Использование пазлов и мозаики на индивидуальных логопедических занятий с детьми
План-конспект мастер-класса. Метод использования мозаик и пазлов на индивидуальных логопедических занятиях с детьми с нарушениями звукопроизношения
Педагог - мастер: Чикунова Анастасия Валерьевна Актуальность
Дошкольное детство – период, когда активно развиваются все стороны личности ребенка, но наиболее интенсивно идут речевое и познавательное развитие.
Не у всех детей процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда отмечаются различные отклонения в речи дошкольников.
Нарушения речи разнообразны, они имеют различное выражение и зависят от причины и структуры дефекта, но наиболее часто речь детей дошкольного возраста в период её формирования может отличаться недостатками звукопроизношения.
Тенденцией последних лет является резко возросшая распространенность речевых нарушений у дошкольников, до 90 % детей в той или иной мере нуждаются в логопедической помощи.
Актуальность и социальная значимость проблемы коррекции звукопроизношения чрезвычайно высоки. Ведь нарушения звукопроизношения нередко мешают полному раскрытию личности, формированию нормальных взаимоотношений с окружающей социальной средой, часто препятствуют выбору профессии, полноценному выполнению профессиональных обязанностей.
Недоразвитие фонематического восприятия и нарушения звукопроизношения приводят к тому, что ребенок испытывает затруднения в процессе овладения грамотой, письмом и чтением и, как следствие, программой начального обучения в целом. Кроме того, речевой дефект, каким бы он ни был по степени выраженности, никогда не существует сам по себе (Л.С. Выготский). Поскольку речь представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то отклонения в ее развитии могут являться признаком изменения состояния центральной нервной системы. В этом случае вовлеченными в патологический процесс оказываются и многие другие стороны личности ребенка: мышление, внимание, память, а также моторика, эмоционально-волевая сфера и пр.
Традиционно дети с нарушениями звукопроизношения в одинаковой мере проходят цикл последовательных логопедических занятий, главной целью которых является выработка навыков правильно звучащей речи.
Недостатком работы является то, что, вне зависимости от этапа коррекции, в методиках занятий практически не изменяется ни речевая ситуация, ни условия проведения занятий. Коррекционная работа происходит в основном в рамках логопедического кабинета, а положительная динамика достигается за счет нарастания сложности речевых упражнений.
Однако, повторение речевого материала не вызывает у детей интереса. Подобный подход к занятиям часто ведет к механическому их проведению. Между тем, зависимость качества произношения автоматизируемых звуков от окружающей обстановки общеизвестна и, следовательно, должна учитываться в коррекционной работе. Вместе с тем эффективность работы во многом зависит от положительного фона занятия, интереса детей к заданиям. Для повышения заинтересованности дошкольников логопеды используют игры. Но чаще всего это игры речевые, в лучшем случае подкрепленные картинным материалом.
Определенным минусом такого построения занятий является то, что часто вне сферы работы остаются индивидуальные особенности ребенка, возможное недоразвитие познавательных процессов, отставание в формировании мелкой моторики, нарушения эмоционально-волевой сферы и пр. Это в свою очередь может повлечь нежелательные последствия. Если мелкая моторика и когнитивные процессы не будет достаточно развиты, то при обучении ребенка в школе могут возникнуть трудности. Кроме того, ребенок должен посещать занятия с логопедом с желанием. В противном случае мы нанесем вред его психическом здоровью, выработаем нежелание учиться чему-либо.
В задачи работы логопеда входит комплексная коррекция не только речевых нарушений, но и других отклонений в развитии психических процессов ребенка. Следовательно, необходимо так выстроить свою работу, чтобы учесть возможные последствия недостаточно полной коррекционной деятельности и оказать ребенку полноценную, комплексную помощь.
Таким образом, вопросы оптимизации логопедической работы у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения приобретают особую актуальность.
Как известно, игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин и др.). Необходимость проведения коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Кроме того, игра создает ситуации, в которых условия усвоения правильных навыков речи более разнообразны и потому более эффективны. Однако в публикациях остаются недостаточно раскрытыми возможности и целесообразность использования сопряженных предметно-практических действий (в частности с мозаиками и пазлами) в работе с детьми с нарушениями звукопроизношения.
В целях оптимизации процесса коррекции речевых и сопутствующих неречевых дефектов и расширения границ положительного воздействия, была предпринята попытка разработать и апробировать вариативную технологию проведения индивидуальных логопедических занятий с дошкольниками. В качестве средства, оптимизирующего логопедическую работу, были выбраны такие дидактические игры, как мозаики и пазлы. Мозаики являются одними из самых доступных игрушек, развивающих моторику пальцев, логику, образное мышление, восприятие и даже волю. Плоскостные мозаики, известные под заимствованным названием пазлы, сравнительно недавно получили широкое применение в работе с дошкольниками.
