Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока музыки для 4 класса на тему «Музыкальные инструменты»

«Конспект урока музыки для 4 класса на тему «Музыкальные инструменты»
Диц Андрей Георгиевич, учитель музыки, МБОУ «Николаевская СОШ», с. Николаевка, ННР, Алтайский край.
Тема урока: Музыка моего народа. «Русские народные инструменты. Гитара».
Цели:
- Знакомство с музыкальными традициями и инструментами русского народа.
- Выделять сходства, различия и особенности инструмента.
Задачи:
- Закрепить понятие композиторская и русская народная песня.
- Познакомить с русским народным инструментом – гитарой.
- Продолжить развивать навыки и умения восприятия музыки, умения размышлять.
- Побуждать к самостоятельным поисковым действиям.
- Совершенствовать вокальные навыки.
- Накапливать музыкальные впечатления:
- о связи музыки с природой через песни «Походная» и « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
- о связи с жизнью через «Частушки».
- Воспитывать через музыку чувства любви, дружбы, доброты, патриотизма, юмора и др.
Оборудование: Компьютер, экран, доска, гитара, электрогитары, усилитель с колонками, баян, балалайка, музыкальный центр, таблицы, карточки, ксерокопии фотографий различных гитар, ширма.
Подготовительная работа: - Подготовить детей с сообщениями к уроку. - Подготовить таблицы с этапами урока. - Сделать ксерокопии с фотографий различных гитар. - Подготовить аккомпаниаторов для исполнения частушек. - Сочинить с детьми частушки.
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент.
2. « Угадай название инструмента».
3. Определение темы урока.
4. Закрепление понятия композиторская и РНП.
5. Шкала настроения.
6. I- «История инструмента».
7. II- « Что может гитара».
8. Распевка.
9. Исполнение песни «Походная» Р. Бойко.
10. Слушание игры на классической гитаре. (Фрагмент).
11. Физминутка.
12. III – «Какие бывают гитары».
13. Исполнение частушек.
14. Демонстрация электрогитар.
15. Исполнение песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». О. Митяева.
16. Подведение итогов.
17. Шкала настроения.
18. Домашнее задание и оценивание деятельности учащихся.
Ход урока
1.Оргмомент
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.
Ребята, урок у нас сегодня необычный и если вы будете внимательно слушать и активно работать, то он получится очень увлекательным и интересным.
2.Актуализация знаний
Учитель: А сейчас послушайте и ответьте, какой инструмент звучит?
( За ширмой звучит гитара. После ответа, показать гитару и повесить на ширму).
Дети:Гитара.
Учитель: Конечно, звук гитары, не спутаешь ни с каким другим инструментом.
-Ребята, а у кого дома есть гитара?
-А у кого кто-нибудь дома играет на гитаре?
-Скажите, ребята, а как называют того человека, который играет на гитаре?
-А кто сочиняет музыку, песни и для гитары тоже?
Дети:Ответы
(ответ записать на доске).
СОЧИНЯЕТ МЕЛОДИИ И ПЕСНИ:КОМПОЗИТОР, НАРОД.

Учитель: Ну, вот, мы с вами знаем, кто играет на гитаре, кто сочиняет музыку для гитары.
-А сейчас, ребята, подумайте о том, о чём мы говорили, что вы видите в классе и может быть, вы скажете, чем мы будем заниматься, о чём говорить на уроке.
Дети:Предположительные ответы.
(после ответов открыть надпись на доске).
«ПОГОВОРИМ О ГИТАРЕ»
Учитель:Ребята, а что бы вы хотели узнать о гитаре, о чём мы можем поговорить?
Дети:Предположительные ответы.
(после ответов, обобщив их, открыть на доске основные этапы урока.)
I. История инструмента.
II. [bЧто может гитара.[/b]
III. Какие бывают гитары.
Учитель:Ну, вот мы и определили о чём будем сейчас говорить, но в начале я попрошу вас взять ксерокопии снимка гитары, взять цветные карандаши и раскрасить половинку гитары в тот цвет, который соответствует сейчас вашему настроению.
(Дети выполняют задание)
3. Работа по теме урока
Учитель: Вот теперь мы можем начать наш разговор о гитаре.
I.«ИСТОРИЯ ИНСТРУМЕНТА».
Учитель: Гитара самый массовый и распространённый инструмент. Людей, играющих на ней гораздо больше, чем играющих на каких либо других инструментах. Гитара распространилась по всем континентам, включая Антарктиду. Гитара побывала даже в космосе. Космонавты взяли её на космический корабль, чтобы в короткие минуты отдыха наслаждаться игрой на любимом инструменте.
-А когда же появилась гитара?
Сообщение ученика:
1 ученик: « Происхождение гитары теряется во тьме веков. Считают, что она появилась ещё в античные времена и получила своё название от древнегреческого инструмента кифары. К XIII веку, она становится хорошо известна в Испании. Гитара видоизменялась, постепенно вытесняла более простые струнные инструменты и постепенно распространилась по странам Европы.
Учитель: Спасибо Юля. Ребята, интересная история происхождения гитары?
Дети: Ответы.
Учитель: Вот мы и ответили на 1 вопрос.
- А вот зачем придумали гитару, что она может? Это мы узнаем, ответив на 2 вопрос.
II.«ЧТО МОЖЕТ ГИТАРА»?
Учитель: Гитара, ребята, очень разносторонний инструмент. Она может аккомпанировать, вести музыкальное сопровождение песни, на ней можно играть классические произведения, она может играть в ансамбле с другими инструментами.
Учитель: Мы обратимся пока к аккомпанементу. Музыкальное сопровождение туристических или студенческих песен, в большинстве
случаев требует от гитариста лишь первоначальное умение игры на гитаре. Это очень простое сопровождение песен.
Давайте и мы попробуем спеть песню под аккомпанемент гитары, так ли это просто. Но прежде, мы должны сделать распевку, чтобы наши голоса чисто и звонко звучали.
РАСПЕВКА
Учитель: Мы с вами исполним «Походную» песню. Вступлением к песне послужат четыре аккорда. Если вы будете внимательны, я думаю, вы вовремя вступите.

