ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Кружка «Мастерилки» для детей 6- 7 лет
Аннотация: в данной программе описывается работа с детьми старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию. Разработан учебно- тематический план работы. В содержании программы представлено фото поделки, материал для её изготовления.
Пояснительная записка
Данная дополнительная образовательная программа имеет художественно- эстетическую направленность.
Новизна данной программы состоит в том, что в ней полно и широко конкретизировано, дополнено, расширено и систематизировано использование нетрадиционных видов аппликации и конструирования из бумаги и бросового материала через принципы, формы и методы обучения; подробно охарактеризована структура работы с детьми и родителями. Весь процесс деятельности детей осуществляется через игру, побуждая детей к художественному самовыражению.
В современном мире формирование творческой личности ребенка является одной из важных задач дошкольного образования. Принимая к сведению, что большую часть времени дети проводят в стенах дошкольного учреждения, очевидно, что именно здесь надо создавать благоприятные условия для развития творческих способностей ребенка.
Для формирования творческой личности ребенка недостаточно традиционных средств, чтобы выразить свои фантазии в полном объеме. Продуктивная деятельность, разновидностью которой является и нетрадиционные виды аппликации, и конструирование из бумаги и бросового материала– один из эффективных методов самовыражения, развития творческого потенциала и индивидуальных способностей каждого ребенка.
Активная работа кружка будет способствовать воспитанию у ребенка художественно-эстетического восприятия; расширению кругозора; развитию эмоциональных чувств, воображения, фантазии, мышления, трудолюбия.
Основная цель программы: художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
Развивать мелкую моторику рук. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности. Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма. Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным. Формировать художественный вкус. Осуществлять индивидуальный подход к детям ,как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности.
Основой для разработки рабочей программы по художественно- эстетическому развитию у детей старшего дошкольного возраста стали:
Принципы организации работы кружка
Принцип системности и регулярности проведения занятий
Принцип наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории
Принцип подачи материала от «простого к сложному»
Принцип преемственности (структура занятий от года к году однотипна, но подаваемый материал задания усложняется, требования к качеству выполнения работы повышается)
Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы- 6- 7 лет.
Программа реализуется в течение одного года обучения- 28 часа.
Количество непосредственно образовательной деятельности за год - 28, в неделю – 1 раз во второй половине дня.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 6- 7 лет - 30 минут.
Срок реализации программы с октября по апрель.
Форма работы кружка тематическая совместная деятельность детей и педагога
Форма организации детей- групповая.
Формы проведения занятий: Выставки, галерея, конкурс, ярмарка, творческая мастерская.
Методы работы
Словесный (беседа, рассказ, чтение художественной литературы);
Наглядный (демонстрация педагогом готовой композиции, рассматривание иллюстраций);
Практический (выполнение работ детьми по образцу).
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе предполагается овладение детьми такими знаниями, умениями и навыками, как:
Обогащение знаний у детей о разных видах художественного творчества.
Овладение новыми приемами работы с материалами в разных техниках аппликации и конструирования
Умение самостоятельно планировать свою работу и технологично осуществлять замысел
Умение создавать композиции, используя подходящие материалы, инструменты
Умение следовать правилам безопасной работы с используемыми материалами и инструментами (ножницы, мелкие предметы)
Повышение уровня развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Диагностика сформированности художественно- творческих способностей в конце учебного года. Выставки рисунков, поделок, творческих работ. Участие в конкурсах разного уровня.
Для анализа сформированности художественно-творческих способностей дошкольников используется модифицированная диагностика Н.А. Лепской, которая позволит выявить степень сформированности художественно-творческих способностей у детей. Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)
Учебно- тематический план
Октябрь
Осень
1.Цветы из тыквенных семечек
Материал: лист картона, клей ПВА или клей – карандаш, вода, краски гуашь или акварельные, простой карандаш, кисть, семечки тыквы, лак.
2. Вертолётики
Материал: футляр от киндер- сюрприза, «самолётики» от клена, пластилин, зубочистки.
3.Красивые цветы (семена подсолнечника и тыквы)
Материалы: пластилин, семена подсолнечника и тыквы, бумага для шаблона, краска, карандаши для стебля, стаканчик для цветов.
4.Осеннее дерево
Материалы: цветная двухсторонняя бумага (по одному листу: красной, светло-зеленой, оранжевой, 3 листа желтой); цветной картон (2 листа коричневого и лист зеленого цвета); ножницы простые; ножницы фигурные; клеящий карандаш; линейка, простой карандаш; 2 круга : диаметр – 13 см и 19 см .
Ноябрь
Игрушки
1.Человечек из пластиковой бутылки
Материалы: пластиковая бутылка, цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, цветные нитки.
2.Корзинка из газет
Материалы: глянцевые журналы, клей
3.Муха- цокотуха
Материалы: цветная и бархатная бумага, кусочек целлофановой плёнки (белой или прозрачной), цветной фон — основа, шерстяные чёрные нитки, монетка, ножницы, клей.
4.Подставка для карандашей
Материалы: ножницы; салфетки бумажные; клей ПВА; газета; степлер; коробочки из под сока.
Декабрь
Новый год
1 Снеговичок
Материал: два носка (один из них белого цвета), рис (круглый), пуговицы, красивая веревочка, бумага оранжевого цвета или оранжевый карандаш.