Собирать пазлы очень полезно, особенно активным детям. Рассказом или игрой удержать их на месте практически невозможно. Сборка же картинки их увлекает, и они не могут оторваться от этого занятия, пока желанная картинка не сложится. К тому же эта игра неагрессивна. Но, как правило, логопедам редко удается полноценно использовать в работе пазлы и мозаики, как из-за недостаточного оснащения логопедических кабинетов, также и по причине нехватки на занятиях времени на эти дидактические игры.
Следует вспомнить, что в логопедии традиционно практикуется метод сопряженных движений. Суть метода в том, что процесс автоматизации звуков сочетается с отстукиванием мячом или выполнением танцевальных движений.
Расширяя возможности вышеуказанного метода, мы предлагаем выполнение мелко-моторных операций с мозаиками и пазлами не как самостоятельный вид деятельности на занятии, а непосредственно в процессе коррекции речевого дефекта, во время автоматизации звуков речи.
В целом схема коррекционной работы остается неизменной и включает в себя сначала произношение слогов с правильным звуком, затем – произношение слов, а после – отработку речевых навыков на более сложном материале.
Специфика работы состоит в следующем: логопед убеждается, что ребенок уже приобрел определенные навыки правильной речи, и предлагает ему продолжать проговаривать речевой материал и одновременно собирать картинку-пазл или мозаику. После этапа сопряженно-отраженного проговаривания следует усложнение речевых задач, например, ответы на вопросы, параллельно, во время игры. Затем ещё более сложные действия, например, пересказы и пр. Сложность игрового материала также постепенно повышается в зависимости от этапа коррекционного процесса и индивидуальных возможностей детей. Данный способ использования пазлов и мозаик на занятиях создавает благоприятные условия для работы с детьми и дает следующие положительные результаты:
1) Быстрее налаживается контакт ребенка с логопедом, более легко проходит адаптационный период, исчезают напряжение и страх. А ведь известно, что без доверия между ребенком и педагогом невозможна полноценная продуктивная работа;
2) Мозаики и пазлы служат необходимым «мостиком» для переноса новых навыков речи из особых условий (место занятий) в обычные условия. Дети учатся правильно говорить в различных для их деятельности речевых ситуациях;
3) Предлагаемые игры положительно влияют на развитие высших психических процессов. А так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные образования, то каждое упражнение, адресованное какому-либо определённому познавательному процессу, одновременно влияет и на другие;
4) Совершенствуется мелкая моторика кистей рук и сенсорные представления;
5) У обучающихся значительно возрастает интерес к занятиям. На занятиях нет места монотонности и скуке, наблюдается повышение работоспособности дошкольников, устойчивости к утомлению. Вместе с тем, тренировка и закрепление навыков правильной речи проводится в более сложных, но и более интересных для детей условиях. Эмоциональный подъем, характерный для детей в играх, и развитие положительной мотивации к логопедическим занятиям также способствуют закреплению новых речевых навыков, скорейшему усвоению образца правильного звукопроизношения и расширению речевых возможностей каждого ребенка.
Отслеживание результатов с помощью сопоставления темпов коррекции при использовании данной схемы проведения занятий и традиционной показывает, что в случае исправления изолированного не осложненного фонетического дефекта, срок его коррекции сокращается.
В зависимости от задач, стоящих перед логопедом, мозаики и пазлы могут быть использованы на логопедических занятиях. Это помогает переключить ребёнка с одного вида деятельности на другой, дать ему возможность отдохнуть и в то же время закрепить в непринуждённой обстановке те новые навыки речи, которые воспитываются у него на занятиях.
Очень важно, что, помимо работы над звукопроизношением, осуществляется воздействие на общее развитие дошкольников. Т.е. происходит более комплексная коррекция нарушений индивидуального развития.
