-воспитательного процесса;
• принцип развивающего характера художественного образования;
• принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учетом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
• принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
• принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
• принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобра-зительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
• принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
• принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и ху-дожественной деятельности;
• принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (вос-питание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлек-тирующего);
• принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
• принцип организации тематического пространства (информационного по-ля) - основы для развития образных представлений;
• принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых спосо-бов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
• принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических ре-акций, эмоциональной открытости).

В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:
1) формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;
2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;
3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.
Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.
Для более чёткой ориентировки важно построить модель эстетического отношения детей к окружающему миру, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет распознавать и формировать процесс художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

Модель эстетического отношения включает три ведущих компонента, каждый из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением.
1. Способность эмоционального переживания.
Ребёнок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. Эмпатия и эмоциональное переживание возникают и проявляются в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей, они же способствуют развитию мотивационной установки на активное участие в художественной деятельности. Эмоционально-эс-
тетическое переживание возникает на основе специфики воздействия искусства в разных его проявлениях. Сначала это ориентировочное действие, затем возникновение интересов и предпочтений, на основе которых формируется нравственно-эстетическая направленность.

2.Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию(поисковым действиям). Общеизвестно, что художественный опыт передаётся ребёнку в различных направлениях и видах творческой дея-тельности. Ребёнок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребёнка формируются практические художественные умения и в результате - складывается опыт художественно-творческой деятельности. Педагогу важно знать, что наиболее важными в эстетическом опыте являются способности, которые позволяют ребёнку самостоятельно переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях.

3. Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество).
В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей - художественная. Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овла-дения детьми обобщёнными (типичными) и самостоятельными способами ху-дожественной деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах ху-дожественной деятельности.

Методы эстетического воспитания:
- метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
- метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, ко-лорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою не-посредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);
- метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобще-ние детей к художественной культуре);
- метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;
- метод разнообразной художественной практики;
- метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, свер-стниками);
- метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
- метод эвристических и поисковых ситуаций.

Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Авторская программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» включает систематизированный комплекс учебно-методи-ческих изданий и современного наглядного материала (демонстрационного и раздаточного).

К учебно-методическим изданиям относятся разработки занятий по изобразительной деятельности и художественному труду для всех возрастных групп детского сада. Для каждой возрастной группы издан отдельный сборник «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации», включающий примерное планирование занятий по рисованию на учебный год и конкретные разработки занятий с иллюстрациями, представляющими варианты образов и композиций, а также основные способы и приёмы создания выразительного образа.

К наглядно-методическим изданиям относятся:
- тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш луг», «Еловый лес» и пр.);
- дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.);
- незавершённые композиции для выставочных коллективных работ по сюжетному рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окошке», «Праздничная ёлочка», «Витрина магазина» и т.д.);
- серия альбомов для детского художественного творчества «Наш вернисаж» («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Изразцы», «Пи-санки»).

Годовое перспективное планирование
Для работы по программе составлено перспективное планирование:
Октябрь
№ Тема занятия
1 Кисточка танцует. Знакомство с художественным инструментом
2 Листочки танцуют. Освоение техники рисования кисточкой
3 Красивые листочки. Освоение художественной техники печатания
4 Ветерок слегка подуй. Освоение техники рисования кривых линий по всему листу бумаги.
5 Падают, падают листья. Рисование пальчиками
6 Поможем жучкам спрятаться в траве. Освоение техники рисования горизонтальных линий
7 Нарядное платье для куклы Ритмом мазков украшать силуэт готовой формы, развивать эстетические чувства.
8 Вернем деревьям осеннюю листву. Рисование ватными палочками

Ноябрь
1 Дождик, чаще, кап-кап-кап. Рисование пальчиками и ватными палочками
2 Дождик, дождик, веселей. Закрепление техники рисования горизонтальных линий
3 Вот какие ножки у сороконожки. Освоение техники рисования вертикальных линий
4 Вот ежик – ни головы, ни ножек. Дорисовывание «иголок», коротких прямых линий
5 Шарфики для зверюшек. Рисование линий красками.
6 Неваляшки-яркие рубашки. Ритмом мазков украшать силуэт готовой формы, развивать эстетические чувства.
7 Тарелочки с полосками. Учить рисовать карандашами круги, ориентируясь на внешнюю опору в виде круглого листа бумаги.
8 Орешки для белочки. Учить малышей рисовать круглые орешки фломастером и восковым оранжевым мелком.

