Тема: «Детское экспериментирование»
Вид: Семинар – практикум для родителей
Цель: Познакомить родителей с детским экспериментированием
Задачи:
1. Побуждать родителей использовать экспериментирование в повседневной жизни.
2. Укреплять сотрудничество между родителями и детьми.
3. Укреплять сотрудничество между родителями и педагогом.
4. Формировать положительные эмоции.
Предварительная работа: изготовление буклетов, подбор информации, подбор опытов, приготовление оборудования.
Оборудование: магнитофон, мольберт, влажные салфетки, жидкое мыло, тарелочки, ватные палочки, молоко, пищевые красители, перекись водорода, дрожжи, вода, клеенки, сода, пена для бритья, контейнеры, пластиковые стаканчики, ложки.
Ход семинара:
На мольберте надпись: То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
I. Лекция «Детское экспериментирование»
Ребенок – прирожденный исследователь.
Важно вовлекать ребенка в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное – дети проделывают их сами.
Иногда случается так, что взрослый просто показывает тот или иной опыт, а дети следят. Конечно так проще, но ребенку необходимо проделать все самому.
Это очень важный воспитательный момент.
Исследовательская работа помогает ребенку логически мыслить, обобщать, делать выводы.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как метод экспериментирования прочно занимает свое место в дошкольном образовании. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с окружающей средой и другими объектами.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности, стимулировать развитие речи.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на:
• эмоциональную сферу ребенка,
• на развитие творческих способностей,
• на формирование трудовых навыков.
Дети очень любят экспериментировать - это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира.
Жизнь ребенка в детском саду организована таким образом, что один вид деятельности сменяет другой:
• зарядка,
• завтрак,
• занятия,
• прогулка,
• игры и т.д. Все по режиму.
Экспериментирование же проходит практически через все виды деятельности.
На зарядке ребенок экспериментирует со своим телом, выполняя упражнения.
На занятиях, например, на рисовании, знакомится со свойствами материалов (растворяемость красок и т.д.)
На приемах пищи задействуются вкусовые рецепторы, малыш познает вкус приготовленных блюд.
Кроме этого существует еще и такой вид деятельности в детском саду, как работа в экспериментальном уголке.
В своем развитии на протяжении дошкольного детства, ребенок проходит целый этап эволюционного развития человеческого общества, накапливает огромный багаж практических знаний.
В домашних условиях легко превратить экспериментирование в игру. Существует целый перечень домашних игр – экспериментов:
Игры-эксперименты в ванной – это игры с водой и мыльными пузырями, «Тонет – не тонет» и т.п.
Игры-эксперименты в комнате: «Из чего сделано?», «Устройство пылесоса», «Как увидеть электричество?» (с расческой, с воздушным шаром, наэлектризованная одежда), «Почему завял цветок?», «Как вырастить зеленый лук?» и т.д.
Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат. Здесь можно использовать любые подручные или бросовые материалы:
• губки,
• одноразовую посуду,
• соломинки,
• трубочки для коктейлей,
• пластиковые бутылки и др.
Ведь в умелых руках даже обычная пластиковая бутылка может превратиться в фильтр, в который можно наливать воду или насыпать песок, а обычный пакет для мусора может стать ловушкой для воздуха, ну а если его разрезать на ленточки и прикрепить с помощью скотча к палочке, то можно будет увидеть направление ветра на прогулке или сделать ветер самим.
žЭксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
II. Практическая часть «Показ опытов»
1. «Радуга в молоке»
Оборудование: тарелки, молоко, ватные палочки, пищевые красители, жидкое мыло.
2. «Пена для слона»
Оборудование: глубокий контейнер, теплая вода, дрожжи, перекись водорода, жидкое мыло, ложки, пластиковые стаканчики.
3. «Искусственный снег»
Оборудование: глубокая тарелка, пена для бритья, сода, пищевой краситель, лимонная кислота, влажные салфетки.
Педагог предлагает родителям сделать своими руками искусственный снег. После того, как ребенок наиграется со снегом, можно добавить в него пищевой краситель и полить лимонной кислотой - появляется пена.
III. Заключительная часть
Подведение итогов семинара, педагог раздает буклеты «Нескучные эксперименты дома».
Воспитатель: - Станьте для ребенка волшебником. Экспериментируйте вместе с детьми!!!
Рекомендуем посмотреть:
Занятие по исследовательской деятельности в старшей группе в детском саду
Конспект занятия с экспериментами для детей старшего дошкольного возраста
Конспект исследовательского занятия в детском саду. Старшая группа. Исследование свойств воды
Элементарные опыты и эксперименты с водой в детском саду