Т.о. использование комплексной методики, представляющей собой сочетание традиционных по структуре и содержанию логопедических занятий с привлечением сопряженных предметно-практических действий с мозаиками и пазлами, расширяет границы положительного воздействия на детей, способствует полноценному развитию личности ребенка, позволяет получить более высокие результаты и шире охватить проблему коррекционной деятельности дошкольного логопеда в ходе совершенствования логопедического процесса
Цель мастер - класса: создание информационного пространства для обновления научно-методического уровня компетентности педагогов о процессе коррекции и развития речи дошкольников на основе инновационного метода использования мозаик и пазлов на индивидуальных логопедических занятиях с детьми с нарушением звукопроизношения. оборудование: мультимедиа, логопедическая кукла, крупная напольная мозайка, шаблоны для арт - терапии "Мозартика", пазлы "Попугай", бабочки. 1. вводная часть
Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу познакомить Вас вот с таким вот человечком, у которого гипертрофированны руки, огромные губы и язык. На самом деле этот чудак - это мы с вами в истинном свете головного мозга. Именно так мог бы выглядеть человек, если бы размер его частей тела соответствовал тому на сколько большие зоны мозга отвечают за работу этих отделов.
Далее просмотр видео ролика (слайд 2)
Итак, без опосредованной поддержки речевой функции в виде двигательной стимуляции не достичь оптимального эффекта коррекционно-развивающей работы. Именно это подвигло меня к применению инновационного метода по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР.
Позже вы сами скажете что же это, а пока назовем их система "Умные помощники". (слайд 3).
Данная система состоит из 4-х компонентов, которые делают ее логичной, завершенной, эффективной и обоснованной.
Целевой компонент - отражает те ориентиры, к которым мы стремимся. Они полностью согласуются с ориентирами определенными в стандарте дошкольного образования.
В основу теоретического компонента, положены труды великих ученых, педагогов, психологов, физиологов.
Организационный компонент - раскрывает особенности реализации системы в образовательном пространстве детского сада и семьи и наконец в содержательный компонент представлен несколькими элементами, с некоторыми из них я вас сегодня познакомлю. (слайд 4) 2. Основная часть
Уважаемые взрослые! Любите ли вы сказки так, как их любят ваши дети? Давайте сочиним свою сказку?
Сегодня я пришла не одна. Сегодня я пришла к вам с человеком. Но я пока не знаю ни как его зовут, ни сколько ему лет, ни чем он любит заниматься, и даже мальчик он или девочка.
(слайд 5-7)
Пока мы его собираем - скажите как зовут? сколько ему лет? где он живет? что он любит делать больше всего на свете? чего не любит делать? какая его любимая игра? какое любимое блюдо? - спасибо сценаристам.
Что у нас получилось - строители? Доброе утро,... Приятно познакомиться!
Удивительная история произошла с нашим .... как-то раз. Ранним летним утром ...вместе с мамой шел он в детский сад и увидел прекрасный сад. А какой он был? Что там росло?
Помогут нам в этом садовники. Причем у нас будет два сада. (слайд 8-11)
Полюбовался.. на весенний сад и встретил на дереве своего старого знакомого попугая Кешу. Каждый день - утром и вечером встречаются они с Кешей у этого сада. И "Привет!" - воскликнул.... "Привет! Привет!" - поздоровался Кеша. .. догадался, что Кеша чем-то расстроен. Подтвердил его догадку попугай, оказывается он потерял все свои перья. "Не расстраивайся" - воскликнул ... У меня как раз есть такие вот перья, но ведь для того, чтобы они держались нужно волшебство. Коллеги! Не переживайте за Кешу, чисто случайно среди нас есть самый настоящий волшебник. Приглашаю вас маэстро. Совершите свое магическое волшебство, прикрепите перышки к нашему попугаю.
(слайд 12-15)
Благодарим вас маэстро. Попугай очень обрадовался своим новым перышкам и захотел отблагодарить...Ведь он был очень вежливым попугаем. "Чем я могу порадовать тебя?" "Хочу весну, потому что скоро наступит осень и мне снова пройдется сидеть в доме и любоваться природой из окна" ответил тот. Но изменить ход времен года я, конечно, не могу, я же не магистр магии. Но все же маленькое волшебство должно произойти. Если добрые и веселые педагоги, как мы с вами, возьмут в свои золотые ручки бабочек, то посмотрите какой прекрасный весенний сад получится....
Давайте придумаем название для нашей сказки? Кто попробует? Каждый может выбрать название, то которое ему понравится больше всего. 3. Заключительное слово
Коллеги, в начале нашей встречи я говорила вам о умных помощниках. Скажите, что же за умные помощники нам сегодня помогали? Самые главные наши помощники! Давайте покажем их! Давайте поблагодарим их! Давайте подарим им замечательный кинезиологический танец "Лязгинка".
Прекрасно! Спасибо вам большое!
Презентация на тему: Метод использование мозаик и пазлов на индивидуальных логопедических занятиях с детьми с нарушениями звукопроизношения