Конспект семинара-практикума для педагогов дополнительного образования «Моделирование учебного занятия как условие повышения качества образовательного процесса»
Автор: Шейко Ольга Валентиновна, методист государственного учреждения образования «Слуцкий Центр детского творчества», Минская область, Республика Беларусь.
Описание: Семинар-практикум адресуется педагогам учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Разработка содержит теоретические и практические материалы по структуре учебного занятия, типы и виды занятий, требования к цели и задачам учебного занятия.
Цель: отработка педагогами технологии моделирования учебного занятия
Задачи:
1. Сформировать четкое представление об организации и структуре учебного занятия в системе дополнительного образования.
2. Обучить четко и доступно формулировать тему учебного занятия, ставить цель и вытекающие из нее задачи.
3. Ознакомить с основными формами и методами проведения занятий, правильным выбором методов и средств.
4. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
План проведения:
1. Входная анкета для педагогов
2. Методический диалог с педагогами
3.Выступление по теме семинара с показом мультимедийной презентации и параллельным обсуждением
4. Практикум «Постановка целей и задач занятия»
5. Рефлексия. Заключительное анкетирование
1.
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего сегодняшнего семинара-практикума – «Моделирование учебного занятия как условие повышения качества образовательного процесса». С одной стороны, она проста, и, казалось бы, давно уже всеми нами досконально освоена, с другой стороны, как показали результаты мониторинга, организованного и проведенного методической службой, у многих имеются определенного рода затруднения при составлении плана-конспекта занятия, при реализации этапов занятия. Поэтому мы сегодня систематизируем наши знания об учебном занятии, отработаем навыки моделирования целей и задач занятия.
Для начала предлагаю проверить уровень своих знаний по данной теме и ответить на вопросы анкеты.
Педагоги заполняют входные анкеты.
2.Ведущий: И так, давайте вспомним, что же такое учебное занятие, его характерные признаки, особенности? А какие вы знаете типы учебных занятий? Какие формы занятий вы можете назвать, методы обучения? Какие из них вы используете в своей работе?
Ответы педагогов.
3.Ведущий (обобщает): Учебное занятие – это основная и постоянно действующая форма организации обучения. В системе дополнительного образования – это коллективная (групповая, мелкогрупповая) индивидуальная) форма обучения, которая характеризуется постоянным составом учащихся; устойчивыми временными рамками (45 мин., 35 мин.).
Признаки, отличающие учебное занятие от других организационных форм:
• это постоянная группа учащихся,
• руководство деятельностью учащихся с учетом особенностей каждого из них,
• овладение основами изучаемого материала,
• работа по образовательной программе, утвержденному расписанию.
Имеется общепринятая классификация учебных занятий по дидактической цели:
1. занятие по ознакомлению с новым материалом;
2. по закреплению изученного материала
3. по применению знаний и умений;
4. по обобщению и систематизации знаний и умений;
5. по проверке и коррекции знании и умений;
6. комбинированное (несколько дидактических задач решается на протяжении одного занятия).
Формы организации учебной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Метод (гр. «путь к чему либо»)- способ деятельности, направленный на достижение определенной цели.
Метод обучения – это способ деятельности педагога и учащихся, совокупность действий и приемов работы педагогов и учащихся; путь, по которому педагог ведет учащихся от незнания к знанию.
Основные методы обучения:
словесные (объяснение, рассказ, беседа, дискуссия);
наглядные (иллюстрация (таблицы, схемы, рисунки), демонстрация ( слайды, фильмы);
практические (упражнение, практическая работа, дидактические игры).
В последнее широкое распространение получили интерактивные методы обучения:
- методы создания благоприятной атмосферы,
- методы организации коммуникации,
- методы обмена деятельностями,
-методы смыслотворчества,
- методы рефлексивной деятельности.
Формы организации учебных занятий:
- Беседа, консультация, моделирование
- Практические занятия. Проводятся с целью закрепления и применения знаний, овладения практическими умениями и навыками
- Семинарские занятия. Проводятся для развития интеллектуальной, познавательной деятельности, творческого мышления, выработки навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, информационным материалом.
