Автор: Писарев Валентин Николаевич
Назначение работы: эта работа может быть полезна для тренеров по спорту, спортивных психологов, родителей и студентов спортивных ВУЗов.
Введение. Прямая подготовка пловца к соревнованиям заключается в разминке и сосредоточении на предстоящих стартах. Во время разминки происходит актуализация двигательных представлений, составляющих основной момент сосредоточения, а сосредоточение уже рассматривается как разминка.
Содержание.
Разминка – это врабатывание, обособленное за линию старта. В начальном периоде любой деятельности пловец, не показывает максимальных результатов. Нужен некоторый срок, чтобы работоспособность достигла необходимого уровня. Процесс перехода системы из состояния покоя в рабочее состояние, называется врабатыванием. Оно необходимо, прежде всего потому, что вся система, находящаяся в каком-то состоянии, проявляет свойство инертности, стремление сохранить это состояние. Разминка нужна, чтобы привести вегетативную и двигательную деятельность в состояние мобилизованности для выполнения работы. Иной и важной причиной, вызванной необходимостью промежутка процесса врабатывания, является регулировка координационных связей между нервными центрами и работающими системами. В результате улучшается КПД затрачиваемых усилий – энергетические затраты на единицу работы становятся по мере врабатывания все меньше и меньше. Как правило, пловцам не позволительно врабатываться в ходе соревнований. В качестве средства, помогающего быстрее подготовить организм, используется разминка. В процессе ее выполнения анаэробная фаза химических превращений в основном заканчивается. Между разминкой и стартом проходит определенное время, в течение которого вегетативные функции успокаиваются. Температура тела сохраняется повышенной после разминки в течение получаса. Именно поэтому разминка играет важную роль в предупреждении травматизма: ведь не секрет, что разогретые мышцы способствуют снижению вязкости и повышению эластичности, благодаря чему они становяться способны совершать движенияс большой амплитудой и с большой скоростью. Разминка играет роль регулятора психического состояния пловца, она снижает чрезмерное возбуждение и повышает недостаточное, способствует повышению интенсивности и устойчивости внимания.
Виды разминки. Отмеченные сдвиги достигаются благодаря применению
общей разминки с использованием общеразвивающих упражнений. Однако для обеспечения правильного воспроизведения навыка в предстоящей деятельности требуется и
специальная разминка. Для этого пловец после общей разминки либо имитирует, либо выполняет несколько раз те движения, которые ему предстоит выполнять во время прохождения дистанции. В результате такой разминки происходит оживление ранее выработанных условнорефлекторных связей. Соответственно, одним из средств разминки являются физические упражнения. Иным средством общей разминки является
массаж .Массаж делится на разминочный, тонизирующий, согревающий, мобилизующий и успокаивающий.
Разминочный массаж способствует врабатыванию за счет повышения возбудимости нервной системы и усиления кровообращения. Выполняется до специальной разминки. Продолжительность его от 10 до 35 мин.
Тонизирующий массаж применяется при стартовой апатии, вялости, сонливости, дремоте и нежелании плыть в заплыве. Здесь сеанс около 20 мин.
Согревающий массаж применяется между заплывами. Особенно он необходим, если вода, в которой пловцу приходиться нырять и плыть холодная, или заплывы проходят в открытом бассейне в холодное время года. Длительность его 5-10 мин.
Мобилизующий массаж применяется для максимальной активации пловца. Также можно сочетать со словесным методом мобилизации .Длительность составляет 5-15 мин.
Успокаивающий массаж применяется при стартовой лихорадке и для снижение возбуждения пловца. Продолжительность сеанса рекомендуется от 7 до10 мин. Может также применятся накануне стартов. Еще одним приемом специальной разминки является
мысленное представление прохождения дистанции, которое предстоит проплыть на соревнованиях. Это мысленное представление активизирует центры, координирующие выполнение данной работы. Возбужденные центры посылают редкие импульсы в те мышцы, которые обеспечивают необходимое движение. В итоге на глубине, в мышцах, увеличивается тонус и возбужденность самих мышц, в точном соотношении с планом упражнений, которые представляет пловец.
Длительность разминки. Чем интенсивнее работа, тем период врабатывания короче. Нельзя начинать разминку сразу с большой интенсивностью по причине опасности травмировать мышцы. Также надо следить чтобы длительная разминка не приводила к состоянию утомления. Большое влияние на длительность врабатываемости оказывает эмоциональное состояние пловца. Ведь положительные эмоции ускоряют процесс врабатывания, а отрицательные замедляют. На длительность врабатывания перед заплывом влияет привычность условий, а также привычная длительность разминки. Немаловажным фактором является и возврат пловца. В юном возрасте врабатывание короче, что свидетельствует о большой возбудимости нервных центров и подвижности нервных процессов, а также и о поверхности легких, принимающих действие в дыхании, здесь общий просвет каппиляров шире, что подкрепляется большим обменом газами между кровью и тканями.
Выводы. Всем должно быть известно, что стартовать лучше сразу после окончания разминки. Однако, условия, а также количество участников и заплывов в рамках соревнований по плаванию, не представляют такой возможности. Между разминкой и стартом имеется определенная пауза, которая может таить в себе некоторые опасности, а именно возбуждение, достигнутое во время разминки, может смениться торможением, но эта пауза при оптимальной длительности может привести к пользе, т.к. после интенсивной деятельности через время работоспособность повышается и наступает фаза суперкоменсации. В итоге, чем интенсивней проходит разминка, тем больше требуется пауза между разминкой и стартом, чтобы получился желаемый эффект.
Рекомендуем посмотреть:
Резервы повышения эффективности движений ног в спортивном плавании
Совершенствование техники подводных движений после выполнения старта и поворотов в спортивном плаван
Актуальность учета критериев биологического возраста в младшем школьном возрасте (этап НП-1)
Нормативная модель гребкового движения в спортивном плавании