Обучающий семинар-практикум «Жизнь без опасностей невозможна, но можно жить безопасно». Конспект
Описание: Данный обучающий семинар-практикум был разработан для педагогов дополнительного образования детей и молодежи. Однако использовать его может любой педагог, работающий с подростками. Разработка содержит практические материалы для работы с подростками по предупреждению употребления алкоголя, табака, наркотических веществ.
Цель: обучение педагогов новым интерактивным формам работы с учащимися по формированию здорового образа жизни.
Задачи:
- познакомить педагогов с новыми формами, методами и технологиями работы по профилактике аддиктивного поведения учащихся;
- способствовать росту педагогического мастерства педагогов;
- мотивировать педагогов к профессиональному самосовершенствованию, самообразованию.
Ход занятия:
1.Обсуждение таблицы «Стадии изменения поведения человека».
2.Анкетирование.
3.Обсуждение результатов анкетирования.
4.«Решения, которые я принимаю». Рассмотрение схемы по ситуации «Решение, которое я принимаю»
5.Обсуждение ситуации по группам на основании схемы.
6.Доклад членов групп о том, как они определили проблему и приняли решение.
7.Памятка «50 способов сказать «нет» в ситуации наркотической (алкогольной и т.д.) провокации».
8.Рефлексия.
Ведущий: В современных условиях наблюдается стремительное снижение здоровья детей, что ведет к ухудшению генофонда нации, к физической и моральной деградации молодого поколения. Увеличивается количество детей и молодежи, употребляющих алкоголь, наркотические и токсические вещества. Возраст современного наркомана составляет 15 – 25 лет.
Традиционные способы профилактики молодежного алкоголизма, наркомании и токсикомании становятся малоэффективными. Распространение наркомании и токсикомании имеет долговременные и негативные последствия для самих молодых людей, их ближайшего значимого окружения, всего общества. Бытовое пьянство подростков давно стало одной из острейших проблем общества.
Одним из эффективных методов антинаркотической и антиалкогольной профилактики является формирование у подростков «эффекта вакцинации» - обучение их навыкам противодействия сверстникам, настаивающим на совместном употреблении алкоголя, наркотических и токсических веществ.
Сегодня мы с вами попробуем подробнее изучить этот метод.
Ведущий: Для начала рассмотрим таблицу «Стадии изменения поведения человека».
Ведущий: А сейчас предлагаю вашему вниманию анкету «Наркотики, с которых начинается злоупотребление: миф или реальность». Прочитайте следующие утверждения и отметьте напротив каждого, по вашему мнению, миф (М) это или же реальность (Р).
Анкета:
1) Алкоголь – это стимулирующее средство, его употребляют для поднятия бодрого духа (его употребление ведет к поднятию бодрого духа).
2) Зависимость от наркотиков – это просто состояние души.
3) Если выпив, вести машину небезопасно, то накурившись марихуаны, вести машину вполне реально. (можно)
4) Подростки обычно достают наркотики у незнакомых им людей старше их обычно по возрасту, которые всегда болтаются на игровых площадках и в местах, где обычно проводят время дети.
5) Чашка крепкого черного кофе, глоток свежего воздуха или холодный душ помогут вам протрезвиться, если вы намериваетесь вести машину, употребив перед этим алкоголь.
6) Табак является наркотиком.
7) Людям становится веселее, если они выпили.
8) Наиболее часто употребляемым наркотиком является марихуана.
9) Если хочется выпить, то лучше выпить пиво, чем виски.
10) Так как марихуана усиливает внимание и остроту восприятия, то она помогает увеличить творческий потенциал и стимулирует учебу.
11) Когда беременная женщина пьет или употребляет наркотики, это влияет на ее новорожденного ребенка.
12) Люди никогда не умирают от алкогольного отравления.
13) Марихуана – это наркотик, вызывающий пагубное привыкание.
14) Следы употребления марихуаны можно обнаружить в организме человека в течение одной недели после выкуривания одной единственной порции
15) Молодые люди, которые начинают пить алкогольные напитки в возрасте до пятнадцати лет, подвергаются два раза большему риску начать употреблять наркотики, чем те, кто начинают пить в более взрослом возрасте
16) Когда дети верят, что алкоголь не может причинить им вреда, когда выпивка у них ассоциируется с «тусовкой», существует большая вероятность того, что они начнут употреблять наркотики.
17) Рюмка спирта согревает зимой.