- Экскурсии. Это завершенный цикл поэтапного решения познавательной задачи. По классификатору: предшествующие, сопутствующие, последующие
- Занятие-игра (имитационные, ролевые игры, тренинги)
- Занятия с игровой состязательной основой: «Придумай проект», «Лото», «Домино», «Что? Где? Когда?», «Следствие ведут знатоки», «КВН», «Морской бой», «Поле чудес» и т.д.
- Занятия, опирающиеся на фантазию: «Сказка», «Творческий отчет», «Смотр выставки», «Вернисаж».
- Занятия, основанные на оригинальной организации изучения учебного материала: «Обозрение», «Размышление», «Аннотация», «Монолог памяти», «Портрет».
- Занятие по аналогии с организованными событиями: «Аукцион», «Ярмарка», «Конференция», «Концерт», «Бенефис», «Суд» и т.д.
- Занятия по аналогии с известными формами и методами деятельности: «Диспут», «Интервью», «Мозговой штурм».
А теперь давайте вспомним структуру учебного занятия. Какие основные этапы мы выделяем?
Структура учебного занятия - это совокупность его элементов, частей, обеспечивающих его целостность и достижение дидактических целей. Структура занятия определяется его целью, содержанием, методами, средствами обучения, уровнем подготовки учащихся. По различным основаниям можно выделять большое количество этапов учебного занятия, но, как показывает практика, педагогам наиболее удобна и понятна следующая структура занятия:
1. организационный этап (подготовительный и т.п),
2. основной этап,
3. заключительный этап,
4. рефлексия.
Организационный этап решает следующие задачи: организовать рабочее место, «настроить», «ввести» учащихся в курс познавательной деятельности, сообщить тему занятия, осуществить целеполагание и постановку задач.
Цель занятия – это предполагаемый результат, она должна быть конкретной и достижимой.
Требования к цели учебного занятия
- четкость и простота формулировки цели;
- диагностичность цели, т.е. отражает ли формулировка цели конечный (ожидаемый) результат;
- соотносимость цели содержанию учебного материала;
- перспективность цели, т.е. связь цели с темой учебного занятия (как одного конкретного, так и последующих занятий по данной теме);
- обоснованность постановки цели, т.е. чем вызвана: требованиями образовательной программы, особенностями детского коллектива, интересами учащихся и т.д.;
- операциональность цели;
- реальность достижения.
Одна из традиционных ошибок педагога при формулировании целей занятий становится абстрактность или излишняя масштабность: например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любви к предмету, природе или формирование комплекса знаний, умений, навыков.
Задачи раскрывают цель, конкретизируют ее, определяют содержание основных этапов занятия. При планировании задач занятия их необходимо ставить с учетом возрастных особенностей обучающихся, их учебной подготовленности, воспитанности, развития.
Формулируя задачи, педагог отвечает на вопрос: «Как достичь цели?». Задачи делятся на 3 группы:
- образовательные,
- воспитательные,
- развивающие.
Обучающие задачи направлены на освоение учащимися системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков:
сформировать у учащихся представления о (понятия о) …;
выявить (выявлять)…;
познакомить, ознакомить, продолжать знакомить…;
расширить…; закрепить…; обобщить…; систематизировать…;
дифференцировать…; научить применять на практике…;
научить пользоваться…;
обучить…;
проверить…;
создать условия…
Развивающие задачи направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка:
развивать внимание, память, мышление, воображение, познавательный интерес,
развивать творческие способности,
развивать любознательность,
развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений,
развивать эстетические чувства и др.
Воспитательные задачи направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности, социальных компетенций:
воспитывать любовь к малой родине,
доброжелательное отношение к окружающим,
доброту, искренность, чуткость, общительность;
формировать аккуратность,бережливость,трудолюбие,сдержанность и т.п.
Основной этап
Основное назначение: усвоение новых знаний, закрепление знаний, умений и навыков, самостоятельная работа, проверка усвоения материала (в зависимости от типа занятия).
