День туризма. План занятия
Данный урок можно проводить во время учебного года, например, на неделе перед знаменательной датой «Всемирным днем туризма» как на свежем воздухе (территория школа, лагеря), так и в случае непогоды – в спортивном зале.
Также чтобы урок не затянулся и чтобы все учащиеся попробовали пройти испытание, класс желательно делить на группы 6-7 человек, в помощь учитель может привлечь классного руководителя, либо других учителей физкультуры.
Цель урока: формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
Задачи урока:
1) ознакомление учащихся с таким видом спорта, как спортивный туризм;
2) научить преодолевать различные препятствия;
3) способствовать воспитанию чувства товарищества и взаимопомощи;
4) развитие физических качеств учащихся
5) формирование представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.
Оснащение занятия: на уроке используются все конструкции, находящиеся на территории школы и спортивной площадке, рюкзаки, разрезанные пополам списанные баскетбольные мячи, веревку-канат, секундомер, свисток и т.д.
Используемые приемы, методы и элементы педагогических технологий.
На уроке используются следующие технологии:
- здоровьесберегающие технологии;
- коллективно-взаимное обучение;
- эколого-психологический подход.
Подготовительная часть урока.
В начале урока можно провести ряд различных обучающих упражнений:
1) обучение походному строю (перестраивание учащихся в зависимости от физической подготовленности и физического развития: слабых – впереди, сильных - замыкающими);
2) знакомство с правилами укладки рюкзака, подгонки наплечных ремней;
3) передвижение класса по территории школы походной колонной.
Разложенные рюкзаки на гимнастических скамейках и сообщение о том, что сегодня урок физической культуры посвящается наступающему празднику Дню туризма, который отмечается 27 сентября, и ребята пойдут в поход на 3-3,5км, где будут учиться преодолевать самые различные препятствия, во многом определяют успех урока, создают необходимый для предстоящей работы эмоциональный настрой.
Надевание рюкзаков (в каждом из них лежит портфель), выход на территорию школы и по периметру площадки проход три круга (1200-1300 м). Затем преодоление препятствия, не требующие длительного времени на подготовку. Закончившие преодоление препятствий собираются в указанном месте, юто будет привал. На привале учитель проводит туристическую викторину. Во время похода учитель рассказывает немного о туризме.
Человек издавна стремился познать окружающий его мир. Путешествовал по своей стране и странам мира. Издавна известны пешие походы. В настоящее время многие люди увлекаются туристскими походами. Они связаны с преодолением трудностей, способствуют воспитанию выносливости, смелости, ловкости и многих других волевых качеств.
В нашей стране распространены многие виды туризма: пешеходный, велосипедный, водный, горный, конный и др.
Турист должен иметь навык правильной ходьбы, уметь ориентироваться на местности, оказать товарищескую помощь, а если потребуется, оказать первую доврачебную медицинскую помощь; поставить палатку, развести костер, произвести мелкий ремонт снаряжения и т.п.
В туристском походе особенно внимательно надо следить за состоянием ног. Обувь должна быть разношенной, не новой, но и не очень свободной. Ни в сандалиях, ни в босоножках в поход отправляться нельзя. В походе удобны кеды и кроссовки, шерстяные носки, куртка или ветровка.
Гражданский долг туриста – предусматривать все меры по охране природы.
Бесспорно, на первом уроке всю программу выполнить не удается, зато на втором и третьем, помимо намеченного плана, успевают еще и поиграть.
Перед преодолением препятствий необходимо знакомство учащихся, как перейти болото, неглубокую яму, пенек, поваленное дерево, пробраться сквозь лесную чащу и т.д. В зависимости от физической подготовки и физического развития предлагаются разные варианты преодоления того или иного препятствия, после чего учащиеся один за другим приступают к заданию.
Основная часть урока.
Основная часть урока разделена на две части. Первая часть урока – это выполнение различных физических упражнений по спортивному туризму, вторая часть урока теоретическая, чтобы учащиеся немного отдохнули.
