Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формы и методы взаимодействия с родителями в ДОУ по ФГОС

Методические рекомендации педагогам "Формы и методы взаимодействия с родителями в рамках новой философии"
Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками.

Главная цель педагогов МБДОУ "Кирбинский д/с "Ручеек" – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
• развитие интересов и потребностей ребенка;
• распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
• поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
• выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
• понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
• воспитание уважения к детству и родительству;
• взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
• повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
• оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
• использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:
• изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
• открытость детского сада семье;
• ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями наша организация соблюдает основные принципы:
• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
• диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить отношения прежде всего на доверительности.
1. Психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателей. Воспитатели, в свою очередь, не должны торопиться с оценками в его развитии, не использовать выражения типа «ваш Саша», «ваш ребенок», подчеркивая отстраненность от проблем воспитания.
2. Педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями, например: «Галина Алексеевна, Митя придумал сегодня интересную игру, подойди, расскажи маме, во что мы играли».
3. Информация должна быть динамичной. Минимум раз в неделю необходимо обновлять материал на стенде для родителей. При оформлении стенда следует использовать не только рисунки и надписи «от руки», но плакаты и фотографии. Не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрешек, игрушек. Соотношение текста и иллюстраций в папках-передвижках должно быть примерно 2:6 (2 части текст, 6- иллюстрации), они должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию.
Следует также создать резерв для обмена информации между группами. Каждый день должны быть представлены материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок, темы, которую разбирали на занятии, текста песенки, которую выучили и т.д. Следует иметь рубрику «Наши родители советуют», в которой родители могли бы обратиться с каким-нибудь предложением к другим родителям, поделиться опытом, информацией, советом (возможно, кулинарным рецептом).
4. Родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок. При этом он не обязаны ставить в известность воспитателя о своем посещении.
5. Линия взаимодействия педагогов и родителей не остается неизменной. Родители и педагоги должны иметь возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания.
6. Дифференцированный подход (взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания). Например, детское упрямство, застенчивость, капризы, беспокойный сон.
7. Лини взаимодействия на семью через ребенка. Если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна содержательна, ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.
При выборе форм работы с родителями рекомендуется учитывать следующее.
Тип семьи:
Многопоколенная (наличие в одном доме нескольких поколений родственников); Неклеарная (проживание под одной крышей родителей и детей без старшего поколения): Неполная (мать и дети, отец и дети, бабушка и внуки, тетя и племянница и др):
Полная (наличие обоих родителей):
Псевдосемья (полная семья с одним или двумя детьми, но с постоянным отсутствием родителей и детей в стенах дома в связи с их пребыванием в ДОУ, школе, на работе).
Сущностные характеристики:
Проблемная семья характеризуется такими параметрами, как низкая самооценка ее членов; общение непрямое, спутанное, неопределенное; стили общения: обвиняющий, заискивающий, просчитывающий, отстраненный; правила семьи: скрытые, устаревшие, жесткие; запреты не обсуждаются;
Зрелая семья: высокая самооценка; общение прямое, ясное, определенное, способствующее росту; стиль общения: уравновешенный; правила семьи: открытые, современные, гуманные; полная свобода любых обсуждений;
Традиционная или современная (функции традиционной и современной семьи см.выше.)
Образ жизни совокупность способов и форм жизнедеятельности, присущих той или иной личности, группе, обществу. Образ жизни семьи может быть открытым, закрытым, мобильным, активным и.т.д.
При этом необходимо учитывать:
- кому принадлежит доминирующая роль в семье (мать или отец, бабушка со стороны матери, дедушка со стороны отца и т.д.); здесь необходимо обратить внимание на этническую принадлежность семьи;
- характер и стиль семейных отношений (некоторые характеристики стиля семейных отношений представлены в предыдущем разделе).
По нашему мнению, учет перечисленных особенностей необходим для полноценной реализации новой философии работы с родителями.
При организации взаимодействия с семьями целесообразно использовать следующие фазы планирования:
- педагоги должны четко осознавать цель взаимодействия и в ходе работы придерживаться только ее. Она может быть различна: привлечь внимание родителей к бедственному положению ДОУ, показать родителям эффективность педагогической работы коллектива ДОУ и т.д. Нарушение педагогом данного положения ведет к результату, обратному ожидаемому;
- каждый работник ДОУ должен четко представлять, какую персональную пользу он получит от этой работы, поскольку при личной заинтересованности в конечном результате деятельность человека целиком и полностью направлена только на достижение данного результата;
- обязательно учитывать при планировании работы государственный, межрайонный уровень, долгосрочные инвестиции, предполагающие эффект через несколько лет.
