МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «ИГРЫ С ПЕСКОМ ЛЕТОМ ИЛИ ЗИМОЙ?»
Тема: Использование песочной терапии в работе педагога с дошкольниками с ОВЗ.
Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в познавательном развитии дошкольников.
Задачи: Дать определение песочной терапии.
Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях. Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.
Материал: Песочница, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки.
Ход мастер-класса:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).
Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.
А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. В этом и есть новизна данной методики.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Возможности данной методике довольно обширны.
Сегодня мы попробуем использовать некоторые игры с песком.
Педагоги подходят к подносам с сухим песком.
Отгадай загадку.
Цель: развитие мышления, моторики. Оборудование: песочница, миниатюрные фигурки. Ход игры: Педагог загадывает загадку, участник отгадывает ее, а в песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, участник проверяет правильность ответа. Загадки: на косу она похожа, но косить траву не может. Не наточена совсем. И не косит цифра …(7).
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый, Вкусен и сырой. Кто же я такой? (огурец). Так же и в работе учителя-логопеда загадывает педагог загадку, дети через трубочку дуют на картинку и находят отгадку - развивая воздушную струю и дыхание, найдя картинку, четко проговаривают звук или слово.
Цветные заборчики.
Цель: развитие сенсорного восприятия, счета, понятий высоки-низкий, длинный-короткий, толстый-тонкий. Оборудование: песочница, счетные палочки, или карандашики разноцветные по 10 штук разных цветов.
Ход игры: на столе вперемешку лежат счетные палочки разных цветов, педагог просит участника выбрать из них синие и построить заборчик синего цвета и т.д. Можно предложить участнику построить забор от самой высокой до самой низкой полоски, от самой толстой до самой тонкой и наоборот.
Мы едем в гости.
Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на песочном листе.
Ход игры: педагог в игровой форме закрепляет знания верх-низ, право-лево, центр-угол. Участник по словесной инструкции педагога «ходит, прыгает, ползает» по песку. Например, мы идем в гости к зайчику (прыгают пальчиками к зайчику), где находиться зайчик? (вверху, внизу и т.д.) где живет заяц? (заяц живет в лесу, потому что он дикое животное). Кто живет рядом с зайчиком? (перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных). С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем питается зайчик? Аналогичным способом выполняются игры-задания «Идем в гости к лошадке? (закрепление знаний о домашних животных), «Плывем навстречу дельфинам» (закрепление знаний об обитателях рек и морей) и т.д.
Соседи чисел.
Цель: порядковый счет от 1 до 5.
Оборудование: цифры от 1 до 5, песочница.
Ход игры: педагог выкладывает цифры, в ряд, пропуская некоторые, оставляя пустое место. Участники смотрят, находят пропущенную цифру и вписывают пальцем ее.
Рефлексия. Вам понравилось играть с песком? Какие эмоции вы получили?
Сегодня я показала вам лишь несколько песочных игр, направленных на развитие психических и речевых процессов.
Как вы думаете, в каких ещё видах деятельности можно использовать песочные игры?
ЛИТЕРАТУРА
- Штейнхар Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб, 2001.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.
- Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб, 2006.
- Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб, 2010.
Рекомендуем посмотреть:
Рисование песком в детском саду на тему: Осень
Мастер-класс по рисованию на песке на тему: Дары осени
Пескотерапия как инновационный метод в работе педагога с дошкольниками
Рисование на песке для детей к 9 мая - День Победы. Мастер-класс с фото