Задача учителя состоит в том, чтобы своевременно обеспечить помощью, подсказать вариант и способ преодоления препятствия и т.д. И это позволяет вовлечь в работу всех сильных и слабых учащихся. Такое взаимодействие создает наилучшие условия для физического воспитания учащихся на протяжении всего урока.
1. Болото. Учащиеся прыжками с «кочки» на «кочку» преодолевают «болото» (если занятие проводится на улице, то можно использовать камни, а если в спортивном зале, то половинки баскетбольных мячей).
2. Оказание помощи пострадавшему: «Перенос раненого». Участвуют 3 человека: «раненый» и два носильщика (носилки формируются из двух палок и маек рубашек). Раненого нужно пронести 30 метров. Ошибки раненый упал при движении, провалился в щель, раненого бросили на землю, когда принесли.
3. Маятник. Учащиеся в висе на канате (шесте) маятниковым способом преодолевают данное препятствие, приземляясь за определенной линией (для сильных за дальней, для слабых за первой), и отталкивают канат (шест) товарищу.
4. Бревно. (гимнастический козел или автопокрышка). Учащиеся сильной группы преодолевают препятствие прыжком ноги врозь, средней и слабой – перелезанием.
5. Лесные заросли. Как мы их создали? Очень просто. К забору на высоту 90см привязали 10 скакалок через 1м. Другие концы скакалок прикрепили к колышкам. Это препятствие ученики преодолевают нагнувшись.
6. Переправа по бревну через ручей. Участвует вся команда. Задача – переправиться по бревну (или камням) на противоположный берег. При решении этого этапа выделяют двух участников: обычно это капитан (он ведет команду) и замыкающий колонны. Капитан самостоятельно переправляется на противоположный берег, закрепляется на нем и протягивает руку следующему участнику. Замыкающий выбирает позицию и «передает» каждого участника капитану «из рук в руки». Замыкающий самостоятельно переправляется на противоположный берег.
7. Ошибки: участник самостоятельно переправился по бревну, минуя помощь капитана и замыкающего.
8. Небольшая лужа. Школьники прыгают в яму для прыжков в длину с разбега, перепрыгивая две резинки натянутые поперек, высота первой 30см, второй - 25см, коридор 50см.
После того как ученики выполнили испытание, (бывает что не все группы успевают, пока проходят до конца) то есть примерно за 7-8 минут до звонка, проводим туристическую викторину.
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА
1. Назовите несколько признаков предвидения погоды. Признаки ясной погоды, но облакам, дыму, ветру, температуре, туману на утренних и вечерних зорях; признаки дождя: по звездам (ночью), утренней заре, облакам, дыму, температуре, ветру — к вечеру. Признаки погоды по поведению пауков, по «цветам-барометрам».
2. Как ориентироваться по часам, местным предметам?
3. Назвать съедобные и ядовитые грибы и ягоды.
4. Как выбрать место для привала?
5. Как составить смету для похода?
6. Какие существуют правила движения по маршруту?
7. Как правильно вести дневник похода?
ВИКТОРИНА ПО ОРИЕНТИРОВАНИЮ
1. В любой солнечный день можно безошибочно определить направление «юг-север». В полдень солнце располагается над точкой юга. Как определить момент местного полдня?
2. В котором часу солнце находится на юге по нашим часам?
3. Солнце восходит приблизительно на востоке и заходит на западе. Когда оно бывает на востоке, юго-востоке, юге, юго-западе и западе?
4. Иногда мы называем одну из сторон какого-либо места северной, а противоположную — южной. Разделив нашу лесную поляну, назовите признаки северного и южного направления на ней.
5. Распространено мнение, что север легко определить по развитию ветвей, кроне и годовым кольцам на пнях. Можно ли определить, таким образом север в лесу?
6. Кора деревьев вокруг ствола деревьев неодинакова. С одной стороны, она грубее, с другой — эластичнее, глаже. Нет ли здесь связи со сторонами горизонта?
7. Вам, конечно, приходилось видеть камни, поросшие мхом и лишайником. Как по таким камням узнать направление на север?
8. Знаете ли вы, что растения могут служить «компасом»? Назовите растения, по которым можно определить северное направление?
