Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству. Тема: «Брошь ко Дню Победы 9 мая»
Методическая разработка занятия в форме деловой игры «Творческая мастерская». Тема: «Брошь ко Дню Победы 9 мая».
Автор: Милостивая Оксана Геннадьевна, учитель технологии МКОУ "СОШ № 1 г. Нижнеудинск"
Конспект занятия по теме: «Брошь ко Дню Победы 9 мая».
Цель: изготовление броши из атласной ленты. Задачи: Образовательные:
- познакомить со структурой и организацией работы в мастерской;
- научить работать с атласной лентой;
- закрепить умения работать с инструкционно-технологическими картами; Развивающие:
- развить умение сравнивать свою работу с образцами, анализировать, находить свои ошибки; Воспитательные:
- воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому нашей Родины;
- воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за порученную работу перед коллективом, умение трудиться в коллективе, культуру общения;
- формировать представление о работе в цеху;
- формировать положительное отношение к труду;
- прививать навыки аккуратности и терпения. Характеристика группы: учащиеся в возрасте 9-10 лет. Продолжительность занятия: 90 минут Материальное обеспечение занятия: Наглядный и раздаточный материал:
образцы готовой броши; технологические карты; презентация «Изготовление броши ко Дню Победы 9 мая». Материалы и инструменты для выполнения работы: георгиевская лента шириной 3,5 см, ленты атласные шириной 2,5см, (красная), полубусины, кусочек фетра черного цвета, основа для броши, клеевой пистолет, ножницы, линейка. Технические средства обучения: компьютер, экран, мультимедия. Форма проведения: групповое занятие.
План работы: I. Организационный момент.
Столы сдвинуты таким образом, чтобы было удобно работать по участкам. На столах – коробки с инструментом, коробки с готовыми нарезанными квадратами, заготовками, технологические карты, инструменты.
Учащиеся готовятся к занятию. Приветствие педагога. II. Основная часть. (Вводный инструктаж)
Педагог, он начальник мастерской, проводит планерку в форме беседы, с «рабочими» (учащимися), сообщает тему и цель занятия. III. Практическая самостоятельная работа по участкам.
1. Изучение технологической карты.
2. Проверка технологом правил техники безопасности.
3. Практическая работа по участкам. Самоконтроль и взаимоконтроль. Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом:
1. Подготовить рабочее место, защитив рабочую поверхность от попадания клея.
2. Установить пистолет в правильное положение - то есть откинуть ножку-подставку и поставить на рабочую поверхность.
3. Включить пистолет в розетку, поместить клеевой стержень до упора и подождать 4-5 минуты, чтобы клей нагрелся.
4. Для подачи клея нужно плавно нажимать курок, поскольку количество выходящего клея зависит от глубины и количества нажатий.
5. Так как, клей моментально высыхает, нужно точно прикладывать деталь к поверхности.
6. Не оставляйте включенный пистолет без присмотра!!! Правила работы с ножницами и колющими предметами:
1. Прибрать рабочее место, убрать все ненужные предметы со стола.
2. Запрещается вкалывать иглы в одежду или брать в рот.
3. Хранить иглы с рабочей нитью и булавками в специальной игольнице, а ножницы в чехле и после их использования поместить на свое место.
4. Если Вы временно не работаете с ножницами, то следует отложить их на стол острыми краями от себя, обязательно с сомкнутыми лезвиями. Передавать соседу ножницы надо держась за сомкнутые лезвия, кольцами вперед. Правила техники безопасности при работе со свечой и спичками:
1. Прибрать рабочее место, убрать подальше все ненужные и легковоспламеняющиеся предметы.
2. Свечу поставить на керамическое блюдце или подсвечник, во избежание нагревания поверхности стола.
3. Не допускать игры с открытым огнем спичек или свечи, а также не трогать расплавленный воск руками.
4. При получении ожога немедленно сообщить руководителю! IV. Итог занятия.
