Автор: Борова Валентина Владимировна, воспитатель МКДОУ детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» д. Ичетовкины Афанасьевского района Кировской области
Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы
Пояснительная записка
С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психологических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоровительное воздействие на организм ребенка. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка.
В.А. Сухомлинский писал: « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, а также ручному труду у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
В старшем дошкольном возрасте дети наиболее любознательны. В этом возрасте у детей продолжают развиваться образное мышление, восприятие, воображение, устойчивость внимания, совершенствуется речь.
Так же появляются большой интерес и желание заниматься ручным трудом. Поэтому детей в старшем дошкольном возрасте легче приобщить к разным видам деятельности.
Занятия разного характера, связанные с ручным трудом, способствуют дифференцированному восприятию по созданию и преобразованию предметов, развитию логического мышления, воображения, внимания, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики, воспитанию трудолюбия, выработке усидчивости и активизации детей, – что является важным этапом в работе с детьми в дальнейшем.
Программа составлена на основе пособий по ручному труду И.В.Новиковой «Аппликация из природного материала», Н. Васиной «Бумажная симфония, А.Румянцева «Необычная аппликация», Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Казаковой Р.Г. « Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники». Я взяла занятия, которые подходят для детей седьмого года жизни, доработала их, подобрала игры и физкультминутки. Таким образом, можно сказать, что программа на 60% составлена мною.
Актуальность: на занятиях оригами и при работе с природным материалом при создании работ требуется определенные умения и навыки, которые развивают мелкую моторику рук и способствуют активизацию речевого развития.
Новизна: Изучив ряд методических пособий и литературы по организации и проведению работы в кружках с дополнительным образование, опыт работы других детских садов , выявлено, что работа ведётся в узком направлении: либо это занятия по рисованию, либо по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, либо занятия – оригами. Программа “Умелые руки” – комплексная, включающая занятия по аппликации, ручному труду, рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Цель: создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.
Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний в области изобразительного искусства и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
Творческие задачи - это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать пространственные представления (ориентировка во времени, в пространстве и на листе бумаги).
2. Научить различным способам создания предметов (работа с бумагой пластилином, полосками бумаги, природным материалом).
4. Научить использованию поделок и в сюжетно – ролевых играх
5. Продолжать учить понимать поставленную задачу и способы ее достижения.
Развивающие:
1. Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать.
2. Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.
3. Развивать творческие способности.
4. Способствовать развитию мелкой моторики и творческой активности детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
2.Прививать любовь к труду, научить доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда.
Социальная значимость: Полученные умения и навыки помогут детям в самостоятельной деятельности, использование поделок в сюжетно – ролевых играх, на уроках труда в школе.
Режим занятий:
Курс занятий рассчитан на 1 год при объёме: 20 академических часов (периодичность занятий – с сентября по март - 1 раз в 2 недели, в апреле и мае – 3 занятия).
Рекомендуем посмотреть:
Включение музыкальных физкультминуток в НОД и режимные моменты ДОУ
В каком случае образовательные технологии наносят ущерб здоровью воспитанника и педагога