Секция «Педагогическая гостиная» на педагогическом семинаре, посвященном работе педагога с родителями
Данная секция была составлена для областного семинара, где слушателями являлись педагоги-психологи. Тема секции должна была отражать взаимодействие педагогов и родителей в системе дополнительного образования детей.
Здравствуйте, коллеги! Я рада приветствовать вас на секции «Педагогическая гостиная», прежде чем мы запустим ее работу, я хочу рассказать о себе.
Меня зовут Чангиан Ася Сергеевна, я работаю педагогом дополнительного образования В МОУ Центр Ворошиловского района, мой педагогический стаж – 13 лет. Мои педагогические программы – «Инфинити» (танцевальный коллектив) и «Перспектива» (театральный коллектив), которые я реализую в творческом объединении «Инфинити». Объединение зародилось в 2007 года с одной группы из 12 человек, к 2019 году количество учащихся выросло до 110 учащихся. Танцевальное направление моей программы – уличный танец хип-хоп – в нынешнее время популярен среди детей и их родителей, активно развивается в нашем городе и в целом по стране. Этот фактор немаловажен в развитии моего объединения, но не основной. Также есть группа театральная, где дети учатся театральному искусству, участвуют в театральных постановках и театрализованных проектах. Зачастую учащиеся посещают и танцевальную и театральную группу моего объединения, что способствует скачку в развитии учащегося как артиста. Выступления на сцене, участие в конкурсах, съемки видеороликов, организация танцевального фестиваля – все это способствует росту качества работы объединения и моей как педагога. Но не мало важна работа с родителями учащихся.
В нашей гостиной я хочу поднять такие вопросы:
1. Формы работы с родителями в дополнительном образовании.
2. Заказ консультирования родителей – что волнуют родителей?
3. Какие могут возникать трудности во взаимодействии с родителями?
Формула успеха педагога давно известна - «педагог-учащийся-родитель», но мало где вы прочитаете или услышите, что работа с родителями важна для экономической реализации программы педагога.
Работаете ли вы с бюджетной группой или реализуете платные услуги по дополнительному образованию детей, в любом случае набор детей и последующая сохранность контингента напрямую зависит от работы с родителями.
Эта работа несомненно должна быть и адресной, но в большей степени невербальной. Если педагог профессионал своего дела, компетентен, опрятен, использует современные технологии реализации своей программы, коммуникабелен и воспитан - это считывают не только дети и коллеги, но и родители. И в последствии родители выступают как мощный источник информации для вновь прибывших, а главное для потенциальных желающих вступить в ваше творческое объединение.
Я предлагаю вам разделится на три группы по 7 человек и каждой группе достанется по одному вопросу из представленных. Вы подумаете над ним, составите тезисы и рекомендации для педагогов дополнительного образования. И после мы вместе прослушаем друг друга и попробуем дать более емкие ответы, которые будут полезны в практике.
Группы приступают к работе (10 минут), после выступают по очереди (по 10 минут). Я подготовила свои личные ответы для более плодотворной дискуссии.
Отвечаю на вопросы, основываясь на своем личном опыте:
1. Формы работы с родителями в дополнительном образовании.
- родительские собрания;
- индивидуальные беседы лично и по телефону;
- общие группы в мобильных мессенджерах (только как площадка для важной информации, а не обсуждений!!!);
- странички объединения в социальных сетях – Вкотакте, инстаграмм, именной сайт, где есть полная информация о работе объединения, выставлены творческие работы и ведется новостная лента;
- открытые занятия, отчетные концерты и премьеры.
2. Заказ консультирования родителей – что волнуют родителей?
- жанр искусства, направление деятельности (здесь благоприятно сказалась популярность хип-хоп танцев. Желающих водить детей именно на хип-хоп выросло в разы за последние 10 лет. Театр менее популярен, но регулярные премьеры моего коллектива обеспечивали приток новых учащихся);
- расписание работы групп объединения, возраст и комплектование групп (очень часто есть запрос возможности совмещать занятия в моем объединении с объединениями другой направленности. Идеально составить «сэт»: танцы+рисование, театр+вокал и т.д. с коллегами. Я составляла расписание для детей, посещающих театр и танцы в моем объединении, так, чтобы дети приходили не более трех раз в неделю, иначе учитывая нагрузку в школе, им бы было тяжело. Расписание во всех моих группах по два раза в неделю, считаю такой график оптимальным в современном дополнительном образовании);
- выступления, пошив костюмов, участие в конкурсах (эти пункты волнуют на этапе вступления в объединение и в последующие года обучения – причина – финансы. Родитель хочет знать приблизительную сумму денег обучения в год. Да, обучение у нас бесплатное, но пошив костюмов, покупка формы, обуви, создание декораций и реквизита, участие в конкурсах разного уровня и мастер-классах – все это достигается за счет родителей. Поэтому будет честно, на первом ознакомительном собрании, озвучить приблизительную сумму в год, с пояснением что? куда? и зачем? Иначе они будут в заблуждении, что все бесплатно, часто думают, костюмы им выдадут из костюмерной, о существовании взноса за участие в конкурсе вообще никогда не знали и так далее. Но перед каждым крупным вложением необходимо собрать родительское собрание и все детально проговорить).
- рост мастерства учащихся (каждый родитель хочет видеть, как развивается его ребенок, и первые два года обучения так будет практически у всех, но здесь важен индивидуальный подход. Танцевальных групп у меня 5, а театральная одна, соответственно танцоров больше, эти группы составлены по возрасту и индивидуальным возможностям, но к третьему году обучения назрела трансформация. Я выбрала из каждой танцевальной группы по два-три самых сильных танцора и составила отдельную группу из 15 человек, назвав ее «спецпроект». Ребята продолжали посещать свои группы по два раза в неделю и дополнительно один раз в неделю приходили на «Спецпроект». Для этой группы я приглашала хореографов из других хип-хоп-школ с мастер-классами, приглашала их как балетмейстеров, и получились два сильных танцевальных номера, которые были на порядок выше и качественнее. Такой метод очень вдохновил меня, учащихся и их родителей. В театральной группе образовательный процесс строится вокруг постановки спектакля, где участвуют все участники группы. Учитывая индивидуальные способности, я привлекаю одаренных учащихся к освоению дополнительной дисциплины, как художественное слово, в следствии чего они участвуют в конкурсах чтецов и концертах.
3. Какие могут возникать трудности во взаимодействии с родителями?
Если придерживаться выше изложенных пунктов, можно избежать возникновение основных трудностей.
Первая трудность – желание родителя ставится выше ребенка. Когда ребенок совсем не хочет заниматься творчеством, а его насильно приводят. Нужно дать время на диагностику и адаптацию, но, если спустя месяц отношение не меняется, прекратить занятия.
Второе – обсуждение творческого замысла педагога. Художник только один – и это педагог. Обсуждения не уместны. Если от родителей требуется приобретение костюмов, или какое-либо другое участие, педагог должен четко ставить задачу.
Третье – отсутствие мобильного телефона, не вступление в общую группу в мессенджере.
Четвертое – отсутствие родительского комитета. Он необходим. Он помогает работе педагога, но как он работает во многом зависит от самого педагога.
После выступления всех групп и моего с ними общения важна рефлексия:
Что вам показалось необычного в этой теме?
Какие особенности дополнительного образования, по вашему мнению, не встретишь в школе или в детском саду?
Буду рада обратной связи.
Рекомендуем посмотреть:
Семинар для педагогов дополнительного образования на тему: ЗОЖ
Семинар-практикум для педагогов дополнительного образования «Моделирование учебного занятия как усло