Конспект занятия «Туристские узлы»
Автор: Перевезенцева Галина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) г. Луховицы.
Описание материала: представляю вашему вниманию конспект занятия «Туристские узлы», которое направлено на приобретение навыков у ребят правильно вязать, туристские узлы. Данный материал будет полезен начинающим педагогам дополнительного образования, работающим в направлении туризма. Возраст детей 12-15 лет.
Предлагаю вашему вниманию список литературы, которой я пользуюсь при составлении конспектов – занятия по туризму. Может кому-то пригодится.
1.И.В. Балабанов «Узлы» - Москва, 1998
2.Ю.С. Константинов «Детско-юношеский туризм» Москва, 2008
3.Ю.С. Константинов «Теория и практика спортивно оздоровительного туризма » Москва, 2009
Цель: Формирование навыков применения туристских узлов в походных условиях и на соревнованиях.
Задачи:
- создать у воспитанников представление о страховке и самостраховке в походных условиях;
- научить вязать различные туристские узлы в зависимости от их назначения;
- создать условия для коллективной работы и совместного поиска решений;
- создать условия для развития интереса к изучению родного края.
Оборудование: карточки с узлами, репшнуры, веревки, страховочные системы.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Сегодня на занятии мы с вами повторим основные виды узлов, научимся применять некоторые из них для организации самостраховки при спусках и подъемах. Эти умения и знания, я уверена, необходимы каждому туристу, в туристских слетах и, конечно же, в туристских походах.
Повторение пройденного материала
Педагог: А начнем с повторения всего, что связанно с темой «Узлы».
Мы с вами уже говорили о том, что все узлы, применяемые в туризме можно распределить на 5 групп:
Вопрос: Ну, кто помнит, на какие группы делятся узлы?
Ответы ребят:
1 группа - Узлы, для связывания веревок одинакового диаметра.
2 группа – Узлы для крепления веревки к опоре.
3 группа – Проводники
4 группа – Схватывающие
5 группа – Узлы, для связывания веревок разного диаметра.
Педагог: А теперь вспомним, какие узлы, к какой группе относятся.
Я буду называть узел, а вы будете их вязать отвечать где применяется и показывать мне для проверки.
Педагог: «ПРЯМОЙ» узел.
Ответы ребят: Применяется для связывания веревок одинакового диаметра. Вяжется с 2 двумя контрольными узлами.
Педагог: «ПРОВОДНИК ПРОСТОЙ», «ПРОВОДНИК ВОСЬМЕРКА».
Ответы ребят: Применяются для завязывания узла на концах веревки и также при необходимости в середине во время наведения перил и т.д., на концах блокировки страховочной системы.
Педагог: «ПРОВОДНИК ВОСЬМЕРКА»
Ответы ребят: Завязывается без контрольных узлов.
Педагог: «ВСТРЕЧНЫЙ».
Ответы ребят: Можно применять для блокировки страховочной системы (беседки и грудной обвязки).
Педагог:«СХВАТЫВАЮЩИЙ».
Ответы ребят: Применяется для самостраховки при спусках и подъемах.
Педагог: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с узлами, все вспомнили. А теперь по одному подходите к столу и вытягиваете билет с названием узла. Задача каждого из вас на время (4-5 минут) правильнее завязать узел по карточке-заданию.
В карточке название разных узлов.
Вот, что у нас получилось
А сейчас мы быстренько одеваемся и выходим на территорию школы, где и продолжим наше занятие. А начнется оно с физкультпаузы.
Физкультпауза
Педагог: Ребята при движении по маршруту и преодолении препятствий в туристском походе большое значение уделяется страховке. Для этого чаще всего применяются капроновые веревки. Их используют при наведении переправ, организации подъема и спуска по крутому склону, при постановке палатки и т.д. На прошлых занятиях мы с вами научились пользоваться страховочной системой и петлей для организации самостраховки на спусках и подъемах. Сегодня этот навык отработаем практически. Я приготовила для вас две нитки спуска. Но для начала мы разделимся на две команды. По моему сигналу обе команды работают одновременно.
Каждой команде нужно по очереди спуститься вниз, а затем также подняться наверх.
Внимание, команды, марш.
Фото участника команды на спуске
Фото участника команды на подъеме
Подведение итогов занятия.
Педагог: Молодцы, ребята, вы все правильно выполнили технику на спуске и подъеме. Ошибок и нарушений в технике безопасности не было. И наконец, самое важное это то, что победила между командами дружба. Вы работали четко сплоченно единой командой. К зимнему туристическому слету готовы. На этом наше занятие закончено.
Всем спасибо.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия для детей 12-15 лет на тему: Виды туристских костров
Конспект занятия для юных туристов 6-8 классов
Конспект занятия «Оказание первой медицинской помощи»
Конспект – занятия по туризму для школьников «Техника пешеходного туризма»