Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Служба примирения в загородном оздоровительном лагере

Служба примирения» в условиях смены в загородном детском оздоровительном лагере
Изучение психологических особенностей конфликтов детей и подростков, является актуальной научно-практической задачей. Однако мало внимания уделяется конфликтам, возникшим во временном коллективе детей в условиях загородного лагеря.

Временным детским коллективом является отряд в лагере, который характеризуется определенным ограниченным сроком существования, смешанным возрастным составом и коллективным характером жизнедеятельности. Такой детский коллектив обладает характерными особенностями. Во-первых, автономностью, так как происходит ослабление влияния на личность ребенка семьи и школы, у ребенка появляется возможность смены ролей. Во-вторых, новизной, так как появляется необходимость подчинения новым требованиям и нормам.

Однако, условия, создаваемые воспитывающей средой загородного лагеря, создают определенный эмоциональный фон, который способствует формированию, как положительных эмоций, так и отрицательных, и приводят в итоге к определенным изменениям в физическом и психическом состоянии ребенка.

Конфликты могут возникать на любой стадии развития детского коллектива.

На первой (организационной) стадии, когда у детей проходит период адаптации.

На второй стадии возможны столкновения микро групп внутри отряда, обиды и непонимания на «новых друзей», выяснения отношений в «сердечных делах» с противоположным полом, соперничество в лидерских позициях.

На третьей, заключительной стадии могут быть следующие конфликты: член группы не выполнил свои обязанности и подвел этим отряд; дети могут соперничать в выполнении поручений, не слушать или игнорировать лидера.

Чтобы вовремя и эффективно разрешать конфликты между детьми, не дать конфликту перерасти в психологическую травму и необходимо создавать группу примирения из среды старших детей под руководством психолога, так называемая «Служба медиации».

Понятие "медиация" происходит от латинского "mediare" - посредничать. Медиация - это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.
Медиатор – третья сторона, участвующая в процессе медиации – это посредник, между конфликтующими сторонами.

Функции медиатора:
1) Медиатор следит за тем, чтобы разговор был доверительным и направленным на цель.
2) Медиатор облегчает процесс общения между сторонами, понимание позиций и интересов; фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собственному соглашению.

Медиация ровесников может стать достаточно результативным подходом к управлению межличностными конфликтами в детской среде. Программы примирения предоставляют уникальную возможность самым разным учащимся эффективно использовать коммуникационные механизмы, навыки человеческих отношений и навыки разрешения проблем в обычной жизни.

Типичные способы реагирования школы и ЗДОЛ на конфликты и противоправное поведение детей:
- разбор случая учителями и администраторами и вынесение обязательного к исполнению решения;
- постановка на учет ВШУ и КДН (с последующей угрозой наказания или реальным наказанием);
- направление к психологу или социальному педагогу для реабилитационной работы;
- вытеснение конфликта за пределы организации путем передачи полномочий на вынесение решения родителям или отчисление ребенка;
- обесценивание конфликта, снижение его значимости, в результате чего конфликт переходит в скрытое состояние;
- передача права на разрешение конфликта органу детского самоуправления, который, как правило, повторяет модель педсовета, поскольку другой модели дети не знают;
- иногда это попытки детей самостоятельно решить конфликты, но с использованием силовых методов.
Французский писатель Андрэ Моруа в свое время с грустью констатировал: «Лучшие учителя это школьные товарищи, ибо они безжалостны».

Надо отметить, что перечисленные способы реагирования исходят из одного принципа: есть внешняя сила, которая (в некоторых случаях мягко, в некоторых – жестко) воздействует на провинившихся. И эта опора на силу привычна и понятна и детям, и администрации.

Данные формы воздействия на участников конфликта не разрешают сам конфликт: открытые проявления конфликта заглушаются, а обида и другие негативные чувства остаются, что может привести к новой вспышке конфликта.

Медиация ровесников – это программа, в которой одни подростки, прошедшие специальную подготовку – тренинг – и получившие необходимые навыки, выступают в качестве медиаторов в конфликтах между другими ребятами.

Медиатор-ровесник (Peer mediator) – ученик, прошедший специальную подготовку и способный руководить процессом разрешения конфликта между другими учениками посредством процесса медиации.