Классификация типов родительских отношений и стилей воспитания
К числу реальных исследований, посвященных психологическим типам семей, относится работа Э.Арутюнянц. По ее мнению, существует три варианта семьи: традиционная (патриархальная), детоцентрическая и супружеская (демократическая).
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они неинициативны, негибки в общении, действуют исходя из представления о должном.
В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации ребенка при поступлении в дошкольное учреждение и школу.
Супружеская (демократическая) семья своей целью видит взаимодействие - «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом воспитания в такой семье является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитии активности, самостоятельности, доброжелательности, уверенности в себе и эмоциональная устойчивость. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям в среде, построенной по «вертикальному» принципу.
Распределение семей в данной классификации требует индивидуального подхода к воспитанию ребенка в целом и взаимодействию с семьей. Мы рассмотрим еще несколько, на наш взгляд, существенных классификаций, чтобы понять все разнообразие семейных отношений и необходимость их учета при проведении работы ДОУ с родителями.
Из множества существующих типологий отношений «мать - ребенок» приведем вариант, предложенный С.Броди.
- поддерживающее, разрешающее поведение. Матери этого типа не стремятся привить ребенку какие - либо бытовые навыки, а ждут, пока он дозреет сам. При этом стиле воспитания у ребенка формируется чувство уверенности;
- приспособление к потребностям ребенка. Мать проявляет напряженность в общении с ребенком, страдает отсутствием непосредственности, чаще доминирует, а не уступает ему;
- чувство долга и отсутствие интереса к ребенку. При таком типе отношений нет теплоты и эмоциональной спонтанности. Часто матери осуществляют жесткий контроль, особенно за навыками опрятности;
- непоследовательное поведение. Матери ведут себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, совершают частые ошибки и плохо его понимают. Такой стиль формирует в ребенке чувство неуверенности.
Главным в анализе детско-родительских отношений является представление о роли. Принятие той или иной роли родителями по отношению к детям определяет стиль воспитания.
По мнению В.И.Гарбузова, который отмечает решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особенностей три типа « неправильного воспитания».
По типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) - неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестоким контролем, с императивным навязыванием ему единственно «верного» поведения. Тип воспитания «А» может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством.
По типу Б (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, особенно в школе, в ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности.
По типу В (эгоцентрическое) - культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда в ущерб другим и членам семьи.
А.Я.Варга по характеру отношения к детям выделяет четыре типа мам.
Спокойная уравновешенная мама - настоящий эталон материнства. Она всегда все знает о ребенке. Чутко реагирует на его проблемы, вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра.
Тревожная мама - вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу его благополучию. Тревожность и мнительность матери создают тяжелую семейную атмосферу, которая лишает покоя всех членов семьи.
Тоскливая мама - вечно всем недовольна. Ее беспокойство и нервозность вызывают думы о ребенке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью. Вывод ясен: ребенку с такой мамой не повезло.
Уверенная и властная мама - твердо знает, что хочет от ребенка. Жизнь ребенка спланирована ею до его рождения, и от воплощения запланированного мама не отходит ни на йоту. «Создавая» ребенка по идеальной модели, мама подавляет его, стирает его неповторимость, гасит стремление к самостоятельности, тем паче - к инициативе.
Достаточно интересна классификация пап, представленная А.И.Баркан.
«Папа-мама» - это по-матерински заботливый отец, он берет на себя все функции мамы: и искупает, и накормит, и книжку почитает. Но не всегда ему удается делать это с должным терпением (как это бывает у мам). Пресс настроения папы давит на ребенка: когда все хорошо, папа заботлив, добр, отзывчив, а если что-то не ладится, бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым.
«Мама-папа» - главную заботу видит в том, чтобы получше угодить чаду. Как мать и как отец, он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив, нежен, без перепадов настроения. Ребенку все разрешается, все прощается, и он иногда «удобно устраивается» на папиной голове, превращаясь в маленького деспота.
«Карабас-Барабас» - Папа - злой, жестокий, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». Он нервозен и непоследователен. В семье царит страх, а в душе ребенка поселяется тревога. Наказание за содеянное -излюбленный метод такого папы. И вполне возможен вариант, что у ребенка рано или поздно закипит и прорвется наружу чувство ненависти. Так Карабас создает для себя Везувий, который не любит «молчать».
«Крепкий орешек» - непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить участь ребенка, когда он прав.
«Попрыгунья-стрекоза» - папа, живущий в семье, но не чувствующий себя отцом. Его идеал жизни - свободная холостяцкая жизнь без ответственности за судьбы близких людей. Семья для него - тяжелая ноша, ребенок - обуза, предмет заботы жены (что хотела - то и получила). При первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу.
«Добрый молодец», «рубаха-парень» - папа, на первый взгляд, и как брат, и как друг. С ним интересно, легко, весело. Любому бросится на помощь, но при этом забудет о собственной семье. Ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменять.
