Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Учёт индивидуальных особенностей учащихся концертмейстером в вокальном классе

Учёт индивидуальных особенностей учащихся концертмейстером в вокальном классе
«Вся ценность общества зависит от того,
какие возможности предоставляет оно
развитию индивидуальности»
Оскар Уайльд.

Пояснительная записка
Каждый ученик по-своему индивидуален. Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным особенностям относится своеобразие восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

Должны ли в воспитании и обучении учитываются индивидуальные особенности? Я считаю, что процесс обучения должен максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлении человеком, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания обучения к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика.

Основная часть
В своей аттестационной работе я хочу рассмотреть работу концертмейстера конкретно в вокальном классе и определить, каким образом он может изучить индивидуальные особенности обучающихся.
Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ученика. Учёт особенностей учащихся носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении учебных задач, определении способов действий и т. д. Происходит интеграция отдельных приёмов, способов индивидуализации обучения в единую систему, что повышает эффективность и обеспечивает единство обучения, воспитания и развития.

Для диагностики изучения индивидуальных особенностей обучающихся используются различные принципы и методы:
1. Изучение должно быть направлено на выявление особенностей психического развития обучающегося.
2. Оценка результатов диагностики производится не путем сравнения этих результатов с какими-либо нормами или средними величинами, а главным образом путем сопоставления их с данными предыдущих диагностических проверок того же учащегося для выявления характера и величины его продвижения, собственных его усилий.
3. Диагностика должна выявлять не только наличный, актуальный уровень развития той или иной индивидуальной особенности, а проводиться с учетом возможной «зоны ближайшего развития» (перспектив развития учащегося, которых он может достичь при сотрудничестве со взрослыми).
4. Изучение личности обучающегося важно не само по себе. Оно направлено на решение определенной педагогической задачи, «под» которую и выбирается методика исследования.
5. Изучение индивидуальных качеств должно вестись с учетом возрастных особенностей, в частности, экспериментальные задания необходимо предъявлять в доступной для учащихся каждой возрастной группы форме.

Методы опроса.
Обычно в педагогике применяют следующие методы опроса: интервью (беседа), анкеты, личностные опросники.

Распространенность этого метода объясняется его своеобразной универсальностью. Если при наблюдении педагог только фиксирует акты реального поведения учащегося, то с помощью опроса можно получить информацию о мотивах поведения индивида, его намерениях, планах на будущее. Специфика метода опроса в том, что источником информации для педагога выступают в этом случае сообщения самих детей, хотя это не гарантирует полную достоверность информации. Поэтому так важно прежде убедиться, настроен ли учащийся искренне отвечать на поставленные перед ним вопросы (может ли в принципе на них ответить). Техника проведения опросов как раз и сводится к тому, чтобы обеспечить достоверность и надежность информации.
Метод незаконченных предложений. Разновидностью письменного опроса являются незаконченные предложения, которые опрашиваемые дописывают сами. Например: «Сотрудничество педагогов и учащихся - это...» или: «Больше всего я ценю в людях...», или: «Наша школа...». В таком задании вопрос исследователя (Что такое сотрудничество? Что ты ценишь в людях? Что можешь сказать о своей школе?) дается в скрытой форме, а опрашиваемый ставится в позицию отвечающего самому себе, что заставляет интенсивнее думать, искать более полные и искренние ответы.

Содержание незаконченных предложений определяется исследовательскими задачами. Если, например, требуется выяснить степень усвоения различных понятий, то предложение может быть сформулировано так: «Ответственный человек - это...», «Быть современным учителем - это значит...». Оценочные сужения помогут выявить предложения типа: «Наши учителя...»; «Более всего мне не нравится в людях...»; «В себе я ценю...». Эти предложения выявляют отношение учащегося к взрослым, своему коллективу, самому себе. Информацию о направленности и содержании учебных интересов могут дать такие предложения, как: «В наши уроки я бы включил...».

Независимо от того, каковы исследовательские задачи, содержание предложений должно быть понятно опрашиваемым, в противном случае не будут реализованы ни информационные, ни воспитательные возможности данного метода. Такое представление информации позволяет увидеть, какие ценности находятся в центре внимания коллектива, какие «западают».
Самоанализ выступления. Эта методика вырабатывает способность обучающихся оценивать свои результаты и выявляет понимание того, как их улучшить. Лучше всего для этого метода использовать видеозапись исполнения вокального произведения и при просмотре учащийся сам рассказывает, что у него получилось, а нал чем ещё предстоит поработать.

В образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусств концертмейстеру принадлежит особая роль, поскольку для развития творческой индивидуальности ребенка, воспитания будущего музыканта или любителя искусств необходима тщательно продуманная и организованная совместная работа руководителя и концертмейстера.
Для успешной организации учебного процесса педагог вокала и концертмейстер должны быть единомышленниками, в таком случае концертмейстер для преподавателя становится помощником, а для ученика - педагогом-наставником и другом. Концертмейстер, как и педагог, должен внимательно изучить индивидуальные особенности вокального аппарата ученика, его недостатки и достоинства.
На концертмейстера возлагается ответственная задача – ознакомить ученика с различными музыкальными стилями, воспитать его музыкальный вкус. Эту миссию он выполняет и через высокохудожественное исполнение аккомпанемента, и через профессиональную работу на этапах разучивания произведения с солистом.

Концертмейстер вместе с педагогом участвует в выборе программы. В его обязанности входит подбор и адаптация музыкального материала с учетом индивидуальности каждого ученика. При этом критериями отбора репертуара для учащегося-вокалиста становятся его индивидуально-личностные характеристики, интересы, музыкальные данные, диапазон его голоса, артистичность, а также задачи, которые педагог ставит перед учеником. В этот период концертмейстер исполняет большое количество музыкальных произведений различной сложности, так что необходимо хорошо читать с листа и виртуозно владеть инструментом.

Руководствуясь принципом индивидуального подхода к каждому исполнителю, нельзя обозначить единый план ведения занятия, одинаково пригодный для всех учащихся. Пианист должен помнить, как ученик пел в классе на уроке у педагога, как прошел предыдущий урок у концертмейстера и, исходя из этого, продумать заранее, над чем именно лучше поработать на следующем занятии. В случае прихода на урок ученика в утомленном или не совсем здоровом состоянии, понадобится на ходу менять задачу, выбирая направления, не требующие большой вокальной нагрузки. Занятия строятся по-разному в зависимости от способностей певца, строения певческого аппарата, если ученик не пел в этот день, то полезно его распеть несколькими упражнениями, которые давал в классе педагог и которые всегда знает концертмейстер.
Установить творческий, рабочий контакт с вокалистом нелегко, но нужен еще и контакт чисто человеческий, духовный. Поэтому в работе концертмейстера с вокалистом необходимо полное доверие. Вокалист должен быть уверен, что концертмейстер правильно его «ведет», любит и ценит его голос, тембр, бережно к нему относится, знает его индивидуальные возможности, тесситурные слабости и достоинства. Все певцы, а юные в особенности, ждут от своих концертмейстеров не только музыкального мастерства, но человеческой чуткости.

Е. Кубанцева выделяет несколько этапов работы концертмейстера над аккомпанементом вокального сочинения:
• Предварительно зрительное прочтение нотного текста. Музыкально-слуховое представление.
• Первоначальный анализ произведения, проигрывание целиком - с совмещением вокальной и фортепианной партий.
• Ознакомление с данными о творческом пути композитора, его стиле, о жанрах, в которых он работал.
• Выявление стилистических особенностей сочинения.
• Отработка на фортепиано эпизодов с различными элементами трудностей.
• Выучивание своей партии и партии солиста.
• Анализ вокальных трудностей.
• Постижение художественного образа сочинения. Составление исполнительского плана.
• Правильное определение темпа. Нахождение выразительных средств, создание представлений о динамических нюансах.
• Проработка и отшлифовка деталей.
• Репетиционный процесс в ансамбле с солистом.
• Воплощение музыкально-исполнительского замысла в концертном исполнении.

Концертмейстер должен выучивать свою партию с той же тщательностью, с которой он готовит сольный репертуар. Только тогда, не связанный трудностями и неожиданностями, сможет он свободно следовать за певцом, чувствовать его намерения, гибко и чутко откликаться на все динамические и темповые изменения, внимательно реагировать на внезапные и случайные отклонения солиста от заранее намеченного плана и сохранять ансамбль. Лишь когда пианист до конца уверен в себе, он не станет в звучании «прятаться» за певца.

