Методические рекомендации направленные на профилактику профессиональных деформаций у представителей социальных профессий
Цель:ознакомить профессионалов социальной сферы деятельности с понятием профессионального выгорания и методами профилактики данного вида деформации.
Задачи:
1. Познакомить работников социальной сферы с понятиями профессиональных деформаций и выгорания.
2. Выявить тенденции к развитию профессионального выгорания, путем самодиагностики.
3. Ознакомить людей с рекомендациями по профилактике процессов профессионального выгорания
Анонс: Профессия воспитатель, по классификации Дж.Холланда относится к социономическому типу. Люди данного типа ориентированы на общение и взаимодействие с другими людьми. Для них свойственны ярко выраженные коммуникативные способности, они чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая их эмоции и чувства, способны к сопереживанию и состраданию. Люди профессий социономического типа любят поучать и воспитывать окружающих. Поскольку профессии данного типа имеют предметом своей деятельности взаимоотношения с людьми, они требуют большой психоэмоциональной отдачи работника данной сферы деятельности, что оставляет определенный след на личности самого профессионала.
Целевая аудитория: психологи различных учебных заведение, специалисты социономических профессий (воспитатели, педагоги, учителя и т.д.)
Социальные профессии, такие как воспитатель, учитель, педагог, психолог и другие, имеют предметом своей деятельности взаимоотношения с различными людьми, что требует большой психоэмоциональной отдачи работника данной сферы деятельности. В свою очередь это оставляет определенный след на личности самого профессионала. Этот след, может оказать негативное влияние на личность человека и привести к развитию профессиональных деформаций, и крайнему их проявлению — профессиональному выгоранию.
Профессиональное выгорание, обычно, понимается как форма профессиональной деформации личности которое отрицательно сказывается на эффективности профессиональной деятельности и межличностном взаимодействии в профессиях социального типа.
При проявлении профессионального выгорания можно выделить следующие симптомы: усталость, физическое утомление, истощение, изменение веса, бессонница, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие, усталость, агрессивность, раздражительность, во время работы появляются усталость и желание отдохнуть, безразличие к еде, малая физическая нагрузка, несчастные случаи - падения, травмы, аварии и прочее, падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем, скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни, большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу, низкая социальная активность, падение интереса к досугу, социальные контакты ограничиваются работой, скудные отношения на работе и дома, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег и т. д.
Современные научные исследования доказывают тот факт, что больше всего появлению профессиональных деформаций и выгоранию подвержены специалисты со стажем работы свыше 10 лет.
У вас есть возможность провести личную экспресс самодиагностику и оценить со бственные тенденции к выгоранию (или их отсутствие).
На следующие предложения отвечайте «да» или «нет»:
1. Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен
2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления
3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры
4. То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики.
5. На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. 6. Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленно
7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной
8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое
9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям
10. За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое
Количество положительных ответов подсчитайте.
Оценка результатов:
0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит.
2-6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.
Если результаты оказались неожиданными для вас, не стоит расстраиваться. Все и всегда можно исправить. Если вы хотите продолжить работать в выбранной вами сфере, если вам это нравится, но есть небольшие трудности, предлагаю вашему вниманию комплекс методических рекомендации направленные на профилактику профессиональных деформаций у представителей социономических профессий.
Рекомендации:
1. Постарайтесь осознавать и принимать свои чувства и эмоции. Да, мы не можем в лицо сказать начальнику «какой он хороший», но мы можем мысленно себе признаться: «Сейчас я злюсь, гневаюсь и раздражаюсь, а хотел(а) бы чувствовать себя хорошо и спокойно, но пока не знаю как это сделать». Эта волшебная фраза быстро снимает излишнее напряжение. Ведь подавленные эмоции очень негативно отражаются на нашем здоровье.
2. Работайте, когда вы работаете и отдыхайте, когда отдыхаете. Правильно отдыхать очень важно, возможно, даже важнее, чем работать. Забудьте о работе, когда вы дома или в отпуске, и наоборот, не нужно тащить домашние проблемы на работу. Подобное переключение отлично скажется на вашей карьере и эмоциональном состоянии.
3. Не чурайтесь профессиональной помощи. Ситуации в жизни бывают различные, некоторые, мы и предсказать не можем. Самое главное, здесь, это наше отношение. Если вы не можете справится с какой-либо волнующей проблемой — обратитесь к специалисту (психологу, психотерапевту). До сих пор в нашем обществе существует стереотип: я ж не псих идти к психологу. Но, если вы адекватный и здравомыслящий человек, не пренебрегайте и уж тем более не бойтесь обратиться к психологу за помощью.
4. Бесконечная новизна. Мир меняется с такой силой, что порой, очень сложно уловить последние модные тенденции. Мы всегда должны идти в новизну: постоянно узнавать что-то новое, общаться с разными людьми, специалистами, придумывать, выдумывать, творить, ломать шаблоны. И самое главное, получать удовольствие от того, чем мы занимаемся.
5. Бесконечное саморазвитие. Век живи — век учись. Вся мудрость нашей жизни в этих словах. Грош цена тому профессору, который защитил докторскую и кичится этим, не познавая ничего нового. Профессиональный мир дает нам множество возможностей для саморазвития. Это и курсы повышения квалификации, и различные семинары, тренинги, курсы переподготовки и многое другое.
Адекватный и осознанный выбор профессии, которая приносит счастье и удовольствие в вашу жизнь, есть успех и путь развития здоровой и гармоничной личности.
Рекомендуем посмотреть:
Профилактика дорожно-транспортного травматизма в младшем звене
Как избежать синдром «сгорания»!
Тренинг для педагогов ДОУ. Профилактика эмоционального выгорания у педагогов