Автор: Писарев Валентин Николаевич.
Назначение работы: работы из области ФК и спорта, такой материал будет полезен для тренеров по спорту, психологов по спорту, а также родителей спортсменов.
Введение.
На мой взгляд, проблеме монотонии в спортивном плавании не уделяют должного внимания, хотя с этим явлением пловцы постоянно встречаются на каждодневных и изнуряющих тренировках, особенно при оттачивании технической, тактической и др. подготовок, а также при выполнении большой и объемной нагрузки. Причина монотонии в спортивном плавании кроется в снижении действия работы и снижении творческого потенциала и как результат понижение всеобщего интереса.
Содержание.
Мы выделяем действительное и кажущееся однообразия работы.
Действительное однообразие связано с обстановкой на тренировочном процессе, также выделяем скудность раздражителей в плохо освещенных спортивных сооружениях, сюда же можно отнести и плавание в одиночку.
Кажущаяся монотонность может сопровождаться действительной, являясь как бы ее зеркалом в рассудке пловца. Монотонность может возникать при присутствии двух условий: выполнение задания не дет того«умственного простора» , привлекая к себе внимания и в то же время не давая причины для размышлений. Известно, что работа без понимания результатов быстро может вызвать скуку. Такое же действие вызывает работа при чрезмерно отдаленной надежде при достижении определенной цели. Монотонность работы приводит к двум состояниям. Одно из них скоординировано с торможением в области психики пловца и носит название монотонии. Другое проявляется в повышении возбуждения в эмоционально-мотивационной области, в раздражительности пловца и носит название психическое пресыщения.
Состояние монотонии. Монотония символизирует собой иное состояние, которое судиться по определенным меркам.
Субъективные переживания. Здесь может имется целая система призноков:упадок интереса, ранняя усталость, ослабление внимания, недовольство. Эти переживания связаны с последовательно - выстроенной динамикой : изначально возникает безразличное настроение и упадок интереса к работе, потом скука, перерастающая в чувство усталости, и как результат – сонливость. Эти эмоции приводят к ослаблению внимания и пересмотру временных интервалов.
Объективные переживания. При приближении такого состояния как монотония, вырисовывается нелегкая ситуация психофизиологических изменений в организме. Индексы, относящиеся к состоянию уровня регуляции, начинают постепенно ухудшаться. Благодаря этому пловец начинает чаще проявлять чувствительность к дифференцированным сигналам. В условиях ухудшения непростых функций, выявляется повышение работоспособности при выполнении легких заданий: сокращается время зрительно-двигательной реакции, происходит увеличение мышечной силы и темпа. Все это доказывает, что в обстановке торможения эмоционально - мотивационная область возбуждения двигательной системы увеличивается. В этом случае, хочется заметить, что происходит изменение вегетативных показателей, а именно: ЧСС, АД, энергозатраты начинают снижаться. Изменения происходит даже с голосом, он становится глухим, ну а речь очень вялой.
Границы борьбы с монотонией. Они должны быть разнообразными и разнохарактерными. Конструктивными мерами являются - интересное и уникальное оформление учебно-тренировочного цикла при помощи следующих средств : разделения занятия на временные отрезки с поддержанием определенных пауз, усиление мотивации по причине объяснения цели . Можно даже использовать сочетание простых элементов в более сложные; увеличение темпа гребка; смена воды на сушу, использование «активного отдыха». Применение раздражителей органов чувств дает тоже положительный результат. В их числе: подводная музыка, музыкальный плеер, также можно использовать определенное количество пар очков со стеклами разного цвета и применять их время от времени на тренировках.
Состояние психического пресыщения.
Монотонная работа в тренировочном процессе обуславливает и к другому состоянию –это психическое пресыщение. Это альтернатива состоянию монотонии. Здесь пловцы чувствуют возбужденность и раздражительность от тренировочного процесса работы и даже испытывают отвращение. По-иному изменяется и физиологические показатели: время сложной реакции становиться короче, в сложной же ситуации пловец реагирует намного быстрей. Вегетативные показатели меняются так же, как и при монотонии. Это состояние появляется сразу же за монотонией, если работа не прекращается долгое время. Чаще всего это присуще для пловцов-спринтеров, т.е. имеющих взрывную классификацию, а именно: бессильную нервную систему, большую подвижность возбуждения и преимущество в области эмоционально-мотивационном.
Выводы:
Чтобы избегать состояния монотонии, а также состояния психического пресыщения, на мой взгляд, необходимо:
1. Делать как можно разнообразнее тренировочный процесс.
2. Вводить в каждодневные тренировки увлекательное и содержательное оформление самого процесса
3. Не забывать об «активном отдыхе»
4. Стараться давать свободу мыслей, а может и свободу действий своих учеников (если это не вредит и не ухудшает процесс тренировок).
5. Переключать внимания на другие объекты.
6. Использование дробления тренировочного процесса по частям, с помощью небольших пауз.
Рекомендуем посмотреть:
Актуальность учета критериев биологического возраста в младшем школьном возрасте (этап НП-1)
Нормативная модель гребкового движения в спортивном плавании
Оптимизация управления подготовкой ватерполисток
Планирование работы групп детей 7-9 лет НП в спортивном плавании