Уроки вокала - благодатная почва для воспитания певчески правильного, здорового голоса. Как считают специалисты, самый заурядный голос можно и нужно развивать. При этом концертмейстеру отводится важная роль, ему приходится заниматься с певцом самостоятельно, например, в случае болезни или командировки преподавателя. Работая с вокалистами, концертмейстер должен знать особенности развития голоса учащихся, в соответствие с предъявляемыми к ним требованиями учитывать их возрастные возможности. За период обучения голос учащихся изменяется и проходит несколько стадий. Принято различать четыре основных стадии. Это связано с физическим и нервно-психическим ростом ребёнка. У младших школьников голос имеет чисто детское звучание, про такой голос говорят: «головное звучание» или «высокое резонирование». Голос в младшем возрасте ещё нежный и неокрепший. Форсирование звучания может привести к нежелательным результатам. По мере роста ребёнка меняется механизм голосового аппарата, развивается голосовая мышца, постепенно усложняясь и приобретая упругость. Важно внимательно следить за развитием подростка, чтобы не пропустить признаки наступающей мутации, связанной с формированием не только гортани, но и всего организма, и правильно строить занятия. Голосовой аппарат перестаёт быть плавным, развитие его идёт в это время неравномерно. Концертмейстеру, как и педагогу по вокалу, необходимо заботится о соблюдении певческих норм и певческого режима. Знание таких тонкостей помогает концертмейстеру профессионально подходить к вопросу образования звукового баланса и осуществлению здоровьесберегающих технологий. Концертмейстеру надо хорошо знать голос ученика, так как необходимое звуковое равновесие зависит во многом от силы и тембра голоса. Концертмейстер также должен учитывать при осуществлении необходимого соотношения звука, что он находится за спиной вокалиста.

Ученикам, особенно в младшем школьном возрасте, свойственна застенчивость и неуверенность, и именно концертмейстер помогает преодолеть эти черты личности, которые препятствуют самовыражению юного музыканта.

В значительной степени это касается публичного выступления, когда ребенок испытывает наибольшее волнение. Ведь, как известно, выход исполнителя на концертную эстраду относится к категории стрессовых ситуаций и предполагает адаптацию к особому, отличному от рабочего состоянию. С чем же приходится сталкиваться и солисту, и аккомпаниатору? Прежде всего, с новыми, непривычными условиями: акустикой концертного зала, освещением. Юного вокалиста могут отвлечь неожиданные внешние раздражители и, как следствие, исполнитель может забыть слова, неточно воспроизводить ритмический рисунок, не выдерживая метроритмические рамки.

Концертмейстер в этой ситуации должен вовремя «подхватить» ученика, для этого необходимо обладать быстрой реакцией. Опытный преподаватель-концертмейстер помогает выступающему устранить напряжение перед концертом и достигнуть состояние комфортности сценического выступления.
Начинающие вокалисты порой думают, что чем громче они поют, тем красивее звучит их голос. Концертмейстер должен напоминать солисту, какой красочности и выразительности он добьется, разнообразя силу и окраску звука. Тут возникает опасность при пении piano – мелкое дыхание и звук «без опоры».
Типичная ошибка певцов без опыта петь последние тянущиеся ноты фразы громко. Это, конечно, неграмотно и пианист должен указывать и неустанно следить за этим.

Концертмейстер предостерегает начинающего певца от бессмысленных жестов вовремя пения. Лишние движения у певца легко превращаются в привычку и выдают его физическую (вокальную) скованность и напряженность. Жестикуляцию может себе позволить лишь большой артист, умеющий оправдать жестом внутреннее состояние, и чем она будет сдержаннее, тем уместнее и выигрышней для солиста.

В младшем школьном возрасте, когда комплекс музыкальности еще недостаточно сильно окрашен гендерными особенностями, важно учитывать восприимчивость детей к воспитательным воздействиям музыкальной среды.
Тем не менее уже в начальной школе структура музыкальности мальчиков и девочек имеет свои отличительные особенности: метроритмическое чувство и звуковысотный слух являются стержневыми способностями музыкальной одаренности у мальчиков, в то время как у девочек огромную роль играет эмоционально-творческая составляющая музыкальности.