«Ни рыба ни мясо», «под каблуком» - это не настоящий папа, потому что не имеет своего голоса в семье, во всем вторит маме, даже если она не права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы помочь.
Существует попытка описать воспитание в семье через те роли, которые выполняет ребенок. Роль определяется как некий набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми членами семьи. Детские роли четко выявляются в семьях, где родительские позиции утрачивают гибкость и адекватность.
К наиболее «типичным» относятся следующие роли:
«Козел отпущения». Эта детская роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей переходят на ребенка. Он как бы отводит на себя эмоции родителей, которые те готовы выплеснуть друг на друга.
«Любимчик». Она возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке и любовью к нему.
«Беби». В этой роли ребенок отдален от родителей, он «вечное дитя», от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу.
«Примиритель». Ребенок в такой роли рано включается в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.
Приведенные описания хорошо иллюстрируют тот факт, что на детей влияют не только преднамеренные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.
В связи с этим интересна работа американского психоаналитика, социолога и историка Ллойда Демоза, директора института психоистории. Он создал концепцию стилей воспитания и форм взаимодействия между родителями и детьми, связывая их с исторически периодами человечества.
Л.Д.Столяренко выделяет следующие типы «неправильного» воспитания.
Безнадзорность, бесконтрольность - дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влиянием уличных компаний.
Гиперопека - дети вырастают нерешительными, боязливыми, неуверенными. Другой вариант гиперопеки - воспитание по типу «кумира семьи».
Воспитание по типу Золушки» способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.
«Жестокое воспитание»-ребенок растет в постоянном страхе, что способствует формированию жестокости, озлобленности, приспособленчеству.
Классификация отношений, разработанная Э.Г.Эйдемиллером и В.В.Юстицкисом, включает шесть основных типов семейного воспитания.
1. Потворствующая гиперпротекция - ребенок в центре внимания семьи, и семья стремится к максимальному удовлетворению его потребностей.
2. Доминирующая гиперпротекция - ребенок в центре внимания родителей, которые мешают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты.
3. Жестокое обращение складывается из большого количества требований и запретов, предъявляемых к ребенку с пониженным вниманием к нему родителей.
4. Эмоциональное отвержение - в крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки».
5. Повышенная моральная ответственность образуется сочетанием высоких моральных требований к ребенку с пониженным вниманием к нему родителей.
6. Безнадзорность - ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его.
Следующая классификация берет за основу педагогическую состоятельность родителей и выделяет три типа семьи.
Педагогически несостоятельные семьи, имеющие малосодержательный, непоследовательный характер семейного общения, относительно низкий общий и нравственно-моральный уровень, обычно малокомпетентны в вопросах воспитания, но у них есть желание получить знания в этой области.
Педагогически пассивные семьи пассивны в прямом воспитательном воздействии на детей в силу ряда объективных причин. Однако нравственный микроклимат семьи, стиль отношений и характер общения остаются активно воздействующим на детей фактором.
Семьи антипедагогического типа. Если в предыдущих типах семей проявляются лишь некоторые элементы антипедагогической направленности в общении, то семьи третьего типа чаще всего - «закрытая система», скрывающая под маской мнимого благополучия свою антипедагогическую сущность. Эти семьи также характеризует предвзятое отношение к педагогическим советам и рекомендациям, зачастую их полное отрицание и неприятие.
Американские психологи супруги О,Нилл в своей книге «Открытый брак» анализируют два типа семей: «замкнутый брак» (традиционная семья) и «открытый брак» (современная семья).
Традиционная и современная семьи имеют принципиальные отличия в построении, существующих ценностях и взглядах на воспитание детей. Следовательно, они требуют различных подходов при организации работы с ними. Представленные выше классификации рассматривают огромное количество семей и отношений внутри них. Поскольку каждая семья имеет массу индивидуальных особенностей и по разному реагирует на вмешательство извне, педагогам следует подбирать разные подходы к взаимодействию с разными типами семей.
Удачи вам в работе с родителями!

Рекомендуем посмотреть:

Педагогический совет в детском саду на тему: Художественно - эстетическое развитие дошкольников Из опыта работы старшего воспитателя. Родительское собрание в ДОУ Самообразование педагога ДОУ по ФГОС Преемственность в образовании ДОУ и начальной школы по ФГОС
Самообразование педагога ДОУ по ФГОС | Использование пазлов и мозаики на индивидуальных логопедических занятий с детьми
Опубликовано: 2778 дней назад (18 апреля 2017)
Просмотров: 6842
+3
Голосов: 3
Мария Анатольевна Блинова # 18 апреля 2017 в 12:36 0
Ценный информационный блок для начинающих коллег и опытных педагогов.Мы услышали,то что хотел до нас донести автор.Голос.