Аппликация с использованием природного материала для детей 5-10 лет
«Миниатюра «Аквариум» с использованием природного материала»
Данный мастер-класс адаптирован для педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов и воспитателей детских садов с учетом специфики преподавания курсов биолого-прикладной направленности.
Мастер-класс может проводиться как комбинированное занятие по курсу окружающий мир (темы: «Животные уголка живой природы», Аквариум – как модель природного водоема, мини-экосистема», «Обитатели морей и океанов» и т.п.)
Цель:развитие творческих способностей учащихся при работе с природным материалом.
Задачи:
1. Образовательные:
а)Систематизировать и закрепить имеющиеся знания учащихся
2. Развивающие:
а)Способствовать развитию любознательности, расширять кругозор учащихся.
б)Развивать умения: анализировать, синтезировать и применять полученные знания.
в)Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость).
г)Способствовать развитию детского сотрудничества, обмена опытом работы по осуществлению разнообразной творческой деятельности;
3. Воспитательные:
а)Формировать этические нормы в отношении человека к природе.
б)Формировать духовную культуру и нравственность.
в)Используя красоту окружающей природы, формировать эстетически развитую личность.
Мастер-класс рассчитан на детей дошкольного и младшего школьного возраста 5-10 лет.
Данный мастер-класс может быть проведён в коррекционных школах с детьми с ограниченными возможностями.
Практическое применение: данная поделка может использоваться как настенное украшение
Тема: "Аквариум – как модель природного водоема, мини-экосистема"
Загадки:
У Тимоши на виду
Рыбки плавают в пруду.
Грустно кот глядит на пруд:
Вот поймать бы рыбку тут!
Не поймаешь… Как назло
Пруд запрятан за стекло.
(Аквариум)
На столе стеклянный дом.
В нём живёт усатый сом,
Золотые рыбки
И серые улитки.
(Аквариум)
Все желанья исполняет
К нам из сказки приплывает
Рыбка родом из Китая
Угадали?
(Золотая рыбка)
Рыбка эта как луна
Серебриста и стройна,
Осторожна и игрива
Плавает неторопливо.
(Скалярия)
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть — не мигаю,
Крылья есть — не летаю.
(Рыба)
Сама ползет,
На себе свой дом везет.
(Улитка)
Аквариум - («аква» греч. – вода) искусственный водоём, предназначенный для содержания рыб, других водных животных и растений, иначе искусственно созданная микроэкосистема. Эту систему, как и любую естественную, образуют живые организмы - растения, животные, микроорганизмы, а также элементы неживой природы - среды обитания - вода, грунт, воздух, свет.
Большое значение имеет грунт. Здесь обитают бактерии, микроорганизмы, которые осуществляют основные биохимические процессы данной экосистемы. Грунт необходим для укоренения растений и их питания. Он является важным компонентом среды обитания для роющих рыб и для рыб, нерестящихся в грунте.
Обычной чистой питьевой воде, что течет из водопроводного крана, далеко до настоящей аквариумной, т.е. "живой" воды, ей предстоит еще такой стать. Водопроводная вода проходит многочисленные и самые разнообразные очистки на специальных станциях, и для аквариума она чересчур свежая. В ней нет необходимой для природного водоема микрофлоры, т.е. микроорганизмов. Аквариум заполняют водой, не размывая при этом грунта.
Аквариум без растений - просто сосуд с водой. Растения превращают его в действующую модель природного водоема. После посадки растений аквариум начинает "дышать", "работать", и "мертвая" водопроводная вода становится "живой". Эта вода и есть главное в творчестве аквариумиста.
Аквариумные растения - не примитивные водоросли, а весьма сложные создания, тонко "чувствующие" и отзывающиеся на изменение среды обитания. Важная задача - чтобы им жилось хорошо.
Растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ и воду, а выделяют кислород. Он расходуется на дыхание и гниение. Аквариум - это искусственная экосистема с незамкнутым круговоротом веществ. Расход кислорода в процессе дыхания и гниения превышает его пополнение за счет фотосинтеза. Вода в аквариуме слабо перемешивается, в нижних слоях накапливается углекислый газ. Поэтому необходимо периодически накачивать в аквариум воздух.