Правильные ответы даны в приложении 2
Ведущий: Ежедневно каждый из нас сталкивается с ситуацией принятия решения. Мы принимаем решения по самым различным поводам: что надеть на работу, что приготовить на ужин и т.д. Под принятием решения понимается процесс в ходе, которого человек выбирает один из двух или более возможных вариантов действий. При принятии решения существует множество возможных вариантов. Давайте представим, что мы не взрослые умудренные опытом люди, а подростки 12-15 лет, которые ежедневно сталкиваются с провоцирующими ситуациями, в которых нужно принять то или иное решение и сделать свой выбор, который зачастую может определить всю последующую жизнь. Мы рассмотрим процесс принятия решения по на примере следующей ситуации по предложенным схемам:
Вы находитесь на игровой площадке, и одноклассник, которого вы обожаете, предлагает вам попробовать марихуану. Вас никто не видит, и вы в нерешительности – принять или не принять это предложение. Как вы поступите?
Участники рассматривают заполненную схему решения данной проблемы (приложение 4).Затем они делятся на 3 подгруппы, каждая из которых получает свое задание и пытается найти верное решение. На выполнение задания дается 10 мин, по истечении которых каждая группа представляет свою ситуацию и способы ее решения. Они должны объяснить, почему решение, которое они приняли, можно рассматривать, как ответственное.
Ведущий раздает участникам памятку «50 способов сказать «нет» в ситуации наркотической (алкогольной и т.д.) провокации»
Ведущий: Что нового вы узнали на занятии? Что понравилось, не понравилось? Что хотели бы обсудить в следующий раз по этой теме? Как вы сможете использовать данный материал в своей работе?
Приложение 1Примеры ситуаций
1. Популярность.
В раздевалке вашей школы вы пользуетесь одним шкафчиком с очень популярным в вашем классе учеником. Однажды перед занятиями, вы открываете шкафчик и обнаруживаете маленький полиэтиленовый пакетик с чем-то внутри, похожим на наркотики. Вы не хотите спешить с выводами о содержании пакетика и почему он находится в вашем шкафчике. Но вы тоже несете ответственность за то, что лежит в вашем шкафу.
2. История с Юлией.
Настя и Юля, – близкие подруги. Юля приходит с синяками на руке в школу. По секрету она рассказывает Насте, что ее мать накануне вечером была пьяная и ударила ее. Чем Настя может помочь Юле?
3. Витина дилемма.
Виктор отправляется с друзьями в бар. Там собираются все ребята, чтобы провести время и повеселится. Вите 15 лет, и он считает, пойти в бар – это то, что надо. Его друзья заказывают пиво и пьют его огромными кружками. Виктор знает, что это нехорошо, но не хочет, чтобы друзья отвернулись от него.
Приложение 2Ответы на анкету "Миф или реальность"
М 1.Алкоголь – это депрессант. Он угнетает деятельность головного и спинного мозга.
М 2.Зависимость от наркотиков – реально. Она бывает одновременно физической и эмоциональной
М 3.Исследования показали, что навыки управления автомобилем ухудшаются на период от 4 до 6 часов после выкуривания одной сигареты с марихуаной. В одной работе утверждается, что пик нарушения приходится на момент, когда исчезают первые признаки «охмурения».
М 4.Молодых людей, обычно впервые «угощают» запрещенными наркотиками.
М 5.Если алкоголь попал в кровь, то нет способа ускорить процесс обмена веществ для более быстрого выведения его из организма.
Р 6.Привыкание вызывает никотин, содержащийся в табаке.
М 7.Люди могут думать, что им становится веселее. На самом деле они пытаются убежать от проблем.
М 8.Наиболее часто употребляемый наркотик – алкоголь.
М 9.Пиво, вино и крепкие спиртные напитки – все содержат наркотик – алкоголь и, следовательно, дают одинаковый эффект.
М 10.Марихуана ухудшает способность курильщика сосредоточить внимание, поэтому она мешает учебе.
Р 11.Безусловно. Любой наркотик, включая алкоголь, который употребляет беременная женщина, проникает через плаценту в плод.
М 12.Люди умирают от чрезмерной дозы алкоголя.
Р 13.Марихуана – это наркотик, который вызывает привыкание.
Р 14.Следы употребления марихуаны могут быть обнаружены в организме в течение одной недели после выкуривания одной сигареты.
Р 15.Исследования показывают, что учащиеся, которые попробовали алкоголь до 15-летнего возраста, подвержены большему риску столкнуться с проблемой наркомании.
Р 16.Образование – это важный аспект антиалкогольного и антинаркотического воспитания. Чем больше знают учащиеся, тем лучше они будут подготовлены для принятия правильного решения.
М 17. Употребление рюмки алкоголя вызывает расширение кровеносных сосудов у поверхности кожи. Хотя это расширение создает ощущение тепла, организм на самом деле теряет тепло быстрее, тем самым, вызывая снижение температуру.
