Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование эмоциональной устойчивости педагога

Семинар-тренинг "Формирование эмоциональной устойчивости педагога"
Ускорение темпа жизни, увеличение объема информации, экономическая нестабильность, эмоциональные перегрузки - это малая часть негативного воздействия, которое ощущает ежедневно каждый человек.
Для сотрудников, работающих в сфере «человек - человек» (учителя, врачи, психологи, социальные работники и др.), особую значимость приобретает такое качество как стрессоустойчивость. Эти профессии наиболее подвержены влиянию стресс-факторов (необходимость быстро ориентироваться в коммуникативной среде; интенсивное общение; повышенная ответственность за разрешение проблем клиентов; сдерживание внешнего проявления эмоций; неизбежность быть объектом наблюдения и оценивания и др.). Присутствие стрессоров в профессиональной деятельности может привести к возникновению пагубного функционального состояния - стресса. В настоящее время в научной литературе довольно трудно обнаружить термин, который употреблялся бы так часто как «стресс».
Устойчивость к стрессу - важный фактор сохранения нормальной работоспособности, эффективного взаимодействия с окружающими и внутренней гармонии человека в трудных, стрессовых условиях. Стрессоустойчивость отождествляют с эмоциональной устойчивостью, нервно-психической устойчивостью, психологической устойчивостью, эмоционально-волевой устойчивостью, психологической стойкостью к стрессу и многими другими.
Среди профессионально важных качеств личности специалиста в сфере психолого-педагогической деятельности выделяют умение управлять своими эмоциями, терпеливость, способность к самоконтролю, стрессоустойчивость, способность длительно выдерживать получение больших объемов информации, т. е. качества, характеризующие профессиональную пригодность и обеспечивающие высокий уровень профессиональной адаптации.
Стрессоустойчивость является профессионально важным качеством специалиста в психолого-педагогической сфере деятельности. В связи с выше изложенным предлагаю вашему вниманию семинар – тренинг по теме:
«Формирование эмоциональной устойчивости педагога»
Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагога
Задачи:
• Познакомить педагогов с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками
• Проанализировать проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
• Проанализировать собственные источники негативных переживаний на работе, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений роста.
• Создать участникам условия для полноценного общения.
• Снятие напряжения и получение психологической поддержки.
Материалы и оборудование:
Бумага, цветные карандаши
Правила работы группы:
- искренность в общении означает открытое выражение чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе, никто не обижается на высказывания других членов группы;
• определение сильных сторон личности: во время занятий каждый участник тренинга стремится подчеркнуть положительные качества другого участника, с которым вместе работает;
• активное участие в работе группы: стремление общаться со всеми членами группы, независимо от симпатий, не замыкаться в себе, даже если узнали о себе что-то не очень приятное;
• уважение к говорящему: когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем возможность сказать то, что он хочет, не перебиваем до тех пор, пока он не закончит говорить, и лишь после этого мы задаем свои вопросы,
благодарим его или спорим с ним.
- относиться друг к другу открыто и доброжелательно.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
1. Разминка (Участники тренинга сидят на стульях в кругу.) Давайте поприветствуем друг друга: каждый по очереди, передавая мяч, называет свое имя и какое-либо свое качество, которым можно описать себя. Прилагательные должны начинаться с той же буквы, что и имя (например, Катя - кроткая, красивая, креативная. Ирина - изобретательная и т.д).
У любой профессии есть побочные эффекты. У шахтеров больные легкие, у наездников и жокеев проблемы с ногами. От этого никуда не деться. Нечто подобное происходит и с учителями, воспитателями. Со всеми теми, кому приходится постоянно активно общаться с людьми. Это работа в сфере "человек-человек". Ученые заметили и выяснили, что работа в этой сфере меняет человека, деформирует его.
Как же это выражается? Сейчас я перечислю ряд признаков, которые такому изменению сопутствуют. А вы прислушайтесь к себе - может быть, что-то подобное происходит с вами.
