Конспект занятия «Ориентирование на местности при помощи компаса»
Автор: Перевезенцева Галина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) г. Луховицы.
Описание материала: представляю вашему вниманию конспект занятия «Ориентирование на местности при помощи компаса», которое направлено на учебу ребят по ориентированию на местности с помощью компаса. Данный материал будет полезен начинающим педагогам дополнительного образования, работающим в направлении туризма. Возраст детей 12-15 лет.
Цель: Формирование навыка ориентирования на местности с помощью компаса.
Задачи:
-познакомить ребят с компасом, его устройством, как основным прибором, используемым туристами для ориентирования на местности.;
-сформировать навык определения азимута на предмет и предмета по заданному азимуту;
-создать условия для коллективной работы и совместного поиска решений;
-создать условия для развития интереса к изучению родного края.
Оборудование:
1. Спортивные компасы.
2. Образцы карт.
3. Эмблемы для команд.
4. Условные значки на КП.
Ход занятия- похода
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Мы с вами отправляемся в маленький поход, а именно на территорию школы, где проведем наше занятие. Сегодня мы с вами закрепим навыки работы с компасом и ориентирования на местности с его помощью. И я думаю, что те ребята, которые еще не совсем умеют пользоваться этим прибором, с помощью меня и своих товарищей научатся это делать. Ну и, как всегда для лучшего усвоения материала разделимся на две команды. Каждой команде нужно название, придумайте название для своей команды и подпишите на своих эмблемах.
Выбираем удобное место и располагаемся.
У каждого воспитанника планшет с бумагой, карандаш (ручка).
Педагог: Ребята в любом туристском походе невозможно обойтись без карты. Откройте свои планшеты и внимательно посмотрите на карту, которая там лежит
(карта взята с интернета для наглядного образца) Посмотрите на карту, которая лежит у вас на планшетах. Это туристская карта. Чем отличается эта карта от тех, которые вы видели на уроках географии?
Ответы ребят: На ней одни линии.
Педагог: Правильно, здесь рельеф передаётся линиями, они называются горизонталями. Чем гуще они расположены, тем круче склоны. Это важно при выборе маршрута, потому что без специального снаряжения и навыка скалолазания слишком крутую гору не одолеть.
Отгадайте загадку:
Эта линия всё время
Между небом и землёй.
Хоть весь год к ней прошагаем,
А на месте мы с тобой.
(Горизонт)
Пользуясь любой картой, нужно помнить про стороны горизонта. Кто напомнит, как расположены стороны горизонта на картах.
Ответы ребят: Верхний край карты – север, нижний – юг, справа – восток, слева – запад
Педагог: Правильно, молодец, верно, хорошо.
Ориентирование — это умение находить стороны горизонта.
Для ориентирования на местности необходимо знать стороны горизонта.
Вопрос: Что такое горизонт?
Ответы ребят: Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.
Педагог: Здорово молодцы. Любому человеку надо уметь ориентироваться, определять направление движения, особенно туристам, для этого необходимо определять азимут. Кто может напомнить, что это такое?
Если дети не знают, педагог объясняет.
Азимут – угол между направлением на север, и на какой ни будь предмет местности. Его величину выражают в градусах и отсчитывают от направления на север вправо, по ходу часовой стрелки.
Возьмите в руки компас. На уроках географии вы изучали этот прибор, скажите, что такое компас?
Ответы ребят: компас – это угломерный прибор, который служит для измерения азимутов.
Педагог: Правильно,
компас – это угломерный прибор, который служит для измерения магнитных азимутов на местности
(не на бумаге, не на карте, а в пространстве).
Компас – является одним из наиболее часто используемых в походах приборов и главный элемент снаряжения спортсмена-ориентировщика (спортивный компас).
Существует много различных модификаций компасов. В нашей стране наиболее распространен компас Адрианова. Во время Великой Отечественной войны этот компас являлся секретным прибором и выдавался только командному составу. Раньше эти компаса целиком изготовлялись из металла (латуни), а теперь делаются из пластмассы.
Компас Адрианова состоит из 5 частей:
•корпус компаса;
•визирное кольцо;
•магнитная стрелка;
•лимб (циферблат);
• зажим.
