Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Современные приемы развития речевых умений в процессе обучения чтению и опыт их применения на уроках английского языка

Опыт работы учителя английского языка. Презентация
Основными тенденциями в модернизации языкового образования при обучении иностранному языку являются межкультурный подход, личностно-ориентированное обучение, коммуникативные методики. Переход на личностно-ориентированное обучение предполагает внедрение новых форм и методов и приемов обучения, средств активизации познавательной деятельности обучаемых, более продуктивную организацию их работы.

Сегодня, когда в связи с содержанием ГИА по английскому языку, внимание к обучению российских учащихся устному речевому общению на иностранном языке вновь возрастает, возникает необходимость активной разработки современных приёмов и технологий эффективного обучения школьников речевой деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Из этого следует логический вывод о том, что речевая компетенция является важнейшим компонентом коммуникативной компетенции учащихся в целом и не должна подменяться так называемой "тестовой компетенцией".

В соответствии со ФГОС по иностранному языку коммуникативные умения чтения (как одного из четырех основных видов речевой деятельности) входят в состав речевой компетенции . Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться. Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию. Учитель должен организовать исследовательскую деятельность учеников так, чтобы они сами нашли ответы на поставленные вопросы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.

Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять — осмыслить — запомнить — применить — проверить результат. Линия учебников «Starlight» для углубленного изучения английского языка, по которой мы работаем в гимназии соответствует, на мой взгляд, этому принципу и помогает современному учителю осуществлять системно-деятельностный подход. Курс организован таким образом, что интегрирует практику четырех видов речи. Чтение широко используется в познавательных и эстетических целях и играет одну из важнейших ролей в процессе обучения иностранному языку.

Положительное влияние чтения на развитие устной речи оказывается возможным благодаря тому, что в процессы чтения (и тихого и громкого) вовлечены все анализаторы, участвующие в говорении.
Поэтому особое внимание в процессе обучения чтению я стараюсь уделять чтению вслух. Оно широко используется для обучения произношению и является обязательным компонентом работы при объяснении нового языкового материала. Общность коммуникативных задач (передача информации) и наличие громкой внешней речи делает чтение вслух ценным упражнением в развитии умения говорить: оно дает возможность работать над выразительностью и обращенностью речи, постепенно увеличивать ее темп, сохраняя при этом правильность.

Обучение чтению должно строиться как познавательный процесс. Спецификой чтения как речевой деятельности является то, что оно используется при решении задач познавательного плана. Будучи всегда направленным на получение информации, оно само может быть охарактеризовано как познавательная деятельность. В связи с этим важное значение приобретает содержание текстов для чтения. Оно фактически предопределяет, будут ли учащиеся относиться к чтению на иностранном языке как к способу получения информации. Поэтому все тексты должны представлять для них определенный интерес, быть для них значимыми. Тексты, представленные в учебниках «Starlight» соответствуют данным критериям, а их содержание и задания к ним позволяют применять эффективные приемы развития речевых умений в процессе обучения чтению.

К примеру, прием «информационного неравенства» (information gap)
(определение понятия представлено на слайде).

В учебнике «Starlight 10 » есть текст «Standing on Solid Ground», в котором говорится о строении земного шара, твердая кора которого делится на мелкие «разломы», медленно скользящие по поверхности глубоко расположенной мантии, находящейся в жидком состоянии под влиянием раскаленного земного ядра. Движение разломов земной коры приводит к землетрясениям.

Для реализации данного приема учащимся предлагаются небольшие текстовые фрагменты, содержащие как проверенные, так и недостоверные утверждения по проблеме землетрясений, имеющиеся в интернете. Между разными фрагментами информации возникает противоречие.
На слайде представлены примеры фрагментов текстов.

На уроке речевые умения отрабатываются в вопросно-ответной беседе (учащимся разрешается задавать друг другу специальные вопросы типа “Who knows more about … ?”, “What do you know about … ?”, “How do you think … ?”, “Why do you think … ?”, “Who do you think … ?” и запрещается видеть тексты друг друга). На доске представлены факты, которые в итоге учащиеся должны отметить верными или неверными.

Рассмотрим другие примеры приемов развития речевых умений в процессе обучения чтению в 6х классах на основе учебника «Starlight-6» (представлены на слайде).

Одной из наиболее сложных тем является: "Окружающая среда и проблемы экологии" с точки зрения понятийной точности. Целый модуль данного учебника посвящен этой теме. Английский как предмет является достаточно сложным, поскольку реализует метапредметные связи. Именно поэтому на мой взгляд важным является акцент на понятийную точность в процессе обучения чтению по данной теме. Современная трактовка понятия экология намного шире, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако необходимо разделять понятия ecological («относящееся к науке экологии») и environmental («относящееся к окружающей среде»). Очень часто учащиеся подменяют данные понятия.

