Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по воспитанию самостоятельной речи (пересказ) для детей подготовительной группы. Зима

Конспект занятия по воспитанию самостоятельной речи (пересказ).
Тема занятия: Пересказ рассказа «Зима».
Автор: Еремина Анастасия Николаевна, педагог дошкольного образования, воспитатель ГБДОУ д/с №14 г. Санкт-Петербург.

Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, логопедов, дефектологов и воспитателей.

Е.И.Тихеева писала: "Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочнению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение".

Развитие речи ребенка дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Зачастую ребенок 4-5 лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой, с совершенно новым содержанием, Т.е. смысловые связи между фразами в его речи либо слабо выражены, или совсем отсутствуют.
Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу.
Пересказ - это творческое воспроизведение литературного образца.
Особенность пересказа заключается в том, что в повествовании не только точно передается замысел, но и сюжет, но и сохраняется стиль произведения.


Логопедические цели:
Неречевые цели:
-Развитие воображения, активности;
-Выразительности и координации движений, произвольного внимания;

Речевые цели:
-Учить детей передавать содержание рассказа последовательно, связно, с соблюдением просодических компонентов речи: паузации, интонирования, мягкой голосопадачи.
Ход занятия.
Организационный момент.

Приветствие.

Работа по развитию диафрагмального дыхания.
Восстановление дыхания. Упражнение «Дышим животиками»
Логопед. Сейчас мы с вами выполним упражнение «Дышим животами». Вдох глубокий носом, выдох ртом. «Пустой живот - полный живот».
(дыхание контролируется руками, расположенными на животе, спина прямая)

Упражнение «Воздушный шар».



Логопед. Следующее упражнение «Воздушный шар». Вдох - надуваем воздушный шар, выдох - лопнул воздушный шар, воздух из него выходит - Ф - Ф - Ф.

Работа по снятию мышечного напряжения.
Логопед.
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать!
Есть у нас игра такая - очень легкая, простая:
Замедляется движение, исчезает напряжение
И становится понятно: расслабление приятно!

(правая нога вперед, руки поднять вверх, пальцы растопырить в напряжении)

Логопед. А теперь, представим себя оленями:

Рвется ветер нам навстречу,
Он сбивает нас с пути,
Не дает никак пройти.
Ветер стих, расправил плечи.
И становится понятно:
Расслабление приятно!

(Действия сопровождаются стихотворением «Мы - олени»)

Формула правильной речи.
Логопед. А теперь давайте вспомним формулу правильной речи.
Дети и логопед. Наша речь плавная и слитная, мы говорим спокойно и неторопливо.

Введение в тему занятия. Упражнение «Узнай по запаху».[/i]

Логопед. А теперь закройте глазки. Сделайте глубокий вдох через нос, не поднимая плеч. Какой запах вы почувствовали?

(Логопед подносит к лицам детей контейнер со снегом и льдом, просит сделать глубокий вдох. Дети рассказывают о своих ощущениях).

Логопед. Правильно ребята – это снег и лед, ощущение холода.
Логопед. В какое время года мы с вами можем наблюдать снег и лед?
Дети. Зимой.
Логопед. Молодцы! Сегодня на занятии, мы с вами будем учится пересказывать рассказ по зиме.

Работа по закреплению вопросно-ответной формы.

(Логопед берет в руки указку и привлекает внимание детей к репродукции картины И.Шишкина «Зима»)

Логопед. Я вам буду задавать вопросы, а вы должны на них отвечать. Старайтесь использовать в своих ответах слова, отвечающие на вопрос «Какой?». Какое время года наступило?
1-й ребенок. Наступила зима.
Логопед. Что лежит на земле и на деревьях?
2-й ребенок. Снег.
Логопед. Правильно! На земле и на деревьях лежит снег. Какие деревья зимой?
3-й ребенок. Деревья темные, голые, без листочков.
Логопед. Какое небо?
4-й ребенок. Небо ясное и высокое.
Логопед. А как вы думаете, какой воздух?
5-й ребенок. Воздух морозный и чистый.
Логопед. Слышится ли что-то в лесу?
Дети. Нет, в лесу тишина.
Логопед. Молодцы! Вы очень хорошо отвечали на мои вопросы.

Динамическая пауза. Упражнения на снятие мышечного напряжения.

Упражнение «Бревнышки – веревочки».
Логопед. Поднять руки в стороны, слегка наклонившись вперед. Напрячь мышцы рук, сжав пальцы в кулаки, как «бревнышки». Уронить расслабленные руки. Обратить внимание, как они пассивно покачиваются сами по себе, словно «веревочки».

Упражнение «Сосулька».

Логопед. Из положения, сидя на корточках медленно подниматься вверх, представив, что «сосулька растет», поднять руки вверх и, привстав на носочках, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело -сосулька выросла. Солнышко пригрело, и сосулька начала таять.
(После команды логопеда: «солнышко пригрело, и сосулька начала таять», дети медленно опускают руки, расслабляя все тело, опускаются и ложатся, полностью расслабившись. «Сосулька растаяла и превратилась в лужу»).

Чтение логопедом рассказа «Зима».
(Логопед читает рассказ «Зима» сказку в замедленном темпе)
Пересказ рассказа «Зима» по вопросам логопеда.

План рассказа:
-Что изображено на картине?
-Какое время года наступило?
-Что лежит на земле и на деревьях?
-Какие деревья зимой?
-Какое небо?
-Какой воздух?
-Слышится ли что-то в лесу?

Работа по координации речи с движением. Упражнение «Медведь»

(Логопед приглашает детей пройти на ковер и выполнить знакомое им упражнение «Медведь»)

Как на горке – снег, снег
(Дети стоят лицом в круг, в центре лежит «медведь». Дети медленно поднимают руки вверх, вслед за логопедом повторяют слова)
И под горкой - снег, снег
(Медленно приседают, опускают руки)
И на елке – снег, снег
(Вновь встают и поднимают руки)
И под елкой – снег, снег
(Приседают и опускают руки)
А под снегом спить медведь
Тише, тише… не шуметь!
(На цыпочках бегут по кругу, держа руки на поясе)

Итог занятия. Организация окончания занятия
Логопед. Хорошо в лесу зимой,
Но пора нам всем домой.


Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной группы Конспект комплексного занятия на тему: Осень в подготовительной группе детского сада
Участник №243 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Конспект занятия по воспитанию самостоятельной речи (пересказ) в подготовительной группе. Тема: «Транспорт». | Игры с песком на прогулке в средней группе
Опубликовано: 3570 дней назад (15 марта 2015)
Просмотров: 3636
0
Голосов: 0
Татьяна Васильевна Довгань # 18 марта 2015 в 10:21 0
Хорошее занятие для детей подготовительной группы.
Альбина Васильевна Максимова # 21 марта 2015 в 10:40 0
Отличный практический материал для дошкольников в группах ОНР.