Интеллектуальная игра
«Экологический кубик»
Автор: Белокурова Марина Ярневна, библиотекарь, МБОУ СОШ №2, г. Кандалакша, Мурманская область
Интеллектуальная экологическая игра, предназначена для внеклассного мероприятия в 5 классе. Мероприятие может быть интересно классным руководителям, биологам, библиотекарям, педагогам дополнительного образования. Игра помогает развивать познавательный интерес, творческие способности учащихся, воспитывать бережное отношение к природе и потребность в охране окружающей среды.
Цель: Формирование экологического мировоззрения школьников.
Задачи:
1.Развивать познавательные способности учащихся
2.Прививать навыки экологической культуры
3. Воспитывать любовь к природе, к своей малой родине.
Оформление:
1. Большие планшеты 2 штуки, вверху надпись «Экологический кубик»
2. Большой кубик (как кубик Рубика – большого размера)
3. На маленьких карточках изображены рыбы – 6 штук
4. На маленьких карточках изображены следы животных – 6 штук
5. Кубики с заданиями, указанными в тексте
6. Кубики с изображениями деревьев (форма, плод, лист)
7. Карточки с номерами ответов с 1 по 5
8. Карточки с названиями рек
9. Фотографии птиц
10. Корм для птиц (разный)
11. Перышки от птиц
12. Игровые столы по числу участников или команд
13. Музыкальное оформление
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!
Сегодня мы собрались здесь, чтобы принять участие в интеллектуальной игре «Экологический кубик». А тема ее очень злободневна и актуальна – это экология! И форма проведения игры знакома каждому из нас. Помните, когда-то мы строили из кубиков «волшебные замки»; с их помощью учились грамоте и математике. В начале 80-х годов самой популярной игрушкой стал кубик Рубика. Вот и сегодня кубик вместе с нами.
В игре «Экологический кубик» принимают участие 2 команды. Спонсоры игры предоставили суперприз и другие ценные подарки. Надеемся на поддержку зрителей, желаем удачи участникам и начинаем игру.
1 конкурс: ГОЛУБЫЕ ПРОСТОРЫ.
Ведущий: Представим себе, что мы собираем разные стороны кубика. И приложив ряд усилий, у нас получилась первая сторона – голубая. И первая тема игры «Голубые просторы». Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете, поднимая нужную карточку.
1. Куда впадает река Нива? -30 баллов – (Белое море)
2.Самое большое озеро Кольского полуострова? – 20 баллов – (Имандра)
3.Какие реки находятся в окрестностях Кандалакши? – 10 баллов – (Нива, Ковда, Тумча, Иова)
4.Что означает название реки Нива? – 10 баллов – (Быстрая)
А теперь меняем вариант вопросов и ответов. Перед вами изображения 6 рыб:
1. Щука
2. Форель
3. Камбала
4. Семга
5. Палтус
6. Треска
Ответьте на вопросы, поднимая табличку, с соответствующей цифрой. (Вопрос оценивается в 30 баллов).
1. Назовите рыб, которых искусственно разводят? (2,4)
2. Какие рыбы являются долгожителями? (1,5)
3. Какая рыба ведет донный образ жизни? (3)
4. Назовите рыбу, изображение которой осталось. (6)
Жюри подводит итоги первого конкурса, а мы продолжаем собирать кубик. Подумали, покрутили и ура! Готова еще одна сторона – фиолетовая.
2 конкурс: БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ
Следопыты – внимание! Перед вами следы:
1. (Лиса
2. Волк
3. Белка
4. Заяц
5. Медведь
6. Песец)
В течение 30 секунд думаем и отвечаем на вопрос, который оценивается в 20 баллов.
1. Чей след самый крупный? (5)
2. Какой зверь не проваливается в снегу? (2,4)
3. Назовите остальные следы
Подводим итоги второго тура. Удача на сей раз отвернулась от….участников игры. Но вы не огорчайтесь, у вас есть возможность еще поймать ее за хвост.
А на кубике вырисовывается третья сторона – желтая.
3 конкурс: НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ.
Перед вами фотографии птиц. Назовите их. (Оценивается в 30 баллов.) (Фотографии птиц, которые водятся в нашей местности).
Перед вами образцы корма для птиц. Внимательно посмотрите и определите чье это лакомство? (оценивается в 50 баллов)
Перышки. Определите, пожалуйста, какие птицы потеряли свои перышки. (Оценивается в 40 баллов)
Пока жюри подводит итоги, мы соберем следующую сторону кубика – красную.
4 конкурс: ПО СТРАНИЦАМ КРАСНОЙ КНИГИ
Участники получают кубики с вопросами на каждой грани. Бросок – вопрос – ответ. Каждый правильный ответ оценивается в 40 баллов.
1. Какие охраняемые растения нашего края занесены в Красную книгу? (орхидея, ландыш, купальница, кувшинка)
2. Назовите охраняемое растение, у которого цветы уходят под воду. (белая кувшинка)
3. Бежала, бежала красавица и обронила башмачок, красивый, золотой, с красновато-коричневыми ленточками, и превратился он в прекрасный цветок. Название цветка. (Венерин башмачок)
4. Какое растение цветет в нашем крае на опушках леса, вдоль дорог все лето? (иван-чай)
5. У какого цветка белые горошки висят на зеленой ножке? (ландыш)
6. Что такое экология?
Прежде чем перейти к следующему конкурсу, давайте послушаем предварительные итоги нашего уважаемого жюри. Кто сколько баллов набрал?
И еще одна сторона кубика – зеленая.
5 конкурс: ЗЕЛЕНЫЙ ДРУГ
На гранях кубика изображены деревья. По форме дерева, его плоду, листу определите название. (Изображены деревья:
1. Береза
2. Осина
3. Тополь
4. Рябина
5. Ель
6. Сосна)
За 1 минуту назвать деревья. За полный правильный ответ – 30 баллов.
А зрителей мы приглашаем в лесную аптеку.
ВИКТОРИНА
1. Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах? (подорожник)
2. Какая ягода заменяет лимон? (клюква)
3. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (мох сфагнум)
4. Какие свежие ягоды можно достать в лесу зимой из-под снега? (брусника)
5. «Северная малина» - что это за ягоды? (морошка)
Время последнего конкурса истекло. Жюри подводит итог. В финале победу одержала команда….
И последняя сторона нашего кубика – белая. Почему эта сторона осталась белая? В нашем крае много неизведанных и неисследованных мест. И вы, в своем будущем, познав законы природы, используя свои наблюдения и знания, сможете сделать так, что белые пятна на карте нашего края почти совсем исчезнут.
И в завершении нашей игры мы предлагаем вам посмотреть небольшой фильм.
Рекомендуем посмотреть:
НООД "Что мы знаем о птицах". ОО "Познание" (мир природы). Старшая группа
Экологические сказки для младших школьников
Экологическая акция «Спасатели»
Видеоролик по экологическому воспитанию в начальном звене
Похожие статьи:
Ролевая игра. Половая идентификация мальчиков и девочек в игре. Воспитание детей в игре
Использование игры для развития ребенка. Игровая методика Николая Зайцева
Игры для всей семьи. Русское лото
Роль игры в жизни ребенка. Понимание роли игры в жизни детей
Подвижные игры для детей