Методическая разработка на тему: «Резервы повышения эффективности движения ног в спортивном плавании»
Работа, в первую очередь ориентирована на работников физического воспитания, а именно: тренеров по плаванию, инструкторов по плаванию и грамотных родителей.
Объектом исследования являлись дети из группы УТ-1, 2 и тд. Из
задач исследования можно выделить следующие: прогнозирование дальнейших результатов юных пловцов и общее сравнение показателей результативности пловцов в целом.
Введение. Впечатляющий эффект производит Майкл Фелпс проплывая 50 метров на ногах с доской дельфином за 29 секунд. Но это не будет удивительно, если понаблюдать хотя бы одну тренировку , где из всего объема тренировок проплывается чуть меньше половины на одних ногах. А ведь его тренер сторонник больших тренировок для ног во всех способов плавания. И сегодня это уже является обычной практикой для сотен плавательных клубов. Однако, как и многие тренеры, признавая необходимость развития эффективности движений ног в плавании, попробуем перенести эти тенденции на тренировку пловцов более юного возраста (11 – 13 лет), предполагая, что этот возраст наиболее благоприятен для воспитания эластичности работы ног. И каждый раз мы встречались с необходимостью дополнительного, не всегда успешного мотивирования детей к работе на ногах, если это не были игры, эстафеты или различные формы соревнований. Очевидно, в тренировке юных пловцов необходима альтернатива длительным и монотонным упражнениям в плавании на ногах, даже если выполнялись повторно-интервальные методы на коротких отрезках.
Методы. Основным методом данного исследования явился сравнительный педагогический эксперимент с попутным наблюдением за динамикой технических параметров пловцов (темп, длинна шага,) в процессе тестирования и в соревновательных условиях Также, изучалась эффективность координации движения рук и ног в плавании различными способами. Все пловцы подвергались контрольному тестированию ( 50 метров на ногах всеми способами). Спортсмены были распределены по двум, относительно равным группам методом попарного сравнения. В первой, вместо обычных 20% суммарного метража, плавание на ногах составляло в среднем 38,3% на протяжении 60-ти занятий. Во второй – пловцы вместо плавания на ногах, в том же объеме выполняли различные сложно-координационные упражнения, с которыми они могли и не быть знакомы. В остальном, тренировочные программы обеих групп были одни и те же. Все пловцы были оповещены за месяц до начала эксперимента. На протяжении всех 60-ти занятий специфические для каждой группы упражнения выполнялись дистанционным, повторным, интервальным методами и их сочетаниями. Причем, использовались игровые формы во всех упражнениях в порядке поощрения за старательную работу.
Результаты. Обращало на себя внимание улучшения результатов всех участников эксперимента в плавании как контрольных упражнений, так и на координационных испытаниях. Тем не менее, наибольшего прогресса по всем показателям достигли пловцы второй группы, использовавшей координационно-технические упражнения вместо упражнений в плавании на ногах. Так в плавании 50 метров на ногах с доской всеми способами их результаты улучшились в среднем с 53,72 секунд до 47,33 секунд; в первой группе с 53,22 секунд до 48,42. По данным проплывания 50метров в полной координации улучшение во второй группе произошло в среднем с 45,07 секунд до 37, 24; в первой группе – с 45,63 секунд до 41,35. Можно заметить попутно, что в тренировках с повышенной долей упражнений на ногах юноши прогрессировали уверенней. А в группе с повышенным объемами координационных упражнений доминировали девочки. За время эксперимента, из 22 человек первой группы – 10 выразили желание перейти в другую, не смотря на обязательство старательно выполнять все задания до конца эксперимента. Пожеланий перехода из второй группы в первую не наблюдалось. Таким образом, результаты экспериментальных исследований подтверждает предположение о том, что координационно-технические упражнения, включаемые в тренировку юных пловцов в объеме до 38% метража на тренировке, не только способствуют эмоциональному восприятию тренировке в целом, но и помогают совершенствовать технику плавания, повышать эффективность отдельных ее компонентов и добиваться уверенного выступления в соревнованиях.
Обсуждение.
Обычно, работа мышц ног в плавании отличается наибольшей энергоемкостью при наименьшей пропульсивной эффективности. Это объясняется несколькими причинами : - анатомической ограниченностью голено - стопного сустава, вынуждающей к активизации работы ног для компенсирования пропульсивной недостаточности; - низкой способностью тонкого дифференцирования рабочего усилия четырехглавой и двуглавой мышц бедра – мышц антагонистов, обладающих сравнительно большой массой и способных развивать напряжение всего лишь 24- 38 кг.; - низкой способностью чередования и расслабления мышц – антагонистов; - координационно-тонической напряженностью в условиях плавания, неестественных для работы мышц ног. Из научной литературы известно, что чем крупнее мышцы, тем более они требуют тренировочных усилий, внимания и времени для совершенствования их пластичности, экономичности работы, координированности, что обеспечивается эффективностью координационных функций центральной нервной системы и функций кинестетического анализатора, обилием условно-рефлекторных связей в коре головного мозга, определяющих запас двигательных навыков, необходимых в усвоении, перестройке и рационализации движений (И.П.Павлов,1951; В.М.Зациорский, 1970; В.М. Дьяченков,1972; В.С.Фарфель, 1975; Л.П.Матвеев,1977.). Немалая роль в плавании отводиться «чувству воды» - способности вкладывать в движение именно те усилия, которые необходимы для продвижения пловца с заданной скоростью и продолжительностью, т.е. афферентно –эфферентной чувствительности, обеспечивающей координационные способности пловца(Н.Ж.Булгакова, С.М. Вайцеховский, Е.Е.Филимонова ,1977). Как показывает опыт практики спортивного плавания, работе ног спортсмена зачастую либо не уделяется должного внимания, требуемого на всех уровнях мастерства, либо эта работа выполняется монотонно, без эмоционального отклика спортсменов, что ведет к «косности» создаваемого стереотипа и ограничению технического совершенствования на последующих этапах. И если большие объемы тренировки «на ногах» взрослых пловцов воспринимаются как должное , то на уровне юношеского спорта осуществление подобной тренировки без экстраординарного мотива в большинстве случаев нереально. В данном эксперименте, упражнения, альтернативные традиционным упражнениям для ног, включали элементы акробатики, непривычные формы плавательных движений, положений тела и в координации. В конечном счете, эффективность движений ног в этих упражнениях являлось решающим фактором. Только спортсмены этого не замечали, потому что задачи выполнения всех движений не позволяли им фокусироваться на ногах. Первые 10 тренировок были посвящены разучиванию необычных движений, затем в эти упражнения вносились задачи координации и минимума движений, максимума скорости, максимума скорости при минимуме движений, плавание в парах. В последствии же, эти упражнения выполнялись повторным и интервальным методами, когда даже при максимальной нагрузке пловцы не соглашались с тем, что они устали.
Заключение.
Таким образом, результаты данного экспериментального исследования полностью подтвердили заключение как фундаментальных, так и прикладных исследований вышеперечисленных авторов, а выполнение поставленной цели позволяет рекомендовать в практику подготовки пловцов – как юных так и взрослых – ряд сложно-координационных упражнений, способствующих не только к совершенствованию технических навыков пловца в целом, но и к повышению эффективности движению ног в частности.
Рекомендуем посмотреть:
Определение ведущих звеньев на раннем этапе у юных пловцов
Совершенствование техники подводных движений после выполнения старта и поворотов в спортивном плаван
Нормативная модель гребкового движения в спортивном плавании
Роль и влияние разминки перед стартом в спортивном плавании
Похожие статьи:
Игры для обучения плаванию детей 4-7 лет