Декабрь
1 Снежок порхает, кружится. Рисование ватными палочками
2 Снежок порхает, кружится. Освоение приема примакивания ворса кисти
3 Снежные колобки. Рисование замкнутых кругов с последующим заполнением пространства.
4 Накормим птичек зернышками. Рисование ватными палочками и пальчиками
5 Елочки в лесу. Рисование пальчиками.
6 Праздничная елочка. Освоение техники рисования кисточкой (линии)
7 Снеговик. Радиальное растирание капли краски.
8 Елочка-зеленая иголочка. Рисование хвойных иголок фломастерами

Январь
1 Снег идет. Рисование пальчиками и ватной палочкой
2 Снегопад. Закрепление техники рисования кисточкой (примакивание)
3 Вьюга. Освоение техники рисования кривых линий по всему листу
4 Падают снежинки. Рисование пальчиками или ватными палочками
5 Зимний дождик. Рисование карандашом или фломастером штрихов.
6 Дерево в снегу. Тычкование сухой кистью
7 Вкусные картинки. Раскрашивание контурных картинок
8 Воздушные шарики. Рисование пальчиками с дорисовыванием

Февраль
1 Угощайся, зайка! Обыгрывание и дополнение контурного рисунка
2 Лоскутное одеяло. Освоение навыка рисования в пределах намеченного пространства (краски)
3 Постираем полотенца. Создание композиции на основе линейного пространства
4 Рябина. Дорисовывание пальчиками, развиваем чувство ритма
5 Снежное дерево. Знакомство с техникой тычкование
6 Воздушные шарики. Пальчиковое рисование с пассивным дорисовыванием
7 Вот какие у нас сосульки! Освоение способа рисования вертикальных линий
8 Гиацинты. Дорисовывание ватными палочками

Март
1 Цветок для мамочки. Освоение техники раскрашивания.
2 Неваляшка танцует. Расскрашивание предметов, состоящих из двух частей.
3 Мимоза. Нетрадиционная техника рисования (вилкой, пальчиком)
4 Колобок. Растирание капли радиально
5 Солнышко-колоколнышко (лучики). Развитие мышления, восприятия
6 Ручейки бегут, журчат! Развитие чувства формы и композиции
7 Вот какие у нас мостики! Рисование из 4-5 горизонтальных линий
8 Бусы. Рисование кисточкой по намеченной линии.

Апрель
1 Рыбка. Рисование ладошкой с дорисовыванием.
2 Красочные флажки. Воспитание самостоятельности, уверенности
3 Вот какие у нас цыплятки! Создание выразительных образов желтых цыплят
4 Цветочный луг. Знакомство с техникой «Кляксография»
5 Весенний букет. Раскрашивание не выходя за границы рисунка
6 Птички. Создание у детей яркого эмоционального отклика на необычный способ рисования
7 Бабочка-красавица. Знакомство с техникой «Монотипия»
8 Ягодка за ягодкой (на кустиках). Создание ритмической композиции

Май
1 Весенний лес. Отпечатки листьями разными оттенками зеленого
2 Мой веселый, звонкий мяч. Раскрашивание по форме предмета.
3 Вот какой у нас салют! Эксперементирование с разными художественными материалами и инструментами
4 Град, град! Рисование ватными палочками, развитие чувства ритма
5 Полосатые полотенца для лесных зверюшек. Рисование узоров из прямых линий разного цвета.
6 Волшебные картинки. Рисунок с использованием изоленты
7 Цветочки. Монотипия, развитие чувства цвета
8 Кто укрылся под листочком? Знакомство с техникой «Фроттаж»

Прогнозируемый результат.
В результате художественно-эстетической деятельности у ребенка происходит
развитие художественного восприятия, формирование представления о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что рисунок – это плоскостное изображение объемных предметов.
Ребенок
• правильно держит карандаш, фломастер, ручку и оставляет «следы» на бумаге, понимая, что это образ реального предмета;
• знает назначение красок и кисти, понимает, что это взаимосвязанные предметы, знает особенности («правила») пользования кистью и красками;
• видит границы листа бумаги, контуры силуэтного рисунка, рисует и раскрашивает в пределах этих границ;
• отображает свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами;
• рисует карандашами и фломастерами - проводит линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкает их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы;
Заключение.
Работа по данной программе даёт положительную динамику в развитии у детей навыков рисования

Рекомендуем посмотреть:

Календарно - тематическое планирование во второй младшей группе на декабрь Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе Программа по формированию начальных представлений о семье у детей дошкольников. Младшая группа Программа художественно эстетической направленности в ДОУ. Вторая младшая группа

Похожие статьи:

Рабочая программа учебного предмета Изобразительное искусство 5 класс I вид

Планирование занятий по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС на год

Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетической направленности «Умелые руки» для детей седьмого года жизни

Сценарий на День рождения ребёнка 6 лет с Незнайкой | Рабочая программа по конструированию в первой младшей группе
Опубликовано: 2233 дня назад (11 ноября 2018)
Просмотров: 6657
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Светлана Викторовна # 12 ноября 2018 в 00:37 0
Здравствуйте
У Вас в тексте есть таблицы (табличные формы), поэтому Вам необходимо выслать весь материал по электронной почте на адрес sv@ped-kopilka.ru
Обязательно в тексте письма укажите ссылку на Ваш материал.
Мы разместим материал так, чтобы текст в таблице можно было увидеть и комфортно прочитать.
Об этом записано в правилах.
С уважением, Администратор сайта