Озелененному аквариуму сразу же понадобится свет: много, но не переизбыточно. Сколько требуется света устанавливается опытным путем в первые месяцы жизни аквариума.
Появились зеленые обрастания - света много. Стенки покрылись бурыми водорослями, растения вытянулись, стали бледными - света мало.
Аквариум должен около недели побыть без рыб - в нем пройдут сложные процессы взаимоотношений микрообитателей, попавших в водоем вместе с грунтом и растениями.
Поначалу вода в аквариуме помутнеет. Ни в коем случае ее не менять. Через 5-7 дней вода светлеет и приобретает особую прозрачность: происходит ее "самоочищение". Все это означает, что в аквариуме установилось биологическое равновесие.
Пора заселять водоем рыбками!
При выборе рыб главный критерий - схожесть среды обитания. Рыбы хорошо приживаются в неволе, если создать им условия, приближенные к естественным.
Размер и поведение рыбок относят к очень важным характеристикам. В природе обычно более крупные поедают мелких. Выбирая рыбок, надо убедиться в том, что даже самые мелкие обитатели аквариума достаточно велики, чтобы не стать жертвами других, причем на это надо обращать внимание и в будущем, когда рыбки подрастут. Самыми неприхотливыми рыбками считаются меченосцы, гуппи, гурами.
Пальчиковая гимнастика
Пять маленьких рыбок ныряли в реке
(имитация рыб).
Лежало большое бревно на песке
(развести руки в стороны).
Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко
(имитация ныряния).
Вторая сказала:- ведь здесь глубоко
(грозят указательным пальцем).
Третья сказала:- мне хочется спать
(руки лодочкой под ухо).
Четвертая стала чуть-чуть замерзать
(потереть кистями плечи).
Пятая крикнула:- здесь крокодил
(руками имитируют пасть крокодила).
Плывите скорее, чтоб не проглотил
(имитируют плавательные движения).
Материалы и инструменты
1. Картонная основа (плотный картон из-под старых коробок)
2. Круг из цветной бумаги (D=10-12 см)
3. Мелкие ракушки
4. Яичная скорлупа
5. Манная крупа
6. Ножницы
7. Клей ПВА/клей-карандаш
8. Веточки цинерарии, туи, папоротника и т п. (для водной растительности)
9. Квадрат ярких цветов (сторона= 5 см)
10. Кусочек атласной ленточки (4-6 см)
Описание работы:
1. Из толстого картона (послужить может старая плотная коробка) вырезать круг нужного диаметра (это основа),
затем того же диаметра из цветной бумаги голубого/синего цветов вырезать бумажный круг.
2. На обратной стороне основы сделать крепление, вырезав предварительно маленький прямоугольник и подложив под него кусочек ленточки так, чтобы получилась петелька. Соединить детали при помощи клея.
3. Работа с природным материалом: на бумажном круге оформить дно при помощи яичной скорлупы, ракушек, манной крупы):
Наклеить с одной стороны веточку цинерарии, с другой стороны - веточку туи (можно воспользоваться другой подручной растительностью):
4. Изготовить по схеме в технике оригами «рыбку», нарисовать рыбке глаза.
Приклеить изделие на бумажный фон.
Приклеить бумажный фон на основу.
5. Миниатюра «Аквариум» готова.
«Рыбка». Вариант 2 (простой)
Для рыбки можно вырезать шаблон:
Обвести рыбку по шаблону. Вырезать, нарисовать рыбке плавники, чешую, глаза.
Приклеить на бумажный фон.
Готово!
Рекомендуем посмотреть:
Аппликация из природного материала. Сова
Солнышко из семян ясеня своими руками
Аппликация из сухих листьев и цветов
Ромашки из природного материала своими руками для детей дошкольников 3-5 лет
Похожие статьи:
Аппликация из природного материала. Зайчик
Аппликации из природных материалов в летнем лагере
Аппликация из природного материала с детьми 4-5 лет. Мастер-класс с пошаговыми фото
Аппликация из природного материала на тему осень для детей пошагово с фото. Ёжик и грибок
Аппликации из природного материала для детского сада на тему «Осенние цветы». Мастер-класс с пошаговыми фото