9. Плоды различных растений и ягоды на открытой площадке созревают со всех сторон одинаково. Как в связи с этим по плодам и ягодам определить, где север?
10. Север часто определяют по Полярной звезде, которую находят по созвездию Большой Медведицы. По каким созвездиям, кроме Большой Медведицы, можно определить направление «север-юг»?
Ответы к викторине по ориентированию:
1. Самая короткая тень при солнце соответствует моменту местного полдня.
2. Около 13 часов. В 1930 году стрелки часов на основании декрета Правительства переведены в СССР на час вперед.
3. Около 7 часов бывает на востоке; около 10 часов — на юго-востоке; около 13 часов — на юге; около 16 часов на юго-западе; около 19 часов — на западе.
4. В первую половину лета на лесной поляне более высокая трава бывает с южной стороны отдельных стволов или высоких пней; во вторую половину лета трава со всех сторон ствола дерева одинакова; расположенная с южной стороны становится желтой быстрее, чем с северной.
5. Нет, не пригодны. В чаще леса деревья закрывают друг друга от солнца, поэтому у значительного большинства деревьев, находящихся в глубине леса, сучья очень редко вы¬тянуты в южном направлении. То же самое относится к увеличенным промежуткам между годовыми кольцами на пнях.
6. Да, есть. Ствол сосны обычно покрывается вторичной коркой, которая на северной стороне ствола образуется раньше, и, следовательно, она выше, чем на южной стороне, На березах кора светлее и эластичнее с южной стороны ствола.
7. Мох и лишайник обычно покрывают северную часть камней (валунов).
8. Цветы череды и подсолнечника в течение дня повора¬чиваются за солнцем и никогда не бывают обращены на се¬вер. Листья дикого салата («компасника») повернуты ребром к зениту, а плоскости листьев обращены на восток и запад.
9. На открытой лесной площадке ягоды и фрукты в пе¬риод созревания приобретают раньше окраску южной стороны. Значит, север будет с противоположной стороны.
10. Направление «север-юг» можно определить по таким созвездиям:
а) в декабре около полуночи Орион показывает почти точно на юг;
б) Близнецы располагаются над точкой юга в декабре около полуночи, Малый Пес — в январе;
в) созвездие Льва бывает над точкой юга в марте около полуночи;
г) в мае около полуночи над точкой юга располагается созвездие Волопаса;
д) созвездия Лебедя и Орла бывают на юге примерно в течение июля и августа около полуночи;
е) Пегас располагается над точкой юга в сентябре около полуночи.
«ВИКТОРИНА О КОСТРЕ»
1. Знаете ли вы, почему сухие дрова горят лучше, чем сырые?
2. Мы начинаем разжигать костер с помощью мелких щепок, хвороста, сухих веток ели, они лучше горят. Почему?
3. Знаете ли Вы, что такое пламя костра? Похоже ли оно на светящуюся нить электронной лампы?
4. Если тихая погода, то пламя и дым костра поднимаются вверх. Что тянет их от земли?
5. Вы, конечно, слышали, что костер потрескивает. А почему?
6. Не раз случается, что искра от костра прожигает одежду туриста. Но что представляют из себя искры костра? Не одинаковы ли они с искрами, которые проскакивают при разрывании электрических проводов?
7. Дым костра поднимается очень высоко над землей. Этой особенностью пользуются для подачи сигна¬лов бедствия. А что такое дым?
8. Над самым костром дым поднимается ровным столбом, но на некоторой высоте он начинает клубиться кудрявыми шапками. Что образует клубы?
9. В костре все время приходится подкладывать дрова
Заключительная часть.
Итак, до конца урока остается 1-2 мин. Дети немного устали. Это видно по их лицам, учащенному дыханию. Предлагается свободно пройтись, выполнить упражнения на дыхание, расслабиться. Подведение итога работы. Задаются несколько подготовительных упражнений на дом, объясняя, что они помогут им правильно преодолевать сложные для них препятствия.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия для юных туристов 6-8 классов
Конспект туристического занятия для детей 12-15 лет. Туристские узлы
Конспект занятия «Оказание первой медицинской помощи»
Конспект – занятия по туризму для школьников «Техника пешеходного туризма»