• снижение восприимчивости отсутствие любопытства в ответ на что-то новое, отсутствие страха в ответ на опасность.
• бессонница;
• постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
• пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности
• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
• переживание негативных эмоций, для которых нет причин
• чувство беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
• Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
• постоянно, без необходимости, берете работу домой, но дома ее не делаете;
• чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам работы;
• эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и детям;
Вышеперечисленное - это признаки такого явления как профессиональное выгорание.
Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая психофизиологические и поведенческие компоненты.
Почему же это происходит?
Происходит накапливание отрицательных эмоций. (это не значит, что работа наша такая ужасная и иметь с ней дело невозможно. Это не так. Но небольшие огорчения, волнения, переживания - есть всегда). Профессия педагога относится к профессиям, требующим постоянного контроля над своими словами и поведенческими реакциями. Эта работа невозможна без определенных усилий, и, как следствие, возникает эмоциональное перенапряжение. В процессе своей трудовой деятельности педагог вынужден общаться с детьми, родителями, коллегами: внимательно выслушивать, сопереживать, быстро принимать решения, сдерживать свои чувства, подбирать слова, нести ответственность за жизнь и здоровье. И работая с детьми (да и их родителями), мы находится в таких условиях, что эти негативные переживания не могут найти свое проявления. Мы всегда должны оставаться спокойными, внимательными, понимающими, заботливыми. Всегда с хорошим лицом, потому что от нас зависят дети. Негатив накапливается, соразмерного выражения у него нет. Это истощает эмоционально-энергетические и личностные ресурсы. В результате работать становится труднее. Мы стараемся защититься, не работать на полную, не включаться всецело в общение с детьми, не сопереживать каждому из них, а лишь поверхностно воздействовать. Такая работа и самому педагогу не в радость, и для детей не полезно, и коллегам с таким человеком общее дело делать трудно.
Все это приводит к тому, что эмоциональные весы личности педагога склоняются в сторону неблагополучия, нервного перенапряжения, а там до невроза один шаг.
Вполне естественно встает вопрос: что делать?
Чтобы педагогу не оказывать негативного влияния на тех, с кем он общается, и жить в мире с самим собой, следует разобраться с собой, со своими проблемами, то есть нужно начать с себя.

Основная часть: Психотехнические упражнения, задания, направленные на формирование эмоциональной устойчивости педагога
1. Упражнение «Комплименты».
Оборудование: мяч. Форма работы: коллективная, в кругу. Упражнения на сплочение группы, формирование доверия, эмоциональной поддержки. Каждому человеку нравится, когда ему говорят приятное - комплимент.
Задание. По очереди мы будем перебрасывать друг другу мяч. Тот, кто кидает мяч должен сказать тому, кому мяч адресован что-нибудь приятное -комплимент.
2. Упражнение «Стратегии самопомощи»
1. Подумайте и запишите ответы на вопросы: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»
Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять негативным убеждениям.
• Даже в самой трудной ситуации можно найти положительные моменты. Ищите во всем позитив. Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, стараться найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.
• Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше. Устраивайте себе маленький праздник, когда вам плохо или одиноко. Если попали в трудную ситуацию, не впадайте в неподвижность: не лежите, не сидите у окна, двигайтесь и действуйте, пойте и смейтесь.
• Окружите себя людьми, которые вас поддерживают и разделяют ваши идеи. Используйте группу поддержки: говорите о проблемах с родными, друзьями, коллегами по работе.
3. Упражнение «Луч света»
Цель: снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.
Упражнение выполняется индивидуально. Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, как вам буде удобнее. Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.
Выполните упражнение несколько раз - сверху вниз. Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: “Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!”
4. Упражнение «Калоши счастья»
Цель: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.
Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Колоши счастья»
Директор (заведующая) отчитал вас за плохо выполненную работу.
•Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
•В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.
Вам дали классное руководство над слабыми детьми (очень «сложную» группу).
•Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими детьми.
•Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом (группой).
На работе задержали зарплату.
•Можно сэкономить на чем-то.
•Можно теперь сесть на диету.
По дороге на работу вы сломали каблук.
•Хороший повод купить новые сапоги.
Большинство ваших воспитанников выполнили работу очень слабо.
•Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.
Вы внезапно заболели.
•Хороший повод отдохнуть.
•Заняться наконец-то своим здоровьем.
Вас бросил муж.
•Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.
•Больше времени на хобби.
Вы попали под сокращение.
•Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
•Новый коллектив, новые перспективы.
При аттестации вам снизили категорию.
В один прекрасный момент Вы поняли, что педагогика - это не ваше.
На работе большой «завал» бумажной работы и Вы ничего не успеваете.
Директор (заведующая) сказал, что Вы не достаточно квалифицированный педагог.
Родители обратились к директору (заведующей) с жалобой на Вас.
Получив двойку на уроке, ученик шумно и демонстративно садится и начинает грубо высказываться в адрес учителя.
Вы первый раз проводите открытый урок и очень переживаете, и вам кажется, что все идет не по плану.
Вопросы рефлексии
• Трудно ли вам было отвечать?
• Было ли для вас что-то новое?
• Считаете ли вы полезным упражнение?
• Открыли ли вы что-то новое для себя?
• Как вы себя сейчас чувствуете?
• Какие у вас сейчас ощущения?
Часто внешние ситуации выбивают нас из состояния внутреннего спокойствия. Мы под давлением происходящего можем очень быстро потерять покой в своем сердце. Таким образом, сами ситуации показывают нам, что они могут управлять нами, а не мы ими. Эта мудрая притча расскажет вам о том, как важно уметь сохранять мир в сердце, что бы ни происходило вокруг.
Притча «Картина моего спокойствия».
Одному богатому человеку захотелось иметь картину, при одном взгляде на которую становится спокойно на душе. Он учредил премию и пообещал миллион тому, кто напишет самую спокойную картину из всех. И тогда с разных уголков страны начали приходить работы художников, и было их несметное множество. Просмотрев все, богач особо отметил только две из них. На одной, яркой и радужной, был изображен совершенно идиллический пейзаж: голубое озеро блестело на дополуденном летнем солнце, вокруг стояли деревья, тянущиеся ветками к воде; по водной глади плыли белые лебеди, а в отдалении виднелась небольшая деревушка и мирно пасущиеся на лугу лошади. Вторая же картина была полной противоположностью первой: на ней художник изобразил высокую серую скалу, возвышающуюся над беспокойным морем. Бушевал шторм, волны были настолько высоки, что доставали почти до середины утёса; низкие грозовые облака хмуро нависали над местностью, а на вершине обрыва виднелись тёмные и зловещие силуэты деревьев, озаряемые бесконечными молниями. Эту картину сложно было назвать спокойной. Но, приглядевшись, под тенью утёса богач разглядел небольшой куст, произрастающий из щели в скале. А на нём было свито гнездо, а внутри него гордо восседала маленькая белая птица. Сидя там, окружённая безумием стихии, она всё так же высиживала своих будущих птенцов. Именно эту картину и выбрал богатый человек, посчитав, что она излучает спокойствие гораздо сильнее, чем первая. А всё потому, что, на самом деле, ощущение покоя наступает не тогда, когда вокруг тишина и ничего не происходит, а тогда, когда, что бы ни происходило вокруг, ты можешь сохранить спокойствие внутри себя.
5. Упражнение «Я - дома, я - на работе»
Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я - дома», «Я - на работе». Проанализировать:
• похожие черты,
• противоположные черты,
• одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях
• отсутствие общих черт.
Какой список было составлять легче; Какой получился объемнее?
Каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д.
Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
6. Упражнение «Моечная машина»
Упражнения на сплочение группы, формирование доверия.
Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится «машиной», последний - «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить - обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».
