Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Национальное воспитание школьников на внеклассных занятиях по изобразительной деятельности

Статья «Национальное воспитание школьников на внеклассных занятиях по изобразительной деятельности»

Автор: Бестик Ирина Викторовна, воспитатель КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха», Республика Казахстан, СКО, г. Петропавловск.
Описание: данная статья будет полезна учителям и воспитателям для работы по формированию национального воспитания школьников на уроках и занятиях по изобразительной деятельности.
Цель: знакомство с направлениями работы по национальному воспитанию школьников с нарушениями слуха на внеклассных занятиях по изобразительной деятельности.
Задачи:
– познакомить педагогов школы с работой воспитателя по формированию национального воспитания на внеклассных занятиях по изобразительной деятельности,
– обобщить и систематизировать опыт работы в данном направлении,
- дать методические рекомендации.
Оборудование: мультимедийная презентация.

В связи с демократическими реформами, гуманизацией общественной жизни и исходя из государственных интересов Республики Казахстан, направленных на сохранение межэтнической стабильности, утверждения казахстанского патриотизма и этнического возрождения народов в современном обществе, продолжает возрастать роль национального воспитания подрастающего поколения.
Глава Государства призывает укреплять национальный дух Казахстана – дух традиций, патриотизма, обновления и побед. Ведь только зная свои национальные корни, уходящие вглубь веков, можно воспитать у детей и молодежи уважение к достоянию прошлого, искреннюю любовь к родной земле и вырастить из них истинных патриотов своей Родины, которые сохранят и бережно передадут накопленные знания будущим поколениям.

Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребёнка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. А при неполноценном слуховом восприятии оказывается сложным достаточное накопление словарного запаса и овладение в полной мере понятиями: высокая гражданская ответственность, духовность, межнациональное согласие, толерантность, национальная идентичность.
Одной из форм воспитательного процесса по национальному воспитанию могут быть внеклассные занятия по изобразительной деятельности. При составлении календарно-тематического плана внеклассных занятий по изобразительной деятельности мы стараемся отразить темы, посвященные государственным и национальным праздникам Республики Казахстан: День языков народа Казахстана, День учителя, День Первого Президента, День Независимости, Новый год, Международный женский день, Наурыз мейрамы, Праздник единства народа Казахстана, День защитника Отечества, День Победы, а так же тематических недель и месячников, проводимых в рамках воспитательной работы школы-интерната.
На внеклассных занятиях по изобразительной деятельности мы с детьми рисуем иллюстрации к популярным сказкам народов Казахстана, используя нетрадиционные средства рисования – восковые мелки. Красота таких рисунков передается с помощью света, тени, направления штрихов. На занятиях учащиеся с нарушениями слуха учатся составлять иллюстрации к любимым народным сказкам, учатся передавать в рисунке сюжет сказки, характерные черты полюбившихся героев, а самое главное у них появляется интерес к изучению устного народного творчества. На внеклассных занятиях по изобразительной деятельности мы рисовали иллюстрации к казахским народным сказкам «Ер Тостик», «Как Алдар-Косе женился», к русским народным сказкам «Морозко», «Хитрая лисица и глупый волк», к таджикской сказке «Листочек».

В рамках тематической декады по здоровому образу жизни на внеклассных занятиях мы рисуем агитационные плакаты в технике «Коллаж». Во время занятия учащиеся не только знакомятся с практическими приемами изготовления коллажа и подборки материалов, с основами композиционного построения изображения, но и с казахскими и русскими народными пословицами и поговорками о здоровье. Эти малые формы устного народного поэтического творчества выражают собой народную мудрость, которая имеет назидательный смысл. Пословицы и поговорки стараюсь подобрать к занятию так, чтобы их смысл был понятен детям, или они могли проверить их на практике.