Некоторые специфичные причины и основания для медиации ровесников:
- Ровесники склонны друг другу доверять; коммуникации между ними оказываются более эффективными;
- Общие представления ровесников о предметах и проблемах их окружения;
- Ровесники понимают жизненные позиции, принципиальные установки, нормы и ценности друг друга;
- Ровесники понимают границы, за которые не следует выходить в процессе взаимодействия;
- Чаще школьники гораздо более откровенны с ровесниками, чем с профессиональными психологами старшего возраста;
- Медиаторы не воспринимаются как непререкаемый авторитет;
- Неожиданные (непрогнозируемые) повороты беседы могут одинаково воодушевить и медиаторов, и участников конфликта;

Доступно: позитивное ролевое моделирование;
Полезно: стороны конфликта с большей вероятностью прислушаются к ровесникам.

Отсюда вытекают условия проведения программы по представленной рекомендательной схеме:
1) есть конфликт, его стороны известны;
2) ситуация произошла не более 1 месяца и не менее 1 дня назад;
3) информация о ситуации не передавалась в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т.п.).

Продумывая практику внедрения процесса медиации в условиях смен в детском лагере, необходимо учитывать:
1. Уровень разработанности идей медиации в реальной практике.
2. Непрерывность российского образования.
3. Специфику образовательного учреждения как площадки для социализации детей и подростков, где на смены собираются дети с разным уровнем развития культуры поведения и психологической грамотности, субкультуры, этнических и религиозных взглядов.

Это необходимо для реализации теории и практики медиации наиболее грамотно, системно, оправдано, с учётом ожиданий, знаний, умений, потребностей участников смен и учеников школ одновременно.
Благодаря психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в течение смены участники смены достигают сохранения и укрепления психологического здоровья как совокупности личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации и определяют основные характеристики психологически здоровой личности:
• Принятие других людей, осознание ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности.
• Хорошо развитая рефлексия, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков.
• Стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации.

Исходя из вышесказанного, целесообразно в школах и в рамках летних смен в лагерях организовывать «Школы медиации» как дополнительной площадки самореализации участников смен, когда они делают самостоятельный выбор в пользу развития психологической культуры и умений оказания помощи ровесникам в разрешении ими конфликтных ситуаций. Как пишет Фред Стёрн (Fred Stern), австралийский автор программы медиации ровесников в начальных и средних школах: «Программы медиации ровесников ни разу ещё не потерпели неудачу в школах из-за отсутствия интереса со стороны учащихся».

Для качественного обучения подростков медиативным техникам должны быть необходимые условия:
1. Высококвалифицированные педагоги-психологи,
2. Участники смен с высокой мотивацией на обучение,
3. Сотрудничество с НИРО, Центром «Дети против наркотиков» и др. центрами,
4. Оборудованное помещение для тренинга,
5. Выделенное время в рамках работы кружков и секций.

В процессе тренинга в «Службе примирения» участники обучаются разрешать конфликты в среде сверстников с помощью восстановительного подхода, который помогает не разрушить, а восстановить отношения конфликтующих сторон:
- обсудить последствия конфликта и избавиться от негативных эмоций;
- самим найти устраивающие всех решения;
- понять, как избежать повторения конфликта в будущем.

На занятиях ведущий помогает участникам освоить восстановительные действия:
- извинение;
- прощение;
- стремление искренне загладить причиненный вред;
- заключение примирительного договора.

Обучая подростков в «Службе примирения», мы достигаем одновременно несколько целей:
1. Поддерживаем благоприятную психологическую атмосферу в отрядах, лагере, школе, так как обученные дети с энтузиазмом примиряют сверстников в конфликтных ситуациях.
2. Передаем подросткам багажа теоретических знаний и практических умений квалифицированного медиатора в пользование им в дальнейшем.
3. Создаём ситуации успеха для будущих медиаторов как залога успешности в жизни.

Похожие записи:

Игра-путешествие по станциям "Маршрут безопасности" в летнем пришкольном лагере. Сценарий Игра-путешествие в детском оздоровительном лагере. Сценарий Чем занять детей в летнем пришкольном лагере Песня для прощального костра

Похожие статьи:

Календарь лета для лагеря

Анкеты для летнего лагеря

Дополнительное образование в летнем лагере

Интеллектуальное казино. Сценарий в лагере

Шумные игры в лагере

Формирование эмоциональной устойчивости педагога
Опубликовано: 40 дней назад (24 августа 2022)
Просмотров: 98
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!