Что необходимо для усвоения новых знаний:
1. Использование разнообразных источников знаний: наглядные пособия, мультимедийные презентации, видеофильмы, дополнительная литература, информация интернет-ресурсов;
2. Поэтапное усвоение новых знаний. Материал занятия разделяется на небольшие логические элементы, каждый из которых отрабатывается с учащимися до тех пор, пока не будет осмыслен и усвоен.
3. Новый материал изучается в определенном стиле: исследовательским путем, проблемным способом (от рассмотрения частных, составных элементов нового материала к обобщению и выводам; от постановки проблемы, формулировки гипотезы  к ее доказательству).
Процесс усвоения знаний учащимися:
1. Восприятие предмета
2. Осмысление, понимание
3. Применение на практике, обобщение знаний
4. Закрепление и применение полученных знаний
Заключительный этап. Основное назначение  подведение итога занятия в различной форме: опрос, викторина, презентация, защита творческих работ).
Рефлексивный этап – организация рефлексивной деятельности учащихся, получение обратной связи, анализ эмоционального состояния учащихся:
Чему сегодня научились, что нового узнали?
Что успели сделать?
Что не получилось? Над чем предстоит работать на следующем занятии?
Существует множество интересных рефлексивных методов и методик. Более подробно мы рассмотрим их на отдельном занятии.
4. Практикум «Постановка целей и задач занятия»
Педагоги распределяются по группам по 3-5 человек согласно их профилю деятельности. Каждая группа получает карточку с указанием темы занятия и его места в учебно-тематическом плане. В течение 5-7 минут группы должны сформулировать цель и задачи данного занятия. Результат зачитывается и обсуждается всеми группами (членами коллектива).
5.
Рефлексия. Заключительное анкетирование (Анкета №2).
Приложение
АНКЕТА 1
Уважаемые коллегии! Просим Вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты:
1.Какие типы занятий Вы знаете? (отметить «V»):
Занятие по ознакомлению с новым материалом
Занятие по обобщению и систематизации знаний и умений
Занятие по применению знаний и умений
Занятие-экскурсия
Занятие «Ток-шоу»
Занятие-викторина
Занятие по проверке и коррекции знаний и умений
Занятие по закреплению изученного материала
«Литературная гостиная»
Комбинированное занятие
2.Из каких этапов состоит занятие? (отметить «V»):
организационный мотивационный
рефлексивный целеполагания
проверочный контрольный
подготовительный интегрирующий
основной информационный
теоретический практический
развивающий обобщения и систематизация знаний
3.Какие формы работы Вы используете? (отметить «V»)
собирательные фронтальные
групповые активные
дифференцированные индивидуальные
4.От чего зависит постановка целей и задач занятия?
Спасибо за участие!
АНКЕТА 2
Уважаемые коллегии! Просим Вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты:
1.Профиль Вашего объединения по интересам.
2.С помощью каких форм и методов организации занятий Вы можете повысить эффективность обучения учащихся?
3.Какие типы занятий вы предпочитаете использовать?
4.Какие типы занятий вызывают у Вас затруднения?
5.Какой этап проведения занятия вызывает у Вас затруднения?
6.Какой этап проведения занятия удается Вам лучше всего?
7.С какими методами обучения Вы хотели бы познакомиться?
8.Каким образом Вы определяете результативность проведенного занятия?
Спасибо за участие!
Рекомендуем посмотреть:
Семинар – практикум для педагогов ДОО. Развивающая предметно – пространственная среда в ДОО с учетом
Формирование эмоциональной устойчивости педагога
Семинар практикум в коррекционной школе
Семинар - практикум для педагогов ДОУ. Защита прав ребёнка - дошкольника
Похожие статьи:
Сценарий «Посвящение в истоковцы»
Сценарий итогового отчётного концерта вокальной студии «Мы рождены в России»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Пешеходный туризм»
Конспект первого занятия по вокалу для детей 7-9 лет
Формирования мотивации к занятиям хореографией