2 Лыжник
Материал: белый картон, зубочистки, деревянные палочки для мороженого,фломастеры.
3 Снежинка
Материалы: ножницы; кусочек пенопласта; клей - карандаш; зубочистки; салфетки.
4 Ёлочка
Материал: ватные диски — 1уп. Картон средней толщины либо полипропилен; клей.
Январь
Зима
1 Всюду снег, в снегу дома
Материал: бумага чёрная; бумага «вафельная» из коробки конфет;гуашь белая; снежинки из белой бумаги; клей; кисточки и ватные палочки.
2 Ребятки- снегурятки
Материал: плотная белая бумага(1/3 альбомного листа (по вертикали), клей, гофрированная цветная бумага (салфетки), фломастеры, ножницы.
3 Снеговик из стаканчиков пластиковых
Материал: пластиковые (бумажные) стаканчики, фломастеры, гофрированная бумага, цветной картон.
4 Снеговик из ладошек
Материал: белая бумага, ножницы, клей, три круга разного диаметра из плотного картона.
Февраль
Животный мир
1 Пальчиковый театр
Материал: цветной картон, фломастеры, ножницы.
2 Пингвин (коробочка для мелочей)
Материал: пластиковая бутылка (половинка с донышком); бархатная бумага, ножницы, двусторонний скотч.
3 Кошка Маша
Материал: рулончик от туалетной бумаги, фантики, ватные диски, клей, фломастеры.
4 Зайка
Материал: рулончик от туалетной бумаги, фантики, ватные диски, клей, фломастеры.
Март
Весна
1 Сирень
Материалы: для фона белая бумажная тарелка, зеленая цветная бумага квадраты 5х5 см, зеленая гофрированная бумага квадраты 5х5 см, полоски 5х10 см, сиреневая и белая гофрированная бумага квадратики 2х2 см,простой карандаш, трафарет половинки листа сирени, ножницы. клей ПВА.
2 Бабочки
Материал: тёсанные палочки, цветная бумага, клей или степлер, ножницы,фломастеры, карандаши, тонкие верёвочки.
3 Уточка
Материалы : бумага красного и светло-желтого цвета, картон желтого цвета , красная хлопчатобумажная нить длиной 40 см (может быть узкая тесьма или шнурок)
4 Муравей
Материал: яичные подложки, проволока, гуашь, ножницы.
Апрель
Цветы
1 Цветы из ткани и пуговиц
Материал: кусочки разноцветного фетра, яркие пуговицы, нитки, деревянные палочки.
2 Объёмный цветок из конусов
Материал: цветная бумага, ножницы, клей.
3 Букет в плетёной вазе
Материал: цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы.
4 Открытка к 9 мая «Гвоздика»
Материал: цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, георгиевская лента
Задачи работы руководителя кружка по взаимодействию с родителями:
- Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
- Объединить усилия для развития у детей художественного творчества и конструктивных способностей;
- Создать атмосферу взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей ;
- Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия руководителя кружка с родителями:
Доброжелательный стиль общения педагога с родителями.
Индивидуальный подход.
Сотрудничество, а не настойчивость.
Серьёзная подготовка. (Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить).
Динамичность.
План работы с родителями
Октябрь
Беседа с родителями о сборе необходимого материала для изготовления поделок (бросовый , природный материал, бумагу разной фактуры и т.п.)
Конкурс семейных работ «Семейный логотип».
Ноябрь
Папка- передвижка «Творите своими руками»
Декабрь
Консультация «Творческий ребёнок»
Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка» ( нетрадиционное техника выполнения творческих работ, с использованием разнообразных материалов).
Январь
Папка- передвижка « Волшебная бумага»
Февраль
Консультация «Как воспитать творческую личность»
Март
Буклет «Истоки рукоделия»
Апрель
Акция «Украсим землю цветами» - поделки, оригами из бумаги, созданные совместно с родителям к «Дню земли»
Список литературы:
1. Давыдова Г.Н. “Детский дизайн. Пластилинография”. М.:Скрипторий, 2006, 80с.
2. Казакова Р.Г. “Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники” – М.: ТЦ Сфера, 2004, 128с.
3. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. “Аппликация в детском саду” - Ярославль: Академия развития, 2000, 144с.
4. Парамонова Л. А. « Детское творческое конструирование».
5. Петрова И.М. “Объёмная аппликация” – Спб.: Детство-пресс, 2002, 48с.
6. Петрова И. М. « Волшебные полоски».
7. Рябко Н.Б. “Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика” – М.: Педобщество России, 2009, 64с.
8. Садилова Л. А. «Поделки из мятой бумаги».
9. Соколова С. В. « Оригами для самых маленьких».
10. Швайко Г.С. “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду” – М.:Владос, 2002, 176с (старшая группа), 160с (подготовительная группа).
Рекомендуем посмотреть:
Бабочка из бисера. Мастер-класс с пошаговыми фото
Ромашки в технике оригами. Мастер-класс с пошаговыми фото
Объемной аппликация из полосок бумаги Одуванчик своими руками для детей 4-7 лет
Радужный цветок из бумажных кексов своими руками для детей 4-5 лет. Мастер-класс с пошаговым фото
Похожие статьи:
Осенний лист из бисера. Мастер-класс