Педагог подводит итоги, проводит анализ характерных ошибок и их причин, учитывая при этом дисциплину и культуру общения, выставляет оценку технологам, мастерам и работникам участка.
В конце урока проводится демонстрация готовых изделий. VI. Уборка рабочих мест и помещения.
Учащиеся убирают рабочие места и помещения, проветривают.
Педагог благодарит за работу и объявляет окончание урока.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Здравствуй, я очень рада вас видеть, и надеюсь что у вас прекрасное настроение. Ведь если наше сегодняшнее занятие начнется с хорошего настроения, то и весь день пройдёт в позитивном настрое.
( контроль посещаемости, готовность к занятию)
II. Основная часть. (Вводный инструктаж)
- За окошком весна, просыпается природа, поднимается настроение, хочется красоты и праздника. Какие весенние праздники вы знаете? (ответы учащихся)
Вся наша большая Российская семья отмечает праздник, великий праздник - 9 мая.
В этот день проходит очень много мероприятий в разных уголках нашей Родины.
Есть атрибуты праздника, которые отличают 9 мая от других дней в году, без которых мы уже не представляем себе этот великий день! Давайте их назовем!
Атрибутами 9 мая являются:
• весна, цветущие ветки черёмухи, сирени, запах свежей зелени деревьев, радость жизни, улыбки на лицах людей, красные гвоздики, тюльпаны,
• торжественно украшенные улицы и площади городов, поселков, с флагами, плакатами, цветами, воздушными шарами,
• георгиевские ленточки на груди многих людей, на многих машинах, которые символизируют наше уважение и память о ветеранах, о Великой Отечественной войне,
• счастливых ветеранов на улицах, в парках, на площадях городов в праздничной одежде, с орденами, букетами цветов,
• торжественный парад военной техники, стройные ряды солдат, курсантов, матросов, марширующих на параде,
• мемориальные памятники, вечный огонь, памятники неизвестным солдатам, к которым в этот день мы приносим и возлагаем цветы и венки,
• песни военных лет, песни о войне современных авторов, которые звучат по радио, ТВ, на праздничных концертах, "со слезами на глазах",
• в этот день по многим каналам ТВ показывают фильмы о войне, многие из которых мы видели не раз, но каждый раз хочется посмотреть снова, чтобы понять и помнить о тяжелом военном времени. (Слайд 2)
- Один из важных атрибутов мы назвали георгиевскую ленту, скажите, а как выглядит георгиевская лента? (Ответ ребят) А сколько на ней полос и каких? А что символизируют цвета на ленте? (Слайд 3)
- Георгиевская Лента имеет славную историю, я предлагаю вам немного окунуться в те времена, когда лента была частью награды, а сегодня как символ, атрибут праздника 9 мая. (Слайд 4)
- А ведь именно ее уже с конца апреля, а точнее с 24 апреля в рамках акции под названием «Георгиевская ленточка» раздают всем желающим бесплатно. (Слайд 5)
Это произошло весной 2005 года, тогда на улицах российских городов впервые появилась «Георгиевская ленточка». Эта акция родилась стихийно, выросла она из интернет-проекта «Наша Победа», главной целью которого, была публикация историй и фотографий времен Великой Отечественной войны. Ленточка стала своеобразным атрибутом торжественных мероприятий, традиционных встреч с ветеранами, праздничных гуляний во многих городах Российской Федерации.
- Каждый год одна и та же ситуация - сотни человек не умеют красиво разместить, завязать, приколоть ленту, кроме того не все знают, что категорически запрещается завязывать ленту на сумки, вплетать в косы! Лента должна быть на груди. А по форме ленты могут быть в виде петли, галочки, простой бантик, бантик-восьмерка. (Слайд 6)
- Кому-то это покажется мелочью, но красоты и торжественности такая неряшливость не добавляет. Поэтому предлагаю исправить эту ситуацию с георгиевской лентой и сделать на основе георгиевской ленты красивое украшение-символ дня Победы.