Последнее время почти все туристы используют спортивный жидкостный компас, с которым работать намного легче и удобнее. Основным отличием спортивного компаса от обычного (Адрианова) является, то, что стрелка такого компаса помещается в капсуле, наполненной специальной жидкостью, позволяющей стрелке быстро успокаиваться и не дрожать при ходьбе.
Лимб спортивного компаса имеет более точную цену деления, чем у компаса Адрианова – 2 градуса. Капсула расположена на плате компаса, которая имеет измерительную линейку. На капсуле и на плате компаса нанесены параллельные линии, которые облегчают работу с картой.
И так для чего же нам, нужен компас? Вопрос кажется простым? Но на самом деле, оказывается, существует четыре действия с компасом, и их должен знать каждый
турист:
-определение сторон горизонта;
-ориентирование карты по компасу;
-прямые засечки (нахождение ориентиров по заданному азимуту);
-обратные засечки (определение азимута данного ориентира).
Правила работы с компасом (воспитанники выполняют инструктаж)
1. Возьмите компас в руки.
2. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
3. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.
4. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа восток, слева запад.
А теперь расположите его так, чтобы совпадало направление на север и 0°.
Посмотрите на компас: азимут на север соответствует 0°, на восток - 90°, на юг - 180°, на запад - 270°.
(все градусы должны говорить ребята сами)
Теперь попробуйте определить азимут на некоторые ориентиры, например на сосну, березу, электрический столб.
Определите, какому предмету соответствует азимут в 145 градусов.
Ребята определяют азимут на различные предметы и находят ориентиры по заданному азимуту.
Физкультпауза:
Сейчас мы с вами проведем мини-соревнования по ориентированию. Я приготовила вам два маршрута с несколькими КП (6 штук у каждой команды), их необходимо найти по азимутам, снять с КП и затем бегом вернуться назад.
Маршрутный лист 1 команды (1КП – 60°, 2КП- 85°, 3КП-110°, 4КП- 130°, 5КП-160°,
6КП- 190° – все КП синего цвета)
Маршрутный лист 2 команды (1КП- 45°, 2КП – 90°, 3КП- 120°, 4КП – 155°, 5КП- 175°, 6КП- 210° – все КП зеленого цвета)
Капитаны, получите азимуты. Внимание, марш.
Педагог: Молодцы, ребята обе команды почти одновременно прибежали на финиш, при этом нашли все КП. Вы дружно работали и вам смело можно идти в поход, где важна взаимовыручка и сплоченность команды. Я уверена, что с теми зданиями, которые будут, на туристических слетах вы справитесь.
Для того чтобы проверить, на сколько хорошо вы усвоили сегодняшний материал, каждая команда должна придумать по 2-3 вопроса и задать их противоположной команде.
В течение всего занятия каждая команда делала конспекты. И придумать вопросы по теме не составило особого труда.
Например:
1.
Какую тему мы сегодня проходили на занятии?
Ответ 1 команды: Компас. Работа с компасом.
2.
Что такое компас?
Ответ 2 команды: Компас – это угломерный прибор, который служит для измерения магнитных азимутов на местности.
3.
Какой компас был широко распространен в нашей стране.
Ответ 1 команды: Адрианова.
4.
Что такое азимут?
Ответ 2 команды: Азимут – угол между направлением на север и на какой-нибудь предмет местности.
5.
Как расположены стороны света на картах?
Ответ 1 команды: Верхний край- север, нижний- юг, справа- восток, слева- запад.
6.
Из скольких частей состоит компас Адрианова?
Ответ 2 команды: Из 5 частей. Корпус, визирное кольцо, магнитная стрелка, лимб (циферблат), зажим.
Подведение итогов занятия.
А теперь проверим ваше настроение на конец нашего занятия. Возьмите, пожалуйста, свои карточки и на другой стороне зарисуйте свое настроение. Очень хорошо. На этом наше занятие закончено.
Всем спасибо.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия для детей 12-15 лет на тему: Виды туристских костров
Конспект туристического занятия для детей 12-15 лет. Туристские узлы
Конспект занятия «Оказание первой медицинской помощи»
Конспект – занятия по туризму для школьников «Техника пешеходного туризма»
Похожие статьи:
Организация туристического похода для школьников-подростков