Одним из механизмов реализации национального воспитания является краеведческая работа. Используя различные средства изображения, мы рисуем на внеклассных занятиях пейзажи родного края в разное время года, достопримечательности Петропавловска. Пейзажи выполняются в нетрадиционных техниках «Рисование по мокрому листу» и «Рисование свечой». Эти интереснейшие приемы помогают сделать некоторые детали рисунка с особой текстурой, например, пушистыми, более реалистичными. Согласно общешкольному плану воспитательной работы были проведены следующие внеклассные занятия по изодеятельности: «Петропавловск – город моей судьбы», «Посвящение Родине», «Мой родной край», «Мы встречаем Наурыз», «В единстве - наша сила», на которых учащиеся с нарушениями слуха знакомятся с культурными ценностями и традициями своей малой Родины.
Объемная аппликация – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Этот вид деятельности близок любому ребенку, поэтому в своей работе мы чаще используем этот вид бумагопластики. В технике объемной аппликации мы сделали поделку «Венок дружбы» и «Национальные жилища народов Казахстана» для школьного Центра Мира и Согласия. Во время внеклассных занятий воспитатель не только знакомит учащихся с приемами и техникой выполнения объемной аппликации, но и рассказывает историю празднования «Дня единства народа Казахстана», обогащая словарный запас учащихся такими понятиями, как «толерантность», «межэтническое согласие», «многонациональное государство», «культурное наследие». Учащиеся знакомятся с национальными традициями и обычаями народов Казахстана, осознавая то, что «дружба», «понимание» и «согласие» необходимы для мирной жизни в стране, где проживают более 150 наций и народностей.


Для школьного Центра Мира и Согласия учащиеся на внеклассных занятиях по изобразительной деятельности раскрасили лопатки в национальных стилях, которые мальчики сделали своими руками на уроках трудового обучения, национальную посуду, выполненную в технике «Папье-маше» и изготовленную ребятами старших классов. Во время внеклассных занятий учащиеся познакомились с приёмами русской старинной декоративной росписи – хохлома, городецкая роспись, и с видами национальных казахских орнаментов. У каждого народа Казахстана есть своя самобытная культура, элементами которой являются узоры и орнаменты. Знакомство с такими яркими элементами национальных культур проводится и на других внеклассных занятиях по изобразительной деятельности.


Одной из задач по национальному воспитанию является привитие любви к владению родным и государственным языками, которую можно достигать практически на всех внеклассных занятиях по изобразительной деятельности. Для этого воспитатели подбирают к своим занятиям дидактический и речевой материалы, которые соответствуют темам внеклассных занятий. Например, при проведении внеклассного занятия по теме: «Новогодняя открытка» можно предложить учащимся такое задание: «Установи соответствие». На внеклассном занятии по теме: «Мой родной край» можно предложить учащимся составить пословицы или подобрать слово и сказать его по-казахски. На внеклассных занятиях по изобразительной деятельности можно использовать не только небольшие стихи и загадки на русском, но и на казахском языке, учитывая при этом доступность и понимание речевого материала для детей.


На своих внеклассных занятиях воспитателю необходимо постоянно доносить до сознания неслышащих учащихся, что они должны стать настоящими патриотами своей страны, любить и почитать свою историю, культуру, традиции, стремиться сохранить и приумножить духовные и культурные ценности своей Родины для будущих поколений.
Воспитание в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей с нарушениями слуха. Вся работа, проводимая по национальному воспитанию на внеклассных занятиях по изобразительной деятельности, направлена на развитие у ребёнка чувства прекрасного, толерантного отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребёнок будет любить, и по - настоящему ценить свой край, если мы научим его этому.
Положительным результатом работы воспитателей и педагогов дополнительного образования по национальному воспитанию считаю и:
- участие и победы наших детей в творческих конкурсах различного уровня, участие и победы в городских и областных выставках декоративно-прикладного искусства, проводимых с целью сохранения духовного и культурного наследия народов Казахстана;

- участие педагогов в республиканских и международных научно-практических конференциях по дополнительному образованию и по патриотическому воспитанию школьников.

В своих выступлениях глава государства неоднократно подчеркивал, что в общеобразовательных учреждениях должны быть созданы все необходимые условия для воспитания высоконравственных, образованных, духовно-богатых, трудолюбивых, физически развитых, достойных граждан Казахстана.
Презентация на тему: Национальное воспитание школьников на внеклассных занятиях по изобразительной деятельности

Рекомендуем посмотреть:

Художественная деятельность для школьников Занятие по декоративно-прикладному творчеству в начальной школе. Гжель Беседа о творчестве художников-анималистов в начальной школе Конспект занятия ИЗО в изостудии
Участник №75 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 октября 2017 года по 20 января 2018 года
Внеклассное занятие с презентацией по теме: «Символы моей Родины», 5 класс | Внеклассное мероприятие на тему ЗОЖ с презентацией, 9 класс. Пивной алкоголизм
Опубликовано: 2521 день назад (30 декабря 2017)
Просмотров: 4700
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Ольга Станиславовна Средина # 30 декабря 2017 в 11:50 +1
Ирина Викторовна, познакомилась с Вашей работой и конечно ставлю КЛАСС. Важное, нужное направление Вы представили.