Мы создадим брошь к 9 мая, которую мы с вами можем подарить ветеранам Великой Отечественной войны или труженикам тыла, а также вы можете изготовить ее самостоятельно дома, где она будет храниться от весны до весны в домашней шкатулке много лет. (рассказ сопровождается демонстрацией готовых образцов георгиевских брошек). (Слайд 7)
- Вы наверное заметили необычное расположение столов в кабинете? Так вот, у нас сегодня не обычное занятия, а работа в мастерской!
Представьте себе, что сегодня каждый из вас работает на своем участке. Изделие, которое мы с вами будем изготавливать,- брошь, где основой является георгиевская лента и цветок выполненный из атласной ленты. (Слайд 8)
Технологические карты изготовления броши у вас на столах и на экране. (Слайд 9)
Давайте с вами посмотрим на технологическую карту, все ли вам понятно!
- Сейчас мы распределимся по участкам, а глядя на слайд вы увидите обязанности и взаимосвязь всех подразделений. (Слайд 10)
- В мастерской три участка: участок раскроя; участок изготовления деталей (лепестков); участок сборки изделия и готовой продукции. На столах стоят карточки с названием участков. Каждым «рабочим» руководит мастер производства. Все «рабочии» подчиняются мастеру, который снабжает работниц всем необходимым: материалами, приспособлениями, инструментами, следит, чтобы работа была четко и слажено организована, следит за качеством изделий. Начальник цеха осуществляет общее руководство и контроль за мастерской, решает сложные вопросы. Все подразделения подчиняются начальнику мастерской.
- Прежде чем приступим к практической части, давайте немного взбодримся! Сейчас в наше время, на многих организациях есть спортивные залы, где рабочие предприятия или офиса могут отвлечься от работы с пользой для здоровья.
- Я предлагаю вам встать около ваших стульев и сделать небольшую разминку. (Слайд 11)
Физкультминутка «Шеей крутим осторожно»
Шеей крутим осторожно -
Голова кружиться может.
Влево смотрим – раз, два, три.
Так и вправо посмотри. (вращение головой вправо и влево)
Вверх потянемся, пройдемся, (потягивание – руки вверх, ходьба на месте)
И за парты вновь вернёмся. (дети садятся за парты)
IV. Практическая самостоятельная работа по участкам
- Приступаем к самостоятельной работе. (Слайд 12)
- Не забываем, что ваша цель изготовить георгиевскую брошь, а ее качество, внешний вид зависит от каждого из вас!
- Пока вы изучаете технологические карты своего участка, мастер прозводства (учащиеся) проверит ваши знание правил ТБ. Результаты зафиксирует в карточках учета. Все работники проверяют свои рабочие места, наличие материала и инструмента. При возникновении проблем обращаются к мастеру!
(«Работники», принимаются за практическую работу. Чтобы участки изготовления деталей (лепестков) и сборки не простаивали в ожидании, педагог заранее приготовил некоторые заделы для этих участков. Мастер следит за соблюдением технологии, чтобы не было брака, и объясняет, как поступить в том, или ином случае. Педагог, наблюдает за работой и участвует при решении спорных вопросов.)
- До конца работы цеха осталось 5 минут, и я прошу вас заканчивать работу.
V. Подведение итогов работы. Анализ допущенных ошибок. Рефлексия.
- Сегодня у каждого из вас была ответственная работа! Давайте посмотрим на наши готовые броши. Как вы считаете, вы справились с заданием? Были ли у вас затруднения в работе? Какие? (Слайд 13)(ответы учащихся, обсуждения)
- Я считаю, вы все большие молодцы! Умеете работать в связке друг с другом, а мне было приятно работать с вами!
- А я с вами прощаюсь до следующего занятия! Всего вам доброго! До свидания! VI. Уборка рабочих мест и помещения.
Дежурные убирают рабочие места и проветривают помещения.