Исполнение песни «Походная» муз. Р. Бойко.

Учитель: Скажите, вам понравился такой аккомпанемент?
-А сложно было исполнять песню под гитару?
Дети: Ответы
Учитель: Но гитара может не только вести такой несложный аккомпанемент песен, но и вести музыкальное сопровождение старинных романсов или играть сложные классические произведения. Тут уж гитаристу нужно очень мастерски владеть инструментом.
Давайте мы прослушаем фрагмент исполнения классического произведения.

Слушание музыкального фрагмента.

Учитель: Вам понравилось произведение?
-Как вы думаете это очень сложное произведение?
Дети: Ответы
Учитель:Я думаю, что такое исполнение требует от музыканта больших творческих и физических стараний.
Учитель: Ребята, я вижу, вы уже немного устали. Давайте проведём с вами физкультминутку, но проведём её не обычно, а под аккомпанемент гитары. Получится ли у нас озвучить простые движения. Мы исполним разминку «Хомка - хомячок», но под аккомпанемент гитары.

Исполнение физминутки под гитару

4. Продолжение работы по теме
Учитель: Ну, как, получилось у нас озвучить разминку?
- А так интереснее она прошла или нет?
Дети: Ответы
Учитель: Видите, ребята, и это может гитара. Простая гитара - всего несколько струн.
- Кстати, а сколько струн у гитары?
Дети: Ответы
III.«КАКИЕ БЫВАЮТ ГИТАРЫ».
Учитель: В процессе становления инструмента у гитары было разное количество струн. Были гитары и четырёхструнные и шестиструнные и даже двенадцатиструнные. По количеству струн некоторые гитары и получили своё название. Посмотрите на картинки гитар, которые лежат у вас на партах.
Шестиструнная - это ребята та гитара, под аккомпанемент которой мы уже пели, о которой говорили. Ее еще называют «КЛАССИЧЕСКАЯ».
Семиструнка - А вот на русской гитаре было 7 струн. Послушайте рассказ о русской семиструнной гитаре и виртуозах игры на ней.
Сообщения учащихся:
2 ученик: «Русская семиструнная гитара появилась в России в XVIII веке. К сожалению, сейчас неизвестно кто создал ее, кто решился первым добавить седьмую струну и изменить строй гитары. Зато хорошо известны имена тех, кто очень хорошо играл на ней, кто учил других играть на ней и много сделал, чтобы гитара стала хорошо известным инструментом. (Рассказы сопровождаются показом портретов) ИГНАЦ ГЕЛЬД - чех по происхождению, он приехал в Россию двадцатилетним юношей, вступил в русскую армию, стал офицером.
Получив в детстве прекрасное музыкальное образование, он впоследствии стал преподавать игру на гитаре и фортепиано. Он составил первый самоучитель игры на семиструнной гитаре.
3 ученик: АНДРЕИ ОСИПОВИЧ СИХРА - тоже чех по происхождению, он был чуть моложе Игнаца Гельда. В начале ХIХ века он приехал в Россию и, будучи сам гитаристом, стал давать уроки игры на гитаре. Он был крупнейшим издателем нот для семиструнной гитары.
4 ученик: МИХАИЛ ТИМОФЕЕВИЧ ВЫСОТСКИЙ - он был сыном крепостного крестьянина и не имел музыкального образования. Но он научился прекрасно играть на семиструнной гитаре, за что его назвали «ГЕНИАЛЬНЫМ САМОРОДКОМ». Вариации Высотского на русские народные песни до сих пор остаются лучшими и интересными.
Учитель: Да, семиструнка очень прославилась рядом с русским романсом и русской песней. Гитара очень гармонично звучит с другими РНИ, например с балалайкой, баяном, и др...
-Давайте мы с вами послушаем гитару в ансамбле с этими инструментами, которые будут аккомпанировать для ребят, которые сами сочинили частушки к этому уроку и сейчас их исполнят.
Исполнение частушек (аккомпанируют гитара и балалайки ансамбля РНИ)
Учитель: Вот что еще может гитара - играть с другими инструментами в ансамбле.
Электрогитара. ( Показать инструмент)
Учитель: Ну, а кто знает, как называется этот инструмент?
-Где вы его уже видели, слышали?
Дети: Ответы
Учитель: Когда на гитару поставили звукосниматель (прибор передачи и усиления звука), то получили новый инструмент-электрогитару. Электрогитары имеют разное предназначение, возможности.