На предтекстовом этапе учащимся даются определения понятиям "окружающая среда" и "экология". В данном случае я представила определения понятий из словарей Лонгман, Коллинс и он-лайн словаря по биологии. Как правило, применение термина "окружающая среда" относится к описанию природных условий на поверхности Земли, состоянию её локальных и глобальных экосистем, включая живую природу, и их взаимодействие с человеком.

Экология - это наука, изучающая взаимосвязи организмов с окружающей средой, т. е. совокупностью внешних факторов, влияющих на их рост, развитие, размножение и выживаемость. Необходимо сделать акцент учащимся на то, что понятие окружающая среда связана прежде всего с состоянием земли, воды и воздуха, а экология с тем, как живые организмы вынуждены выживать в этой среде.

Рассмотрим примеры текстов из учебника. Они представлены на слайдах. А также коммуникативные упражнения на разных этапах работы с текстами.

Существуют три этапа работы с текстами:
- предтекстовый этап;
- текстовый этап;
- послетекстовый этап
На каждом этапе я представила упражнения, способствующие развитию речевых умений учащихся по данной теме.

Предтекстовый этап (введение в тему):
а) сопоставить иллюстрации по теме с описанием
б) ответить на вопросы с опорой на картинки по теме;
Текстовый этап:
а) определить верные, неверные или не выраженные в тексте утверждения;
б) дополнить предложения
в) подобрать ответ на вопрос из текта
г) сопоставить подзаголовки с частями текста
д) ответить на вопросы по тексту

Послетекстовый этап:
а) описать свой опыт, свои ощущения в нескольких предложениях;
б) составить словосочетания из ключевых слов по теме, а также несколько предложений на основе прочитанного текста;
в) назвать три наиболее запомнившихся факта из текста;
г) за установленное время составить несколько предложений по содержанию прочитанного текста.
д) после прочтения текста заполнить пропуски под определенными подзаголовками соответствующей содержанию текста информацией

Помимо этого для закрепления понятий окружающая среда и экология я предлагаю учащимся заполнить таблицу из представленных мной предложений модуля.

Подобным образом я использую данные приемы на уроках в 9х классах при изучении темы "Окружающая среда и экология". Важным на мой взгляд является дополнять уроки социокультурными знаниями. Так например, календарно-тематическое планирование предусматривает раздел РНК , в рамках которого на уроках английского языка затрагиваем проблемы своего региона (экологические проблемы Мурманской области) так как данная тема является так же актуальной при подготовке к ГИА.

Учащимся 9-х классов предлагается текст с заданием распределить подчеркнутые предложения в таблицу. Какие относятся к понятию окружающая среда, а какие к проблемам экологии. И после этого можно дать задание - составить монологическое высказывание по опциям на тему экологические проблемы в моем регионе.

Помимо этого, я использую с своей работе еще ряд приемов для развития различных умений чтения. Так, приём, «множественный выбор». Учащимся предлагается пять вопросов по тексту с четырьмя вариантами ответов. Предлагаются три отрывка и четыре названия к ним, т. е. одно название лишнее.

Существует также прием «восстановление» или «заполнение пропусков» может быть использован только для развития умения чтения с полным пониманием информации. Задача учащихся - заполнить пропуски подходящими по смыслу словами.

Прием «мозаика» предполагает разделение «банка информации», т. е. после ознакомления с определенной частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.

«Составление кратких записей» - прием работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования.

Такой прием работы по тексту как «логическая перегруппировка» или «восстановление последовательности» предлагает перераспределение материала в логической последовательности или согласно плану.

Прием «дополнение» основан на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста. Данный прием характерен для развития умения чтения текста с полным пониманием информации.

Таким образом, хочется сделать вывод о том, что весь процесс обучения чтению на уроках английского языка я стараюсь строить на принципе речевой направленности через реализацию метапредметных связей и социокультурных знаний, применяя современные эффективные приемы.
Презентация на тему: Современные приемы развития речевых умений в процессе обучения чтению и опыт их применения на уроках английского языка

Рекомендуем посмотреть:

Интерактивные средства обучения на уроке английского языка Из опыта работы учителя английского языка Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка и внеклассных мероприятиях Цветовая палитра английского и русского языков
Опубликовано: 2140 дней назад (12 января 2019)
Просмотров: 808
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!