Работа с младшими школьниками по профилактике дорожно-транспортного травматизма
Материал будет полезен учителям и воспитателям начального звена. Знакомит с профилактикой дорожно-транспортного травматизма учащихся начального звена,с мероприятиями в рамках месячника по ПДД.
Автор: Бестик Ирина Викторовна, воспитатель КГУ "Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха", Казахстан, СКО, г. Петропавловск.
Одним из важных компонентов учебно-воспитательной работы является профилактика дорожно–транспортных происшествий с участием детей. Большинство образовательных учреждений расположены вблизи автотранспортных дорог, шоссе с оживленным движением. В связи с этим обстоятельством потребность углубленного изучения в образовательных учреждениях правил дорожного движения с младшими школьниками всегда остается актуальной.
Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ними растет число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут десятки людей, более тысячи получают серьезные травмы. Очень часто это происходит потому, что дети не знают правил дорожного движения или нарушают их, не осознавая трагических последствий своей беспечности. Основные причины ДТП с годами не изменяются: это неудовлетворительные дорожные условия, нарушения правил дорожного движения пешеходами, несоблюдение очередности проезда, управление транспортом в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, превышение скорости. Практически каждое третье ДТП совершено по вине пешеходов.
Важно, чтобы у каждого учащегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении правил дорожного движения. Для того чтобы сформировать устойчивые знания и прочные навыки культурного поведения на улице и в транспорте у детей, постоянно знакомить с правилами дорожного движения был разработан курс занятий по ПДД и к нему учебно-тематический план к занятиям в группе.
Цель занятий: прививать убеждение в необходимости следовать поведенческим нормам и качествам: дисциплинированности, внимательности, выдержанности, организованности; вызывать уважительное отношение к труду водителей, к пешеходам и пассажирам, прививать навыки дорожной безопасности.
Задачи занятий, обеспечивающие реализацию данной цели:
• формирование потребности в изучении и соблюдении ПДД,
• развитие интереса к дорожной азбуке;
• расширение и углубление знаний по ПДД;
• воспитание навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Занятия проводятся два раза в месяц. Материал подобран с учетом возрастных особенностей младших школьников. Используются разнообразные виды деятельности, дифференцированные методы, приемы воспитательной работы во внеурочной работе, сюжетно-ролевые, подвижные, настольные игры, на занятиях используется хорошо продуманная наглядность. Каждое правило сопровождается иллюстрацией или описанием конкретной ситуации, в которой ребенок должен выбрать оптимальный вариант поведения и обязательно обосновать этот выбор. Все формы работы на занятиях преследуют одну важную цель – осознание детьми важности соблюдения правил дорожного движения.
Когда после длительного периода посещения школы у детей наступают каникулы – период свободного времени, то происходит смена стереотипа поведения. Касается это и поведения детей на дороге. Степень дисциплинированности и самоконтроля поведения значительно снижается. Каникулы – это время, когда большинство детей находятся под контролем взрослых непостоянно. Естественно, что в этот период дети значительную часть своего времени проводят на улице. Поэтому именно перед каникулами проводятся внеклассные мероприятия со всеми начальными классами вместе с целью напоминания о необходимости соблюдения правил дорожного движения и безопасности на дорогах.
Полученные знания на занятиях, направленных на изучения правил дорожного движения помогут детям не только в детском возрасте, а также и во взрослой жизни.
Во внеурочное время в процессе предметно-практической деятельности в беседах, на занятиях рисования и моделирования, в ролевых, дидактических, подвижных играх, экскурсиях по городу, на занятиях внеклассного чтения младшие школьники с нарушениями слуха знакомятся с понятиями «светофор», «перекресток», «дорога», «транспорт», «дорожные знаки» и др.
В начале каждого учебного года проводится месячник по ПДД, в течение которого воспитатели начальных классов уделяют серьезное внимание профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения.
В рамках месячника были проведены беседы: «Дорога в школу», «Улица полна неожиданностей», «Дорожные знаки. Какие они бывают», «Улицы на твоём пути»; занятия по ИЗО: «Секунда это много или мало?», «Виды транспортных средств». Воспитателями начальных классов были проведены экскурсии « Светофор – мой друг», цель которых является формирование практических навыков поведения на перекрестке, при переходе проезжей части, на остановках и в общественном транспорте. Кроме того, воспитателями начальных классов постоянно на внеклассных занятиях организуются показы обучающихся мультипликационных фильмов «Азбука дорожного движения», «Уроки безопасности тетушки Совы», « Мой друг Светофор» и др., в своей работе воспитатели используют презентации по ПДД. Ежегодно проводиться тематическая выставка рисунков по правилам дорожного движения.
В конце месячника по ПДД проводится итоговое занятие по правилам дорожного движения («В стране Светофории», «Азбука дороги», «Знатоки ПДД», «Колесо безопасности»), организованное воспитателями 2 классов. Праздник получился познавательным, интересным, насыщенный дидактическими и подвижными играми. Учащиеся начальных классов повторяют дорожные знаки, вспоминают правила безопасного поведения на улице «Где можно играть и где нельзя играть», знакомятся с работой регулировщика и закрепляют раннее полученные знания по ПДД.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий конкурсной программы по ПДД в подготовительной группе
Интегрированный физкультурно-спортивный праздник с участием родителей и сотрудника ГИБДД в средней г
Как избежать синдром «сгорания»!
Профилактика профессионального выгорания педагогов
Похожие статьи:
Участники дорожного движения. Зачем нужны правила дорожного движения?
История появления правил дорожного движения. История светофора
Как устроен светофор
Дорога и её составные части
Может ли сразу остановиться транспортное средство?