Творческая составляющая музыкальной одаренности младших школьников, таким образом, связана с интеллектуальным началом у мальчиков и с эмоциональной возбудимостью у девочек.

При выборе песенного музыкального материала надо принимать во внимание интересы каждой гендерной группы. Учитывая тот факт, что интересы мальчиков зачастую направлены на относительно отдаленные предметы и явления, важно обновлять музыкальный репертуар произведениями сказочного и фантастического содержания современных композиторов.

Интересы девочек в основном направлены на отношения между людьми и на окружающие предметы и явления, что определяет лучшие знания девочек о себе, их большее внимание к своей внешности и к особенностям внешности и поведения окружающих. Благодаря этому у девочек уже с младшего школьного возраста наблюдается больший интерес к внутреннему миру, большая чуткость к чувствам и переживаниям человека, что требует включения в репертуар музыкальных произведений соответствующей тематики.

В средних классах важно продолжать обращать внимание на проявления и развитие творческого потенциала обучающихся, стараясь превращать любую, даже внешне репродуктивную музыкальную деятельность в творческую, что позволит слить воедино музыкальное и личностное развитие ребенка, создавая ситуацию их взаимообусловливания.

В старшем школьном возрасте особое внимание к индивидуальным проявлениям гендерных особенностей обучающихся важно сосредотачивать на этапе разработки образовательных программ. Музыкальное образование старших школьников проходит уже вне уроков музыки в условиях внеурочной деятельности и рассматривается как развитие внутреннего деятельностного потенциала, способности выступать творцом, созидателем прекрасного. Вследствие этого особое внимание следует уделять развитию творческой инициативы, творческой самостоятельности обучающихся, развитию оригинальности и силы музыкального воображения. Внутренний мир старшеклассников во многом сформирован, при этом девушки отличаются практичностью и реалистичным мировоззрением, тогда как юноши зачастую более мечтательны, склонны отступать от реальности и могут иметь самобытное мировоззрение.

Таким образом, специфика работы концертмейстера с вокалистами заключается в том, что он должен хорошо знать природу певческого голоса, основы вокального пения и секреты взаимодействия инструмента и голоса. В профессии концертмейстера личностные качества не отделимы от профессиональных. Важнейшими из них являются: виртуозное владение инструментом, методикой, педагогическим мастерством, образовательными технологиями, организационными навыками, общей эрудицией; уравновешенность характера, чувство юмора. Также немаловажно учитывать индивидуальные возможности каждого отдельно взятого ученика, будь то солист, или участник ансамбля (хора).

В работе концертмейстера с вокальным коллективом или хором появляется возможность взаимообмена, взаимообогащения, эмоционального "заражения" и тем самым поднимает активность каждого ученика.
При групповой работе между учителем и учеником возникают более близкие контакты и создаются условия для проявления эмоций, выражения потребностей, развития интересов, большие возможности в вариации содержания и способов передачи информации, оказания помощи каждому ученику. Учащиеся ансамбля делятся на несколько подгрупп с учётом уровня обучения, склонностей и т. д.

В заключении хочется сказать, что специфика работы концертмейстера требует от него особого универсализма, мобильности, умения переключаться на работу с учащимися различных классов детских школ искусств. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива.

Список источников
1. Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором // Музыка в школе. – 2001. - № 5
2. Мур Дж. Певец и аккомпаниатор. М., Радуга, 1987.
3. Нерушева О.А. Использование компьютерных технологий в деятельностиконцертмейстера детских школ искусств / О.А. Нерушева // Молодой ученый. – 2013. - № 7.
4. Таллибулина М.Т. Музыкальная одаренность: структура, гендерные и возрастные особенности проявлений: дис. канд. психол. наук. Пермь, 2003.
5. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. «Академия развития», 1996.
6. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М.: Знание, 1986.

Рекомендуем посмотреть:

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении пению Конспект открытого занятия вокального кружка в 1 классе Конспект урока в ДШИ: Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения в классе балалайки Конспект урока по предмету музыкальный инструмент на тему: Разнообразие исполнительского материала н

Похожие статьи:

Сценарий выпускного вечера в музыкальной школе

Участник №53 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2019 года
Мотивация учебной деятельности и ее формирование в начальной школе
Опубликовано: 2035 дней назад (11 апреля 2019)
Просмотров: 2673
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!