Проектная деятельность "В гостях у сказки" для детей 3 - 4 лет
На современном этапе развития системы дошкольного образования, характерен поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка.
Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная деятельность.
Анализ современной практики дошкольного образования позволяет сделать вывод о том, что все больше внимания уделяется педагогами раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства.
Цель проекта – развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства; сделать жизнь дошкольников интересной и содержательной. Наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Задачи:
1. Активизировать познавательный интерес детей;
2. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
3. Снимать зажатость и скованность;
4. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал;
5. Учить согласовывать свои действия с другими детьми;
6. Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок;
7. Развивать пластическую выразительность и музыкальность;
8. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
9. Пополнять словарный запас;
10. Познакомить с театральной терминологией.
Актуальность темы: театрализованная деятельность привлекает всех ребят, но некоторые из них в силу своих психологических особенностей бояться групповой деятельности. Привлечь таких малышей к театрализованной деятельности можно с помощью игр – драматизаций с использованием масок, костюмов, декараций. Главное – создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви. Гипотеза: систематически проводить игры - драматизации с использованием масок, костюмов, декораций и обеспечить целенаправленное руководство ими, то дети научатся общаться со сверстниками и взрослыми.
Проблема: расширить кругозор родителей и детей в театрализованной деятельности детей средней группы детского сада.
Обоснование проблемы:
1. Недостаточное внимание родителей и детей к театру.
2. Не сформированы умения детей в «актёрском мастерстве».
3. Поверхностные знания родителей о разных видах театра в детском саду и применении для обыгрывания с детьми.
4. Неумение детей взаимодействовать друг с другом в игре.
Место реализации проекта: в детском саду: в групповой комнате, в музыкальном зале.
Адресат проекта: дети 3-4 лет, родители, педагог – психолог, воспитатель, музыкальный руководитель.
Виды контроля:
- фотосъемка игр - драматизаций
- диагностическое исследование.
Результаты внедрения проекта:
- укрепление дружеских отношений, расширение и обогащения словарного запаса, обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
Методы: - метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);
- метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
- метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.
Принципы:
Следует выделить некоторые принципы.
1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальней цели.
2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса, характеризующийся развитием воображения, фантазии.
3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия.
4. Принцип интегративности, характеризующийся связью:
- театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др.), с различными видами искусств (драматическим, изобразительным);
- детского и взрослого искусств;
- театральной игры и совместной созидательной деятельности педагога и ребенка.
• импровизационность;
• гуманность;
• систематизация занятий;
• учет индивидуальных особенностей детей.
Вид проекта: ролево - игровой (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).
Реализация проекта:
На начало и на конце проекта педагогами проводилась диагностика Т. С Комаровой театрализованная деятельность для расширения словарного запаса.
Решение поставленных задач с детьми:
• Знакомства и беседы о различных видах театра.
• Знакомство с музыкальным творчеством.
• Активное использование в совместной деятельности с детьми разных видов театра.
• Обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок и т. д. в индивидуальной работе.
• Создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду (изготовление театров, билетов; подбор музыки, реквизита) .
• Репетиции с детьми для дальнейшего показа в музыкальном зале настоящим зрителям: детям и родителям.
Решение поставленных задач с родителями:
• Наглядная информация для родителей: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов.
• Посещение спектаклей для детей в городе, фотовыставки с утренников с участием детей и воспитателей и родителей.
• Изготовление в группу декораций, костюмов, масок.
Решение поставленных задач с детьми и родителями:
• Информация в родительский уголок, о посещение родителями различных сказок и сценок с участием их детей.
Предполагаемые умения и навыки детей
• Умеют действовать согласованно.
• Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
• Запоминают заданные позы.
• Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
• Знают 5 - 8 артикуляционных упражнений.
• Умеют строить простейший диалог.
• Умеют составлять предложения с заданными словами.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает:
- беседы по сказкам;
- игры-драматизации;
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- коррекционно- развивающие игры;
- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
- задания для развития речевой интонационной выразительности);
- игры - превращения, образные упражнения;
- упражнения на развитие пластики;
- ритмические минутки (логоритмика);
- пальчиковый игры для развития моторики рук;
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимики;
- подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций;
- знакомство с текстом сказки, средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой.
Сегодня, когда по-иному, широко и фундаментально, решается проблема образования и воспитания и усложняются задачи, - непоколебимой остаётся идея приобщения детей с самого раннего возраста к художественной литературе. Именно художественное произведение позволяет ребёнку познакомиться с окружающей действительностью, удовлетворить свои познавательные интересы, научиться видеть себя в тесной связи с другими людьми.
Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, образно-эмоционально, познавая разнообразные жизненные явления через игру. Они не выносят однообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают весёлых, неунывающих героев. И театрализованная постановка в этом смысле как нельзя лучше подходит для занятий в детском саду или в семейном кругу.
Театрализация обогащает эмоциональную сферу ребёнка, развивает его творческие способности, позволяет углубить и укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе.
Благодаря простате и музыкальности звучания слов дети, играя роль, легко их запоминают, приобретают вкус к образным выражениям. К тому же, неоднократно повторяя свои роли, ребёнок тренируется в развитии голосового аппарата.
Работа с детьми проводилась по определённой системе, и включала в себя ежедневные упражнения на развития памяти, внимания и других психических функций. К работе с детьми по театрализованной деятельности мы приступили с октября, но перед занятиями провели диагностическое исследование детей по театрализованной деятельности. Выявили положительные и отрицательные моменты. После чего приступили к репетициям. Так как наш проект был долгосрочный, на протяжение всего учебного года мы вели работу. В заключение показали театрализованное представление, на которое пригласили детей других групп.
Замечательно наблюдать когда у детей получается роль как они радуются и веселятся, как рассказывают родителям о своих достижениях и учат роли.
Мне как педагогу – психологу этот проект помог открыть в детях и скрытый потенциал, и даже самые застенчивые дети в заключение проекта были более раскрепощены и общительны.
Очень приятно помочь нашим малышам в их маленьких мечтах!!!
Рекомендуем посмотреть:
Проект по социально-нравственному воспитанию для детского сада. Вторая младшая группа
Летний проект для детского сада. Вторая младшая группа
Проект. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 1 младшей группы
Проект для второй младшей группы: Краски Осени