7. Упражнение «Мои лучшие качества»
Оборудование: таблица-образец «Мои лучшие качества»
Форма работы: индивидуальная, в кругу.
Подготовка. Раздаются готовые бланки «Мои лучшие качества» ( см. приложение №2)
У каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть, чем гордиться. Одним из хороших приемов повышения самочувствия в таких ситуациях является обращение к своим достоинствам, положительным характеристикам личности. Я предлагаю составить вам памятку ваших достоинств, положительных характеристик личности.
Задание. Заполнить таблицу самостоятельно следующим образом:
«Мои лучшие черты»: в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону.
«Мои способности и таланты»: сюда запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться.
«Мои достижения»: в этой графе обозначьте свои достижения в любой области.
Кто из группы желает поделиться содержанием своей таблицы «Мои лучшие качества»? (ответы по желанию)
8.Упражнение «Чувство»
Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.
Вопросы для обсуждения:
• Воспринимали ли вас адекватно?
• Возникали ли затруднения в определении чувства?
• Расскажите о своих впечатлениях.
9. Упражнение «Промежуточная рефлексия»
Представьте себя каким-нибудь предметом в зависимости от того настроения, в котором вы находитесь в данный момент. Закрасьте его в любой цвет. Опишите, настроение этого предмета.
Участники по кругу описывают свои предметы.
10. Упражнение « Самоанализ»
Раздаются всем участникам по шоколадке « Аленка». Попросить участников описать Аленку, представив, что она живая:
• Какой у нее образ жизни?
• О чем она думает?
• В чем нуждается?
• Какой у нее характер?
Прочитайте написанный текст. Вы увидите, что большая часть описаний совпадает с вашим отношением к себе, с вашими чувствами. Каждый из нас описывая другого, говорит на самом деле о себе.
11. Упражнение “Звуковая гимнастика”.
Цель: снятие напряжение, обучение навыку восстановления в стрессовой ситуации.
Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук.
А – воздействует благотворно на весь организм;
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, легкие;
У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я – воздействует на работу всего организма;
Х – помогает очищению организма;
ХА – помогает повысить настроение.
Подводя итог, хочу сделать вывод. Что любой человек в течение жизни сталкивается с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, вырабатывает собственные, “авторские” приемы восстановления.
А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.
Притча о колодце.
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца был невозможно. Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю». Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец. Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…
Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Рефлексия «Мне сегодня...»Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня...», оправдались ли ваши ожидания? Подведение итогов занятия.

Желаю дальнейших творческих успехов! Здоровья! Радости! Спасибо за работу!
Литература:
1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — М., 2000.
2. Нина Рубштейн « Полный тренинг по развитию уверенности в себе» М, 2011

Рекомендуем посмотреть:

Семинар – практикум для педагогов ДОО. Развивающая предметно – пространственная среда в ДОО с учетом Профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений. Тренинг Семинар практикум в коррекционной школе Семинар - практикум для педагогов ДОУ. Защита прав ребёнка - дошкольника
Опубликовано: 1763 дня назад (24 июля 2017)
Просмотров: 4281
+2
Голосов: 2
Елена Владимировна Гудошникова # 29 июля 2017 в 18:01 0
Надо апробировать тренинг сначала на учителях - стажистах, потом на молодых специалистах. Мне кажется. что результат будет интересен.
Светлана Михайловна Шмигирилова # 18 августа 2017 в 23:48 0
Очень интересно насчет эмоционального выгорания. Некоторые материалы можно будет использовать и на классных часах, среди старшеклассников. Спасибо!
Инна Александровна Иванова # 3 августа 2018 в 16:40 0
Уважаемая,Наталья Вячеславовна! С самого начала пед.деятельности каждого мыслящего педагога волнует эта тема. Ведь эмоциональная устойчивость педагога -главная составляющая успеха воспитания и обучения детей. Большое спасибо за все упражнения.