Приложение 3Памятка «Пятьдесят способов сказать «нет» в ситуации наркотической (алкогольной и т. д.) провокации»
1. Спасибо. Я буду рад этим воспользоваться, как только мне это понадобится.
2. Я больше в этом не нуждаюсь.
3. Я не курю.
4. Непохоже, чтобы мне сегодня стало от этого хорошо.
5. Я не собираюсь засорять организм.
6. Я не в настроении, поэтому не хочу сегодня это пробовать.
7. Не сегодня или не сейчас.
8. Я думаю, что мне это не стоит начинать до тех пор, пока я не буду иметь свои деньги.
9. Нет, не хочу неприятностей.
10. Сейчас не могу. Моя мать нюхает меня, когда я прихожу домой.
11. Когда мне понадобится это, я дам тебе знать.
12. Мои родители меня убьют.
13. Я таких вещей боюсь.
14. А почему, как ты думаешь, это называется дурманом?
15. Как-нибудь в другой раз.
16. Эта дрянь не для меня.
17. Нет, спасибо.
18. Если тренер узнает, он заставит меня бегать 20 кругов.
19. В последний раз, когда мать застала меня за курением, мне не давали денег шесть месяцев
(два года и т.д.).
20. Меня посадят на мель, если плохо буду следить за своей маленькой сестрой.
21. Ненавижу думать о том, что случится, если мама застанет меня за курением (выпивкой и
т.д.).
22. Нет спасибо, у меня и так хватает неприятностей с родителями.
23. Не думаю, что они достаточно об этом знают.
24. Нет, спасибо, я дождусь, когда мне это будет разрешено по возрасту законом.
25. Ты надо мной смеешься. Меня не выпускают из дома, даже если от меня пахнет
сигаретным дымом после того, как я был рядом с курящими людьми.
26. Нет, спасибо, у меня и так ужасные оценки.
27. Я за витамины.
28. Нет, спасибо, препаратов не хочу.
29. Я и без этого прекрасно себя чувствую.
30. Нет, спасибо, у меня завтра проверочная работа за четверть, и мне сегодня вечером надо
подготовиться.
31. Нет, спасибо, у меня бывает на это аллергическая реакция.
32. Я вчера поздно лег спать, у меня и без того глаза красные.
33. Нет, я за рулем.
34. Нет, мне понадобятся все мозги, какие есть.
35. Нет, спасибо, это опасно для жизни.
36. Я пытаюсь сколотить легкоатлетическую команду, и слышал, что дым вредит легким.
37. Ты с ума сошел? Я даже не курю сигарет.
38. Эти химические радости не для меня.
39. Нет, я это пробовал и мне не понравилось.
40. Мне не хочется умирать молодым.
41. Нет, я и так много воюю с родителями.
42. Нет, когда-нибудь я захочу иметь здоровую семью.
43. Нет, спасибо, я только что прочел статью о вредных эффектах этого.
44. Я хочу быть здоровым.
45. Это мне ничего не дает.
46. Сейчас аллергический сезон, и у меня и без того все время красные глаза.
47. Нет, спасибо, я слышал, что от этого глаза краснеют.
48. У меня завтра большая контрольная, и я хочу хорошо запомнить то, что сегодня буду
учить.
49. Я начинаю вести себя глупо, когда курю (пью и т.д.).
50. Меня все еще контролируют с тех пор, как мама в последний раз поймала меня за этим, а
это было два года назад.
Приложение 4
Литература
1.Алкоголь и другие наркотические вещества. – Нижний Новгород, 2009
2.Башкова Л.Н. Совместная деятельность школы и семьи по формированию основ культуры здоровья школьников/Сацыяльна-педагагічная работа. – 2014. – №2.
3.Гарковенко Н.А. Семинар-практикум «Принятия решения: курить или не курить»/ Сацыяльна-педагагічная работа. – 2014. – №6.
4.Залыгина Н.А. Дети и алкоголь/Праблемы выхавання. – 2012. - №3.
5.Как уберечь подростка от наркотиков. Методическое пособие по антинаркотической и антиалкогольной профилактике среди учащихся. – Мн. – 2010.
Рекомендуем посмотреть:
Взаимосвязь развития профессионального мастерства педагога и успешности личности ребенка
Интерактивная игра для школьников 12-15 лет
Сценарная разработка финала военно-патриотического проекта «Аты-баты-2013»
Семинар-практикум для педагогов дополнительного образования «Моделирование учебного занятия как усло
Похожие статьи:
Сценарий «Посвящение в истоковцы»
Сценарий итогового отчётного концерта вокальной студии «Мы рождены в России»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Пешеходный туризм»
Конспект первого занятия по вокалу для детей 7-9 лет
Формирования мотивации к занятиям хореографией