Гидрогимнастика, как нетрадиционная форма проведения пальчиковой гимнастики.
Автор: Куриленко Татьяна Алексеевна, учитель-логопед МДОУ д/с «Земляничка»р.п. Посевная, Черепановского района, Новосибирской области.
Описание материала: Прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резиново¬го мячика, одну или двух бусинок, массажёров, малень¬ких фигурок, палочек, карандашей и т. д.
Назначение: материал будет интересен логопедам, воспитателям.
Цель: совершенствование мелкой моторики рук - посредствам нетрадиционных логопедических технологий.
Задачи:
- Совершенствование зрительного восприятия,
- развитие зрительно-моторной координации,
- формирование плавности и точности движений,
- подготовка руки к письму,
- развитие мелкой моторики и воображения,
- развитие связной речи ребёнка.
На протяжении нескольких лет использую в работе нетрадиционные логопедические технологии для организации пальчиковой гимнастики с массажем для детей, имеющих нарушения речи. Что способствует формированию и развитию моторных умений и навыков, определяющих корректировку речи и устранение дефекта, а в конечном счете обеспечит возможность успешного школьного обучения.
В работе по развитию мелкой моторики пальцев рук, использую гидрогимнастику в подготовительной группе. Для проведения занятий с водой потребовалось специальное оборудование: емкости для воды, салфетки, термометр. Система выполнения упражнений в воде предполагает регулярное их выполнение в утренний отрезок времени в течение 10-15 минут 3 раза в неделю. Желательно в группе , и с подгруппой детей -проводить может как логопед так и воспитатель.
Проводиться самомассаж с некоторыми усложнениями в движениях и действиях с предметами помогает образовывать связь между тонкими движениями пальцев рук и речевой зоной.
Массаж в воде с предметами:
1. С каучуковым мячиком:
• прокатывание мячика между ладонями рук;
• прокатывание мячика между пальцами рук;
• прокатывание мячика по тыльной стороне правой руки левой ладонью и наоборот;
• прокатывание мячика между указательными пальцами левой и правой рук, средними, безымянными и мизинцами.
2. С четырехгранной палочкой, обмотанной проволокой:
• прокатывание палочки от основания ладони к подушечкам пальцев;
• прокатывание палочки по ладоням;
• прокатывание палочки по пальцам;
• прокатывание палочки поочередно между указательными пальцами, средними и т.д.
3. С бусинками, косточками, камешками:
• Прокатывание двух бусинок между ладонями круговыми движениями;
• Прокатывание двух бусинок между ладонью правой и тыльной стороной левой руки и наоборот;
• Прокатывание бусинок в тазике с водой поочередно каждым пальцем одновременно левой и правой рукой;
• Перекладывание бусинок двумя пальцами обеих рук с одного тазика в другой.
Для этого используется разнообразное оборудование:
- для прокатывания: 4-х гранные палочки, пластмассовые, деревянные и рельефные бигуди;
- бигуди с шипами, палочки с разной поверхностью;
- для круговых вращений используем: разное количество бусинок, грецкие орехи, косточки, камушки, т.е. предметы с твердой поверхностью.
Для того чтобы дети различали мышечные ощущения, стала использовать предметы с мягкой поверхностью: ткань, губки, поролоновые и резиновые мячики, ластики.
Ко всем составленным комплексам были подобраны стихотворения. Они способствуют развитию координации и произвольной моторики. Проговаривание стихотворений с действиями дает большой эффект: включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы. Кроме того, с помощью стихотворения вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память, дикция, интонационная выразительность речи.
Ко всем лексическим темам подобраны стихотворения.
Например, тема «Домашние животные»:
БАРАШКИ
(каучуковые мячи )
Захотели утром рано
катать мячи по дну вперед - назад
Пободаться два барана.
сжать мячи в кулачок
Выставив рога свои,
соединить кулачки
Бой затеяли они.
покрутить кулачками
Долго так они бодались,
разжать кулачки
Друг за друга все цеплялись.
зажав мяч между большим и
Но к обеду, вдруг устав,
указательным покатать между
Разошлись, рога подняв.
пальцами правой затем левой руки.
тема «Осень»
“ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ”
(косточки от сливы можно использовать бобы игра повторяется 2 раза правой, а затем левой рукой)
Раз, два, три, четыре, пять,
по дну разбросаны 5 косточек -шагать по ним пальцами
Будем листья собирать.
собирать косточки в кучу
Листья берёзы, листья рябины,
раскладывать косточки из кучи в
Листья тополя, листья осины,
разные стороны - круговыми движениями, Листики дуба мы соберём. для выполнения левой рукой.
Также использую в запоминании буквы - чертим пройденную букву на ладошке проговаривая стих (стихи авторские)
Буква «У»
(косточка, бусинка, палочка, образец буквы если дети затрудняются )
Косточку сейчас возьму
Букву «У» я напишу.
Мы сейчас ребята вспомним ,
«У» куда у нас, посмотрит:? - «Влево»!
Длинную палочку - сверху короткую.
«У » получилась у нас отменная.
Звук поется значит, ГЛАСНЫЙ,
Цвет у буквы будет красный!
Буква «М»
(косточка, бусинка, палочка, образец буквы если дети затрудняются )
Бусинка нам помоги
Букву «М» нам напиши.
«М» ребята смотрит -«прямо».
Молодцы! Она упряма.
Палочки и палочка,
Между ними галочка.
Вместе дружно помычим: «М-М-М»
Можно петь? Конечно нет! -
Звук СОГЛАСНЫЙ, синий цвет.
Регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний, способствуют здоровьеформирующим процессам в организме ребенка, так как вода обладает большой теплопроводностью и тепло-емкостью. Уже давно доказано: чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем тоньше, дифференцированнее работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь и мышление. Вследствие развития мелкой моторики пальцев рук, эффективнее проходит работа по постановке и автоматизации звуков, быстрее развивается речь. При обучении элементам письма дети делают лучше нажим, ведут более уверенные линии, ровнее «держат» строчку, сохраняют наклон, рисуют.
Рекомендуем посмотреть:
Пальчиковый игротренинг для детей 5-7 лет
Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ по ФГОС
Обучение детей с ТНР звуковому анализу в процессе использования звуковых кубиков и различных приемов
Взаимодействие логопеда и воспитателя в ДОУ по ФГОС
Похожие статьи:
Пальчиковые игры для детей
Зачем нужны пальчиковые игры
Развитие мелкой моторики у детей
Конспект родительского всеобуча по теме: Развитие мелкой моторики рук
Как определить ребёнок левша или правша?