Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Опыт работы учителя-логопеда ДОУ. Метод наглядного моделирования для развития речи дошкольников

Использование метода наглядного моделирования как средства познавательно-речевого развития дошкольников
Процесс познания окружающего мира непрост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления окружающего мира невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании обобщенное представление об объекте или целом явлении окружающего.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ. Большую помощь в этом оказывает моделирование и модели.
По мнению Л.А.Венгера, «Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности».

Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними, знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи. (слайд 3)
Успешно помогают в этом наглядные модели, обозначающие явления и объекты. Для активизации умственной работы детей, можно подбирать и использовать различные виды моделей, придерживаясь ряда требований к ним: - аналогичность модели предмету познания в знакомых ребёнку признаках;
- доступность для познания;
- расчленённость элементов объекта;
- обобщённость.

Действия с моделями нужно осуществлять в следующей последовательности:
- замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);
- использование готовых моделей (начиная со средней группы);
- построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (со старшей группы).
Работа педагога направлена на овладение детьми следующими видами модельных представлений:
- конкретными (отображающие структуру данного объекта);
- обобщёнными (обобщающими структуру класса объектов);
- условно – символическими (передающими не наглядные отношения).

Приемы моделирования в познавательно-речевом развитии дошкольников.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Использование моделирования в работе с дошкольниками предполагает соблюдение определенных требований:
• Модель вводится в обиход дошкольников при условии сформированности представлений о свойствах и признаках объекта;
• Модель должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка;
• Модель должна быть доступна детям в повседневной жизни;
• Модель должна быть лаконичной, и характеризовать только основные качества предмета или явления;
• Одновременно можно использовать модели только одного вида.
В действии с натуральными объектами детям нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполнению деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта.
Демонстрация моделей помогает более успешно осуществлять обобщение и систематизацию знаний детей об окружающем мире и природе. С помощью моделей и схем дети легче и быстрее запоминают название и усваивают строение изучаемых объектов.
Использование моделей успешно помогает детям обогащать опыт познания окружающего мира, побуждает желание больше узнать о нем. Метод моделирования можно с успехом применять во всех видах деятельности детей, например, в работе по экологическому воспитанию:

2. Ознакомление с животными.
Рассматривая рыб, (чешуя, плавники, туловище), рядом с объектом наблюдения можно использовать модели.
Так же проводится работа при ознакомлении детей с животными. Модели должны быть доступны для деятельности каждого ребенка, поэтому их необходимо выставлять в уголке природы.

Использование моделей при беседах о временах года.
Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные схемы, а для детей старшего возраста желательно рисовать схемы в одном цвете. Можно составлять схемы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
Модельные схемы применяются при заучивании стихотворений о природе. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Можно в своей работе широко использовать коллажи и мнемотаблицы. С их помощью у ребенка формируются представления об окружающем, расширяется словарный запас; развивается связная речь, зрительная память и логическое мышление. Основное назначение коллажа – объединить все объекты, изображенные на нем, в единый сюжет, интересный и познавательный для ребенка. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, геометрические фигуры, цифры и т.д. Но все они связаны между собой, объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту связь как раз и предстоит маленькому исследователю.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. ( слайд 11 ) при использовании мнемотаблиц развивается самостоятельность мышления и познавательная активность ребенка. Использование коллажей и мнемотаблиц будет более эффективным, если работу с ними построить в следующей последовательности: на первом этапе детям предлагается внимательно рассмотреть коллаж или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены именно эти картинки, модели, буквы, цифры и т.д. Далее дать детям сжатую информацию по содержанию данного коллажа или мнемотаблицы. На втором этапе идет обсуждение: задать детям дополнительные вопросы и задания. На третьем этаперебенок с помощью коллажа или мнемотаблицы самостоятельно составляет описательный рассказ.
Мнемотаблица «Деревья»
Цель: сформировать у детей обобщенные представления о деревьях, развивать связную речь.
Таким образом, применение метода наглядного моделирования при ознакомлении с окружающим и природой оказывают положительное влияние:
- на повышение уровня развития любознательности; развитие мышления (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, делать определенные умозаключения и выводы);
- на личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности);
- на знания детей о предметах и явлениях окружающего мира и мира природы;
- на речевое развитие (обогащение словарного запаса детей, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь; уменьшение количества грамматических и лексических ошибок, улучшение параметров связной речи, ведь одно из правил развития речи гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики»).
Презентация на тему: Использование метода наглядного моделирования, как средства познавательно-речевого развития дошкольников

Рекомендуем посмотреть:

Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ по ФГОС Гидрогимнастика в логопедии Обучение детей с ТНР звуковому анализу в процессе использования звуковых кубиков и различных приемов Взаимодействие логопеда и воспитателя в ДОУ по ФГОС
Конспект ООД в средней группе для детей с ОНР (3 уровень) | Конспект индивидуальной ОД. Звук Ш
Опубликовано: 1637 дней назад (29 апреля 2017)
Просмотров: 1395
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!