Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе
«Речь – это прежде всего,
мышечные ощущения,
которые идут от речевых органов
в кору головного мозга».
И.П. Павлов Актуальность:
Хорошо развитая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. (Левина Р.Е.). Восприятие, память, внимание, воображение, мышление формируется с прямым участием речи (Выготский Л.С., Лурия А.Р и др.). Современный ребенок в дошкольном возрасте должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; правильно произносить все звуки, воспроизводить слова со сложной слоговой структурой. В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих речевые нарушения. Перед нашей образовательной организацией также остро встала проблема увеличения детей дошкольного возраста с ОНР. Характеристика состава выпускников МБДОУ "Кирбинский д/с "Ручеек"
Ученым и педагогам известно, что недостаточно развитая речь у ребенка влечет за собой несформированность мелкой моторики. И наоборот, от уровня развития мелкой моторики зависит уровень развития речи. У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. (данная связь была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков А.В. Антакова-Фомина, М.И. Кольцова, Е.И. Есенина).
В последнее время возрос всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми. Одной из таких применяемых технологий в нашей работе является японская методика пальцевого массажа и самомассажа (Йосиро Цуцуми) (массаж пальцев, массаж ладоневых поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «Марблс», массаж грецкими орехами, массаж шестигранными карандашами, четками).
Следовательно, актуальность применения данной технологии в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:
- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование японской технологии массажа и самомассажа (Йосиро Цуцуми) вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во-вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Цель: коррекция речевых нарушений и активизация речи, развитие мелкой моторики и иммунитета с помощью применения японского пальчикового массажа и самомассажа (Йосиро Цуцуми) Задачи:
1. Развивать речевые зоны коры головного мозга через воздействие на биологически активные точки на ладонях, используя нетрадиционный материал (массаж пальцев, массаж ладоневых поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «Марблс», массаж грецкими орехами, массаж шестигранными карандашами, четками)
2. Формировать умение подражать действиям взрослого
3. Развивать способность переключать внимание Существует несколько приемов японской методики массажа и самомассажа (Йосиро Цуцуми)
1. Массаж пальцев
2. Массаж ладоневых поверхностей нетрадиционным материалом:
- каменными, металлическими или стеклянными разноцветным шариками "Марблс";
- грецкими орехами;
-шестигранными карандашами;
-четками. Пути реализации японской методики массажа и самомассажа "Йосиро Цуцуми"
- работа с педагогами по знакомству с данной методикой, приемами работы по ее использованию;
- работа с детьми (организация деятельности в процессе НОД, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни);
- работа с родителями (практикум по использованию данной методики, открытая НОД);
создание развивающей среды (приобретение камней "Марблс" разных видов; составление картотек игр, упражнений, художественного слова). Для реализации задач используем следующие направления и формы работы:
-развитие фонематического слуха и восприятия;
-коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
-совершенствование лексико-грамматических категорий;
-совершенствование навыков пространственной ориентации.
-упражнения для развития общей и мелкой моторики.
Основные этапы и сроки реализации
Для осуществления форм работы был составлен перспективный тематический план, в который включены темы, игры, упражнения с использованием элементов японской системы пальцевого массажа и самомассажа "Йосиро Цуцуми"
Срок реализации методической разработки: 1 год в логопедической (разновозрастной: старшая, подготовительная) группе для детей с ОНР. Работа по использованию данной технологии осуществляется в следующей последовательности:
I этап. Знакомство детей с японской методикой пальцевого массажа и самомассажа, правилами его использования.
II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
III этап. Самостоятельное использование нетрадиционного оборудования (камни "Марблс", грецкие орехи, шестигранные карандаши, четки) в соответствии с потребностями и желаниями. Механизмы реализации
1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками
2. Массаж ладоневых поверхностей нетрадиционным материалом:
- каменными, металлическими или стеклянными разноцветным шариками "Марблс"
Их нужно:
- вертеть в руках
- щелкать по ним пальцами
- «стрелять»
- направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания
- грецкими орехами;
- катать два ореха между ладонями
- один орех прокатывать между пальцами
- удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук
-шестигранными карандашами
- пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами
- удерживать в определенном положении в правой и левой руке
-четками
Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.
Массаж и самомассаж рекомендуется проводить: 2-3 раза в день на занятиях, физминутках, прогулках до 5минут (малышам), от 3-5 упр., между которыми проводить расслабление мышц.
Каждое упр. выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой руки.
Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук.
Выполняя движения, нужно проговаривать действия, показ давать на себе или ребёнке.
Подобранные упражнения могут комплексно влиять на развитие речи и интеллектуальные способности детей.
Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка возникал конкретный образ. Начинать следует с прогревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными. Польза массажа и самомассажа несомненна и неоднократно доказана. На практике можно:
- проводить не только индивидуально, но и на занятиях с подгруппой детей одновременно;
- использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях семьи и дошкольного учреждения;
- использовать без специального медицинского образования;
Использование приёмов самомассажа при коррекции речевых нарушений в игровой форме, помогает в работе логопеда, вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, подготавливает речевой аппарат малышей и развивает речь. А пальчиковые игры и упражнения с использованием нетрадиционного материала, не только оказывают благотворное влияние на весь организм, повышают иммунитет, но также помогают решать и коррекционные задачи:
• оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры, что благоприятно отражается на развитии речи детей,
• развивается произвольное поведение, внимание, память речь и другие познавательные процессы
• развивается мелкая моторика рук, что способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений.
• осуществляется благотворное влияние на весь организм
Сухомлинский В.А. говорил, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев», таким образом применение данной японской технологии пальцевого массажа и самомассажа является одним из эффективных приемов развития речи детей, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Презентация на тему: Применение японской методики пальцевого массажа и самомассажа в речевом развитии детей дошкольного возраста с ОНР