Из опыта работы тренера-преподавателя по водному поло
Автор: Писарева Анна Викторовна
Назначение работы: работа будет интересной тренерам по спорту, инструкторам по спорту, студентам спортивных ВУЗов и родителям.
Введение. В спорте, а именно в игре в водное поло индивидуальный подход к каждому спортсмену просто необходим! Ведь не секрет, что все дети разного склада ума, характера, мышления, конституции тела и тд. Задача тренера найти подход к каждому своему подопечному, найти ту лазеечку, которая приведет его в итоге к высокому результату.
Содержание.
В тренерской работе огромную роль играет грамотный и большой багаж знаний личных особенностей своих спортсменов, т.к. в каждой группе имеются дети, активные и пассивные, интересующиеся спортом и относящиеся к ним без выраженного энтузиазма. Тренер должен знать состояние здоровья и физического формирования каждого спортсмена. Поэтому ему необходимо знать личные данные, результаты спортивного отбора и медицинского осмотра. Большой толчок дает тренеру знакомство с домашними условиями детей, а также личный контакт с законными представителями. В каждой учебной группе есть дети, которые отличаются по спортивной форме от большинства своих товарищей. Одни из них отстают, другие, наоборот, показывают неплохие результаты при выполнении физической нагрузки. Дети, которые отстают по своим показанным коэффициентам в спорте, часто стесняются и не демонстрирующие перед своими товарищами по команде отставание в физическом формировании, без охоты осуществляют игровые упражнения. В таких ситуациях, тренеру необходимо спокойным тоном подбадривать юных спортсменов, иногда облегчать условия выполнения нагрузки. Он также стремиться вселить уверенность в своих учеников, мотивируя их отставание временным явлением. И в итоге дети обязательно догонят и даже перегонят своих товарищей. Также нуждаются в индивидуальном подходе и дети, которые имеют хорошую подготовку. На тренировке они иногда тяготятся легкостью нагрузки, которые дает тренер. Поэтому выполняют их кое-как и без охоты. В таких ситуациях к таким спортсменам необходимо предъявлять повышенные требования при выполнении нагрузки и частично усложнять их.
Также в природе встречаются спортсмены, которые неуверенно делают упражнения, требующие от них твердости, смелости и координации. Чаще всего это бывает при выполнении жонглирования мяча, броска мяча в ворота одной рукой, пас и тд. Это можно объяснить отсутствием достаточного опыта владения мячом, тонуса в мышцах и недостаточной координации в движениях. Чтобы устранить это, необходимо делать упражнения в облегченных условиях, с постепенным повышением нагрузки и самое главное тренировать упражнения на суше. Обычно такая поддержка оказывает положительный эффект и дает большой скачок, чем необоснованная требовательность к выполнению игровых упражнений. И в конечном итоге, иногда встречаются дети, которые не проявляют никакого интереса к водному поло, без охоты занимаясь, а в физическом формировании совсем не отличаются от своих товарищей. Тут тренеру прежде всего необходимо стремится выявить причины подобных явлений, стараясь побудить интерес спортсмена.
Практика тренерской работы показывает, что более одаренных детей меньше чем менее одаренных. Тренеру необходимо особенно внимательно подходить к подбору упражнений и дозировке.
Детей необходимо заинтересовывать так, чтобы они проявляли интерес не только к водному поло, но и к плаванию. Ведь игра в водное поло начинается с обучения плаванию, игр на суше (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол). В спортивных играх ведущую роль занимает тактическая подготовка спортсмена. Ее необходимо постоянно тренировать. Также заниматься нужно всесторонне, прививать им знания, умения и навыки в области истории спорта, анатомии, спортивной физиологии (знать об истории водного поло, иметь представление о строении тела человека, замерять ЧСС и тд.)
Немаловажным будут вопросы о привитии личной гигиены юным спортсменам, проведении тренировок, как в зале сухого плавания, так и на стадионе.
При индивидуальном подходе необходимо обращать внимание на психологический вид спортсмена. У нервного спортсмена наблюдается неравномерный вид усвоения учебно-тренировочного процесса. Иначе проходит усвоение у спокойного спортсмена. Он равномерно и основательно усваивает материал, в то время как неуравновешенный спортсмен – значительно медленнее и не столь основательно.
Существуют основные группы спортсменов:
1) Спортсмены, которые быстро и очень хорошо усваивают материал и имеют отличную физическую форму;
2) Спортсмены, которые хорошо, но гораздо медленней усваивают материал и имеют средний коэффициент физической формы;
3) Спортсмены, которые удовлетворительно усваивают материал и имеют недостаточно развитую физическую форму.
Важнейшую роль в тренерской работе, играет, конечно же индивидуальность, а именно - педагогическое мастерство и качества.
Превосходное отношение к тренеру содействует появлению интереса у детей к спорту. Для того чтобы создать спортивный интерес, нужно:
1) всячески поощрять стремление и упорство юных спортсменов;
2) увеличивать качество, приучать спортсменов к упорным тренировкам, не превращать учебно-тренировочный процесс в развлечение;
3) приучать к всесторонней самоподготовке спортсменов, чтобы они всегда могли выискивать пути и ресурсы для поддержания своей спортивной формы.
Вывод: в свой работе при индивидуальном подходе тренер может: ограничивать количество выполняемых упражнений и число повторений; облегчать условия выполнения упражнений; проводить специальные упражнения; уделять необходимое внимание технике выполняемых упражнений.
Рекомендуем посмотреть:
Определение ведущих звеньев на раннем этапе у юных пловцов
Резервы повышения эффективности движений ног в спортивном плавании
Совершенствование техники подводных движений после выполнения старта и поворотов в спортивном плаван
Механизмы адаптации и факторы риска при нырянии под воду на задержке дыхания
Похожие статьи:
Игры для обучения плаванию детей 4-7 лет