Показ игры на соло, ритм, бас гитарах

Учитель: А сейчас, ребята, которые присутствуют у нас, покажут, как играют на этих инструментах в ансамбле. Они будут аккомпанировать нам песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», а мы ее исполним. Внимательно слушайте вступление, и я думаю, мы ее вовремя начнем и успешно исполним.

Исполнение песни «Как здорово…» автор О. Митяев

Учитель: Понравилось вам исполнение под такой аккомпанемент?
- Были ли какие – нибудь трудности при исполнении песни?
Дети: Ответы
Учитель: Ну, вот мы и раскрыли все, что наметили узнать о гитаре, завершая тем самым разговор о ней. А теперь подведем итоги урока.
5. Итоги урока:
Учитель: Что мы узнали о гитаре?
- Когда и где она появилась?
- Что она может?
- Сколько у нее струн?
- Какие гитары вы сегодня видели?
Дети: Ответы
Рефлексия.
Учитель: А сейчас, я прошу, возьмите в руки карандаши и раскрасьте вторую половинку ваших гитар в тот цвет, который соответствует сейчас вашему настроению.
(Дети раскрашивают гитары)
Учитель: Ребята, а давайте оживим ваши гитары, как они будут у вас звучать, может радостно, задорно, а у кого – то может грустно. Пусть каждый из вас дома сочинит коротенький напев, как бы голос ваших гитар. Это будет ваше домашнее задание. А на следующем уроке мы послушаем, как вы оживили свои гитары. Я думаю, у вас получится.
Оценивание деятельности учащихся.
Учитель: Итак, ребята, гитара это самый массовый и распространенный инструмент, на котором многие играют и многие хотели бы научиться играть. - И еще, что я хотел бы вам сказать сегодня. Многие инструменты своей игрой нарушают тишину, а гитара ее создает. Видимо поэтому так много желающих научиться играть на ней для себя, родных, друзей. - И если кто - нибудь из вас после этого урока заинтересуется гитарой, приходите к нам в кружок игры на гитаре, мы с удовольствием вас научим.
Учитель: А сейчас, до свиданья, до следующего урока


Используемая материалы:
Автор: С. Газарин
Название: «Разговор о гитаре»
Издательство: «Детская литература»/1987/
Автор: Гродзенская Н.
Название: Слушание музыки в начальной школе - III—IV классы. Музыкальная хрестоматия
Издательство: МУЗЫКА.
Поисковая система Яндекс;
Поисковая система Googlе;

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока музыки в 4 классе Конспект урока музыки, 4 класс. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Конспект урок музыки для 4 класса. Танцы Примерная образовательная учебная программа по предмету по выбору: изучение духовых и шумовых народн
Участник №117 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 августа 2016 года
Праздник Весны и птиц в старшей группе. Сценарий
Опубликовано: 3014 дня назад (4 августа 2016)
Просмотров: 10927
+2
Голосов: 2
Ольга Валерьевна Прохорова # 5 августа 2016 в 21:46 0
Здравствуйте, Андрей Георгиевич! Поздравляю вас с замечательной публикацией об инструменте ГИТАРА. Всё понравилось, очень интересные исторические сведения, но было бы более наглядно, если бы вы вставили фотоматериалы. Желаю дальнейших творческих успехов. +голос!
Оксана Сергеевна Ларина # 8 августа 2016 в 23:32 0
Здравствуйте, Андрей Георгиевич!Ваш урок имеет исследовательский характер, в нем почти на каждом этапе присутствует поисковая деятельность учащихся. Урок насыщен различными заданиями, интересный материал и прием рефлексии.Спасибо!